Дилецкий, Николай Павлович
ок. 1630, Киев - ок.1680

Назад

Николай Павлович Дилецкий (Nikolay Pavlovich Diletsky) - Украинский теоретик и композитор

Родился около 1630 года, Киев - умер после 1680 года, Москва.

Активно работал в России. Он учился в Вильнюсе, где в 1675 году опубликовал "Toga złota" ("Золотая тога"); ныне утраченный, вероятно, это был панегирический памфлет. Возможно, он был связан с известной в городе иезуитской академией; однако брошюра была опубликована францисканским издательством в Вильнюсе. Некоторое время он жил в Смоленске, а затем в Москве. Его сочинения, которые хранятся в коллекциях на Украине и в России (в основном на русском языке), включают четырех- и восьмичастные изложения Божественной литургии, восьмичастное изложение пасхального канона и другие литургические произведения (некоторые под ред. Н.О. Герасимовой-Персидской, Миколы Дилецкого: Дилецкий: Хоровые произведения, Киев, 1981). Украинское происхождение Дилецкого известно благодаря краткому замечанию теоретика И.Т. Коренева, который описал его как "жителя города Киева"; оба теоретика, по-видимому, работали вместе, и их трактаты часто встречаются в рукописных источниках в паре. Дилецкий, по-видимому, переехал из Украины в Вильнюс, где была опубликована его "Злотая тога". Работа, ныне утраченная, вероятно, представляла собой панегирический памфлет. Дилецкий, возможно, был связан с важной иезуитской академией в Вильнюсе, хотя брошюра была опубликована в городской францисканской типографии. Другие биографические сведения почерпнуты из трех сохранившихся версий его теоретического трактата: "Грамматика музыкального пения" (Смоленск, 1677); "Идея музыкальной грамматики" (Москва, 1679) и еще одной московской версии, дошедшей до нас в вариантах 1679 и 1679 годов. 1681, "Грамматика музыкального пения" ("A grammar of musical song"). Эти тексты написаны на русском языке; Дилецкий, по-видимому, написал версию своего трактата на польском языке, находясь в Вильнюсе, хотя ни один источник не сохранился. Помимо свидетельств самого трактата, не было найдено никаких независимых данных о карьере Дилецкого в Москве, и часто предполагается, что он умер вскоре после завершения третьей версии своего трактата в 1681 году. Одним из более поздних источников, сохранивших грамматику, является украиноязычная версия (основанная на смоленском тексте), написанная в Санкт-Петербурге в 1723 году. Некоторые ученые предполагают, что это автограф, указывая на то, что он написан, по-видимому, на родном языке Дилецкого; они интерпретируют несколько отрывков как указывающие на то, что Дилецкий был жив во время написания источника, и отмечают, что за подписью "Николай Дилецкий" следует знак, который они расшифровывают как "М" (manu propria). Поэтому они предлагают гораздо более позднюю дату смерти Дилецкого. Другие исследователи интерпретируют эти свидетельства по-другому, указывая на многочисленные ошибки в тексте (что маловероятно, если этот источник действительно является автографом) и отмечая, что отрывки, свидетельствующие о том, что автор был еще жив, также встречаются в гораздо более поздних источниках. Они предполагают, что знак "MP" также может быть истолкован как "T" (кириллицей), что означает просто творец (автор). Хотя кажется разумным, что Дилецкий, наряду со многими другими украинскими певцами, мог найти место в Санкт-Петербурге в начале XVIII века, решить этот вопрос невозможно без тщательного архивного исследования, процедуры, которую еще никто не проводил. "Грамматика" - это композиционный трактат, знакомство русскоязычных студентов со стилем концерта, написанный одним из первых мастеров концерта (полифонические произведения а капелла, созданные посредством тонкой игры контрастных элементов, таких как ритмы, размер и фактура, и объединенные переплетением мелодического и гармонического материала). В своем трактате Дилецкий использует гексахордовую терминологию и конструкции, чтобы познакомить с основами музыки, и учит композиции с помощью ряда правил, исследующих элементы стиля. Он приводит множество примеров, цитируя свои собственные произведения, а также произведения других русских и польских композиторов, в том числе Марцина Мельчевского и Яцека Рожицкого. Одна из его разработок называется "музыкальный круг", в котором мелодия может проходить через каждую из мажорных или минорных тональностей с интервалом в 5 ля; она вводится как способ удлинения композиции и представлена на круглом посохе. Это первый пятый круг, появившийся в теоретическом трактате, который на несколько десятилетий опережает западные примеры.