Дьёпар, Шарль
1667 - 1740

Назад

Dieupart, Charles

Портрет композитора Шарль Дьёпар

  • Дата рождения: после 1667 года
  • Место рождения: вероятно Париж
  • Дата смерти: около 1740 года
  • Место смерти: Лондон

Биография

Шарль Дьёпар был французским клавесинистом, скрипачом и композитором, работавшим главным образом в Англии. Он был известен своим современникам как Шарль, но автографное письмо на французском языке подписано "Ф. Дьёпар". Французский нотариальный акт показывает, что некий Франсуа Дьёпар, сын парижского свечника, женившийся в 1667 году, жил в приходе Святого Иакова на Пикадилли в Лондоне. Вероятно, он был родственником французского придворного духовника Николя Дьёпара.

Его "Шесть сюит" (1701) посвящены графине Сэндвич, дочери графа Рочестера, которая отправилась во Францию на рубеже веков "для своего здоровья". Формулировка посвящения предполагает, что она стала его ученицей в некоторое время до её возвращения в Англию. Дьёпар впервые упоминается в Англии в анонсе концерта в Друри-Лейн в Лондоне 11 февраля 1703 года, когда он аккомпанировал Гаспаро Висконти в некоторых сонатах Корелли. Он написал инструментальную музыку, ныне утерянную, для маскарада Питера Моттё "Счастье Британии" (Друри-Лейн, 22 февраля 1704 года), а в следующем году сотрудничал с Томасом Клейтоном и Н.Ф. Хаймом в том же театре в постановке "Арсинои, королевы Кипра" (16 января 1705 года), возможно, снова поставляя инструментальную музыку. Согласно Хокинсу, Дьёпар играл на клавесине, а Хайм - на виолончели в этой постановке и в "Триумфе Камиллы" Бонончини (Друри-Лейн, 30 марта 1706 года), и он написал увертюру и чаконы для пастиччо Моттё "Томирис" (Друри-Лейн, 1 апреля 1707 года). Он, очевидно, был видным членом музыкального учреждения Друри-Лейн, представляя сопрано Катерину Тофтс в спорах с менеджером Кристофером Ричем.

Зимой 1707-1708 годов Дьёпар был среди тех, кто участвовал в создании соперничающего оперного проекта в Квинс-Театре на Хеймаркете в Лондоне, и написал и аранжировал музыку для его первой постановки - пастиччо Моттё "Триумф любви" (26 февраля 1708 года). Моттё написал в предисловии, что любой успех "будет обязан немало господину Дьёпару за его долю в устройстве развлечений и за поставку необходимого речитатива и другой музыки".

Согласно Хокинсу, Дьёпар играл генерал-бас с Хаймом в "Пирре и Деметрии" Алессандро Скарлатти (14 декабря 1708 года), и он играл в оркестре Хеймаркета до примерно 17 ноября 1710 года, когда он был, по-видимому, уволен; в тот день альтист У. Армстронг отказался приходить на репетицию в театре, заявив: "Я однажды дал слово, что не буду играть, кроме случаев, когда наш старый мастер господин Дю Парр тоже участвует".

Вместо этого Дьёпар планировал с Клейтоном и Хаймом устраивать "музыкальные развлечения" в Йорк-Билдингс, анонсируя их в письмах в "Зритель" 26 декабря 1711 года и 18 января 1712 года. Хокинс писал, что "это объединение продолжалось недолго", и что Дьёпар впоследствии "полностью посвятил себя преподаванию игры на клавесине, и в качестве мастера этого инструмента получил доступ в некоторые из лучших семей королевства".

Тем не менее, он не полностью отошёл от концертной жизни: его концерты исполнялись в Друри-Лейн для "двух гобоев и двух флейт" (14 марта 1722 года), "малой флейты" (11 мая 1722 года), "гобоев, флейт и скрипок" (15 мая 1723 года), а также соната для трубы (14 мая 1726 года). Он, очевидно, был постоянным членом оркестра, поскольку его зарплата была снижена до 6 шиллингов 8 пенсов за вечер 9 сентября 1726 года.

