Дьёпар, Шарль
ок.1667 - ок.1740
Назад
Шарль Дьёпар (Charles Dieupart) - Французский клавесинист, скрипач и композитор
Родился после 1667 года - умер около 1740 года.
Работал в основном в Англии. Современникам и Хокинсу, главному источнику информации о событиях его жизни, он был известен как Чарльз, но письмо с автографом на французском языке подписано Ф. Дьёпар. Французский нотариальный акт, опубликованный Хардуэном (1714), свидетельствует о том, что некий Франсуа Дьёпар, сын парижского свечника, женился в 1667 году и жил в приходе Сент-Джеймс, Пикадилли, Лондон. Вероятно, он был родственником французского придворного музыканта на духовых инструментах Николя Дьёпара, главного переписчика важной рукописи инструментальных трио, чье имя фигурирует в отчетах Королевской академии с 1667 года до его смерти в 1700 году. Шесть сюит Дьёпара (1701) посвящены графине Сандвич, дочери графа Рочестера, которая на рубеже веков отправилась во Францию "поправить здоровье". Формулировка посвящения наводит на мысль, что она стала его ученицей за некоторое время до своего возвращения в Англию. Впервые о Дьёпаре услышали в Англии в рекламе концерта на Друри-Лейн в Лондоне 11 февраля 1703 года, когда он аккомпанировал Гаспаро Висконти в некоторых сонатах Корелли. Он написал инструментальную музыку, ныне утраченную, к спектаклю "Маска британского счастья" Питера Мотте (Друри-Лейн, 22 февраля 1704 года), а на следующий год он сотрудничал с Томасом Клейтоном и Н.Ф . Хеймом в том же театре в постановке "Арсинои, королевы Кипра" (16 января 1705 года), возможно, снова исполнив инструментальную музыку. Согласно Хокинсу, Дьёпар играл на клавесине, а Хейм - на виолончели в этом опере и опере Бонончини "Триумф Камиллы" (Друри-Лейн, 30 марта 1706 года), и он же написал увертюру и чакону к опере Мотте "Пастиччо Томирис" (Друри-Лейн, 1 апреля 1707 года). Очевидно, он был видным представителем музыкального истеблишмента Друри-Лейна, представляя интересы сопрано Кэтрин Тофтс в спорах с менеджером Кристофером Ричем. Зимой 1707-1708 годов Дьёпар был одним из тех, кто участвовал в создании конкурирующего оперного проекта в Королевском театре в Хеймаркете, Лондон, и написал и аранжировал музыку для его первой постановки - "Триумфа любви" Мотте (26 февраля 1708 года); Мотте написал в предисловии, что любой успех "будет иметь решающее значение. Я в немалой степени обязан мистеру Дьёпару за его участие в организации развлечений и за то, что он поставлял необходимую речитативную и другую музыку". Согласно Хокинсу, Дьёпар непрерывно играл с Хеймом в опере Алессандро Скарлатти "Пирр и Деметрий" (14 декабря 1708 года), и он играл в Хеймаркетском оркестре примерно до 17 ноября 1710 года, когда его, по-видимому, уволили; в тот день альтист У. Армстронг отказался прийти на репетицию в театр, заявив, что он не может играть на скрипке. “Однажды я дал себе слово, что не стал бы играть, если бы не наш Старый учитель мистер Дю Парр”. Вместо этого Дьёпар вместе с Клейтоном и Хеймом планировал организовать "музыкальные развлечения" в Йорк-Билдингс, рекламируя их в письмах к "Зрителю" от 26 декабря 1711 года и 18 января 1712 года. Хокинс писал, что "это сотрудничество продолжалось недолго", и что впоследствии Дьёпар “полностью посвятил себя обучению игре на клавесине и в качестве мастера игры на этом инструменте был принят в некоторые из лучших семей королевства”. Тем не менее, он не полностью отошел от концертной деятельности: на Друри-Лейн были исполнены его концерты для "Двух гобоев и двух флейт" (14 марта 1722 года), "Маленькой флейты" (11 мая 1722 года), "Гобоев, флейт и скрипок" (15 мая 1723 года), а также ряд других произведений. соната для трубы (14 мая 1726 года). Очевидно, он был постоянным участником оркестра, поскольку 9 сентября 1726 года его зарплата была снижена до 6 шиллингов 8 пенсов за вечер. Хокинс писал, что к концу своей жизни Дьёпар "стал небрежным" и часто посещал концерты, проводимые в пивных, в малоизвестных районах города, но выделялся там не больше, чем в собрании лучших музыкантов, своей аккуратной и элегантной манерой игры. Его последнее известное выступление состоялось в Хэмпстеде 11 сентября 1724 года, когда он сыграл "Концертино для скрипки" и был представлен как “капитан Дюпар, ученик покойного знаменитого синьора Корелли и учитель музыки его нынешнего высочества принца Оранского”. В концерте прозвучали "несколько пьес его собственного сочинения для скрипки и клавесина". По словам Хокинса, он умер "в преклонном возрасте и при очень тяжелых обстоятельствах, примерно в 1740 году". Сегодня Дьёпар наиболее известен своими шестью сюитами для клавесина, отчасти потому, что И.С. Бах скопировал их и, предположительно, они оказали влияние на его английские сюиты. Все сюиты состоят из семи частей: увертюры, аллеманды, куранты, сарабанды, гавота, менуэта или паспье и жиги, и сочетают элементы французской оркестровой музыки с идиоматическим стилем игры на клавесине. Подход Дьёпара к сюите как к форме с фиксированным количеством частей в определенном порядке был беспрецедентным во французской клавесинной музыке, как и предварение увертюры к каждой сюите. Некоторые части сюиты связаны тематически. Роджер опубликовал их в двух вариантах: для клавишных и для скрипки или рекордера с басом континуо, но продавал их вместе и рекламировал как "Мизес в концерте", что предполагает, что они предназначались для совместного исполнения, хотя гармония не всегда точно соответствует. Остальной музыке Дьёпара в наше время уделяют мало внимания, хотя она также демонстрирует живое воображение и утонченное владение гармонией, а также показывает, что он достиг эффективного синтеза французских, итальянских и английских идиом. По-видимому, он был первым французом, написавшим сонаты для записи соло и концерты для оркестра. Пять концертов в Дрездене, вероятно, были написаны для "Друри Лейна" в 1720-х годах и имеют точки соприкосновения с английской сонатой для трубы, написанной после Перселла, концертами для записи для магнитофона, написанными около 1720 года Уильямом Бабеллом, Джоном Бастоном и Робертом Вудкоком, и концертами Генделя ор.3.
Ноты сочинений Шарля Дьёпара на сайте библиотеки IMSLP