Деcтуш, Андре Кардинал
1672 - 1749

Назад

Андре Кардинал Деcтуш (André Cardinal Destouches) - Французский композитор

Родился 6 апреля 1672 года, Париж - умер 7 февраля 1749 года,  Париж.

Андре Кардинал, чей отец Этьен кардинал, сеньор де Туш и де Гильевиль, был богатым парижским купцом, не носил отчества Дестуш до смерти своего отца в 1694 году. С 1681 по 1686 год он обучался у иезуитов на улице Сен-Жак. Охваченный жаждой приключений, он покинул Францию в январе 1687 года вместе с отцом Гюи Тачаром, который совершал второе путешествие в Сиам. Он вернулся в июле 1688 года и четыре года спустя вступил во 2-ю роту королевских мушкетеров ("Черные мушкетеры"), с которой участвовал в осаде Намюра. По-видимому, он обнаружил свои музыкальные способности на лагерных привалах. Он научился играть на гитаре и сочинил несколько песен о сере и буаре. Воодушевленный своим успехом, он уволился из армии в 1694 году, "чтобы посвятить себя музыке" (Титон дю Тийе). Андре Кампра, по-видимому, был его единственным учителем; в 1697 году он разрешил Дестушу написать три арии к его оперному балету "Галантная Европа".
Благодаря своему социальному положению ("Серф де ла Вьевиль" всегда называл его "мистер де Туш"), Дестуш с легкостью вращался в аристократических кругах. Он был другом принца Конти и герцога Вандомского; его самым близким другом был Антуан де Гримальди, будущий принц Монако, человек с утонченным вкусом и сам музыкант-любитель. Благодаря усилиям Гримальди, компания Destouches привлекла внимание Людовика XIV. "Пастораль Эроика Иссэ" была впервые исполнена на концерте в Фонтенбло 7 октября 1697 года перед многочисленной аудиторией, в том числе перед королем и королевой Англии в изгнании. Она имела немедленный успех, и будущее Дестуша было обеспечено. Людовик XIV подарил ему 200 луидоров, сказав, что "со времен Люлли ни одна музыка не доставляла ему такого удовольствия’ (Титон дю Тийе). Дружба Дестуша с князем Монако вылилась в переписку, которая началась в 1709 году и продолжалась до смерти князя в 1731 году. В этих письмах содержится много ценной информации о Королевской академии музыки (ее исполнителях и финансовом состоянии после многих лет плохого управления), а также о собственной музыкальной сцене Дестуша (например, в первоначальном провале "Элменов" винят танцы "малоталантливых сеньоров").
8 января 1713 года Людовик XIV назначил Дестуша на недавно созданную должность генерального инспектора Королевской академии музыки. За "поддержание порядка и дисциплины’ он получил пенсию в размере 4000 ливров. По просьбе Лаланда и благодаря влиянию регента (с которым он был знаком по военной службе) Дестуш был назначен камерным сюринтендантом (8 февраля 1718 года). 15 января 1724 года он женился на Анне-Антуанетте де Рейнольд де ла Ферьер. 28 сентября 1727 года, после смерти Лаланда, он стал мэтром музыкальной палаты. Когда Николя де Франсин ушел в отставку с поста директора Королевской академии музыки, Дестуш занял этот важный пост (8 февраля 1728 года) только для того, чтобы покинуть его вместе с должностью генерального инспектора 1 июня 1730 года.
Начиная с 1725 года, Дестуш организовывал концерты для королевы Марии Лещинской, которая хотела, чтобы он организовал серию концертов spirituels по образцу популярных парижских концертов с одноименным названием. Это поставило композитора в завидное положение: он мог использовать лучшие голоса оперы для исполнения своих собственных светских и духовных произведений. В отчетах menus plaisirs за один только 1727 год указано, что под его руководством в Версале в покоях королевы состоялось 46 концертов.
Дестуш продолжал активно заниматься музыкой даже в последние годы жизни. В 70 лет он дирижировал оркестром на балу-маскараде, который давали дочери Людовика XV, и руководил концертами королевы до 1745 года. Он умер в своем элегантном доме (ныне улица Сен-Рош, дом 4, рядом с церковью Святого Роша) и был похоронен в крипте часовни Пресвятой Девы в этой церкви.

Начало карьеры Дестуша как оперного композитора связано с противоречиями. Его считали любителем. Неясно, какую техническую помощь он получил при сочинении Иссе. Возможно также, что его двоюродный брат Гудар де Ла Мотт подарил ему либретто для "Галантной Европы" только для того, чтобы Кампра присвоил его, для которого он также был либреттистом. Оригинальность Дестуша не следует с готовностью приписывать его незнанию ‘правил’. Сэр Джон Хокинс утверждал, что после Иссе композитор "взялся за изучение правил своего искусства", что лишь "сдерживало полет его гения и плохо сказывалось на его будущих произведениях". Однако сравнение первого издания Иссэ (1697) с радикально переработанным изданием 1708 года показывает, что по мере углубления знаний выразительная сила его музыки углублялась без ущерба для спонтанности. Например, ответ оракула (Акт 2, сцена v), вместо того чтобы продолжаться в той же тональности без перерыва, как в более ранней редакции, становится более драматичным благодаря использованию перерывов и изменений в гармонии и фактуре.

Ноты сочинений Андре Кардинала Деcтуша на сайте библиотеки IMSLP