Хокинс писал, что Дьёпар "стал небрежным" к концу своей жизни "и посещал концерты, исполняемые в пивных, в малоизвестных частях города, и выделялся там не больше, чем он сделал бы в собрании лучших знатоков, своим опрятным и элегантным манером исполнения сольных произведений Корелли". Его последнее известное выступление состоялось в Хэмпстеде 11 сентября 1724 года, когда он играл "скрипичный концертино" и был объявлен как "капитан Дюпар, ученик покойного прославленного синьора Корелли и бывший учитель музыки его нынешнего высочества принца Оранского". Концерт включал "несколько произведений его собственного сочинения для скрипки и клавесина". Согласно Хокинсу, он умер "в преклонном возрасте и в очень стеснённых обстоятельствах около 1740 года".

Творчество

Дьёпар наиболее известен сегодня своими "Шестью сюитами для клавесина", отчасти потому, что И.С. Бах переписал их и, предположительно, испытал их влияние в своих Английских сюитах. Сюиты представляют собой семичастные последовательности: увертюра, аллеманда, куранта, сарабанда, гавот, менуэт или паспье и жига, и смешивают элементы французской оркестровой музыки с идиоматическим клавесинным стилем. Обращение Дьёпара с сюитой как с формой, с фиксированным количеством частей в фиксированном порядке, не имело прецедента во французской клавесинной музыке, как и предварение каждой сюиты увертюрой. Некоторые части сюит связаны тематически. Роже опубликовал их в двух версиях - для клавира и для скрипки или блокфлейты с генерал-басом, но продавал их вместе и рекламировал как "Концертные аранжировки", что предполагает, что они предназначались для совместного исполнения, хотя гармония не всегда точно соответствует.

Остальная музыка Дьёпара была забыта в современную эпоху, хотя она также обнаруживает живое воображение и изощрённое владение гармонией, и показывает, что он достиг эффективного синтеза французской, итальянской и английской идиом. Он, по-видимому, был первым французом, написавшим сольные сонаты для блокфлейты и оркестровые концерты. Пять концертов в Дрездене, вероятно, были написаны для Друри-Лейн в 1720-х годах и имеют точки соприкосновения с пост-пёрселловской английской трубной сонатой, концертами для блокфлейты, написанными около 1720 года Уильямом Бабеллом, Джоном Бастоном и Робертом Вудкоком, и концертами (опус 3) Генделя.

Произведения

Клавирные произведения

  • "Шесть сюит для клавесина" ("Six suittes de clavessin") (версия для клавира, Амстердам, 1701)
  • "Шесть сюит" ("Six suittes") (версия для инструментов, Амстердам, 1702)
  • "Тринадцать избранных уроков для клавесина или спинета" ("Select Lessons for the Harpsichord or Spinnett") (Лондон, 1705)
  • Клавирные пьесы (рукописи)

Камерная музыка

  • "Шесть сонат или сольных произведений" ("Six Sonatas or Solos") для блокфлейты и генерал-баса (Лондон, 1717)
  • Соната ре минор для гобоя, струнных и генерал-баса
  • Соната-увертюра ми минор для струнных

Оркестровые произведения

  • Концерт ля минор для сопрановой блокфлейты/флейты/гобоя, двух гобоев, фагота, струнных и генерал-баса
  • Концерт ля мажор для скрипки, двух гобоев, фагота, струнных и генерал-баса
  • Концерт си-бемоль мажор для двух скрипок, двух гобоев, фагота, струнных и генерал-баса
  • Концерт ми минор для двух флейт, двух валторн, струнных и генерал-баса (неоконченный)
  • Концерт си минор для трубы, двух гобоев, струнных и генерал-баса

Сценическая музыка

  • Песни из новой оперы "Триумф любви" ("Songs in the New Opera, Call'd Love's Triumph") (Лондон, 1708)
  • Симфонии или инструментальные партии к опере "Триумф любви" ("The Symphonys or Instrumental Parts in the Opera Call'd Love's Triumph") (Лондон, 1708)
  • Увертюра и чакона к опере "Томирис" ("The Overture and Chaconne belonging to the Opera of Thomyris") (Лондон, 1708, утеряна)

Вокальные произведения

  • Тридцать три песни, опубликованные в различных сборниках: "Веселый музыкант" (1716-1733), "Карманный спутник для джентльменов и леди" (около 1725), "Музыкальная смесь" (1729-1731), "Арфа" (1730), "Британская музыкальная смесь" (1734-1736), "Спинет" (1750)

Издания

  • "Собрание сочинений Шарля Дьёпара" под редакцией П. Брюноля (Париж, 1934)

Ноты сочинений Шарля Дьёпара на сайте библиотеки IMSLP