Десмаре, Анри
1661 - 1741
Назад
Desmarets, Henry
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Анри Десмаре был французским композитором. Мало что известно о его ранней музыкальной жизни, кроме того, что он был одним из мальчиков-пажей музыкального учреждения Людовика XIV. Там, находясь под непосредственным влиянием Пьера Робера и Анри Дюмона в важный период развития большого мотета, он, вероятно, также встречался с Люлли, который использовал пажей капеллы для усиления своих выступлений. В 1680 году Десмаре упоминался как "постоянный музыкант королевской музыки". Титон дю Тийе упомянул идиллию, написанную им для рождения герцога Бургундского в 1682 году; это была форма, к которой он будет регулярно возвращаться.
Десмаре не удалось победить в конкурсе 1683 года на пост помощника руководителя королевской капеллы, но позже он занялся написанием мотетов для одного из успешных конкурентов, Гупийе, чтобы выдать их за свои собственные. Обман не был раскрыт до 1693 года, когда Десмаре, жалуясь, что ему недостаточно заплатили, разоблачил Гупийе. Десмаре все больше тяготел к светским формам композиции. Кажется, он хотел учиться в Италии, но этот план был сорван Люлли. Некоторую меру благосклонности двора можно предположить из частного исполнения его первой оперы "Эндимион", которое состоялось в течение нескольких дней в апартаментах короля, по одному или два акта за раз, в феврале 1686 года и так понравилось дофине, что она приказала еще одно исполнение несколько дней спустя. Писать для сцены Академии в то время было запрещено Десмаре, поскольку Люлли пользовался полной монополией; пробел, оставленный его безвременной смертью в марте 1687 года, начал заполняться лишь осторожно следующим поколением. Дю Тралаж цинично заявил, что "Дидона" (1693), одна из самых ранних сохранившихся музыкальных трагедий Десмаре, имела успех у публики, потому что была скопирована с Люлли, что "Цирцея" (1694), менее точно смоделированная на Люлли, была менее успешной, и что "Теаген" (1695), в котором композитор пошел своим путем, не имел успеха вообще. Балет "Любовь Мома" (1695) был затменен другим важным предшественником оперы-балета, "Балетом времен года" Колласа (1695), отчасти потому, что его обозначение как "балет" было подвергнуто критике. Когда Десмаре начал работу над другой оперой, "Венера и Адонис", в 1695 году, он, по-видимому, был в споре с Колласом о том, кто должен положить на музыку "Ифигению в Тавриде" Дюше де Ванси; это произведение осталось незавершенным Десмаре и было завершено Андре Кампра в 1704 году.
В течение нескольких месяцев после смерти его первой жены в августе 1696 года Десмаре влюбился в свою ученицу, 18-летнюю дочь Жака де Сен-Гобера, директора налоговой службы Сенлиса. Яркая история пары, изобилующая всеми ингредиентами романтической фантастики, подробно описана Антуаном (1965). Результатом стала длительная судебная тяжба, в конце которой в августе 1699 года пара бежала из страны, а Десмаре был заочно приговорен к смертной казни. Композитор начал свое изгнание в Брюсселе. Его друг и товарищ по капелле, композитор Жан-Батист Мато, получил для него рекомендательное письмо от герцога Бургундского к новому королю Испании Филиппу V, и Десмаре переехал ко двору Испании в 1701 году и женился на мадемуазель де Сен-Гобер. Шесть лет спустя, вновь с поддержкой связей во Франции, он получил назначение на пост суперинтенданта музыки при дворе Лотарингии, который был тесно смоделирован по образцу двора Людовика XIV, его обязанности охватывали как религиозную, так и светскую музыку.
Хотя он поставил свою собственную оперу "Венера и Адонис" для двора в Люневиле в 1707 году, оперная деятельность Десмаре была сосредоточена главным образом на возобновлении опер Люлли как в Люневиле, так и в Нанси (либретто нового пролога для постановки "Армиды" в 1710 году сохранилось). В это время он продолжал писать произведения по случаю и мотеты. Однако благоприятный музыкальный климат в Лотарингии не помешал Десмаре надеяться на возвращение во Францию. Петиция Мато к Людовику XIV от его имени в 1712 году была отвергнута, но Десмаре был окончательно помилован регентом в 1720 году. Когда Мишель-Ришар Делаланд умер в 1726 году, Десмаре стремился занять его пост помощника руководителя, но не добился успеха. Его жена умерла в следующем году, и он закончил свои дни в Лотарингии.
Как и его современники, Десмаре работал в рамках, установленных Люлли, развивая при этом определенные его аспекты. Он эффективно использовал оркестрово-аккомпанированный речитатив, при котором струнные инструменты брали на себя роль генерал-баса в ключевые моменты. Призывы к оракулам и духам и их предсказания являются особенностью почти всех музыкальных трагедий Десмаре; характерно, что они обрабатываются с низко лежащим аккомпанементом, часто с навязчивым ритмическим паттерном и, для своего времени, в отдаленной тональности - фа минор. Его монологи используют эффективные изменения стиля и фактуры (например, от генерал-баса к струнному аккомпанементу или от арии к речитативу и обратно) для иллюстрации выражаемых неопределенностей и смен настроения. Его энтузиазм по отношению к низким голосам и низким тембрам обнаруживается в типе хора, в котором единственная мелодическая линия предназначена для исполнения только басами, идея, которая впоследствии была подхвачена другими композиторами.
Десмаре был бы идеальной заменой Делаланду в королевской капелле. Из всех современников Делаланда он был лучше всех способен заполнить большие размеры большого мотета убедительной музыкой. Влияние Делаланда можно ясно увидеть в таком произведении, как "Из глубины". Четыре обработки псалмов, написанные около 1707 года для капеллы герцога Лотарингии, являются массивными произведениями, каждое в среднем объемом более 100 страниц. Они содержат сложные сольные арии и "оперные" трио для двух сопрано и контратенора наряду с весомыми гомофонными хорами в стиле Люлли и хорами (или ансамблями) тонко отделанной полифонии, более близкими по духу к поздним мотетам Делаланда.
Сценические произведения
Духовная музыка
Прочие произведения
Ноты сочинений Анри Десмаре на сайте библиотеки IMSLP