Демаре, Анри
1661 - 1741

Назад

Анри Демаре (Henry Desmarets) - Французский композитор

Родился в феврале 1661 года, Париж - умер 7 сентября 1741 года, Люневиль. 

О его ранней музыкальной жизни известно немного, кроме того, что он был одним из мальчиков-пажей в музыкальной школе Людовика XIV. Там, непосредственно под влиянием Пьера Робера и Анри Дю Мона, в важный период развития большого мотета, он, вероятно, также познакомился с Люлли, который использовал пажей капеллы для усиления своих выступлений. В 1680 году Демаре был назван "ординарцем королевской музыки". Титон дю Тийе упомянул идиллию, написанную им по случаю рождения герцога Бургундского в 1682 году; это была форма, к которой он регулярно возвращался.
В 1683 году Демаре потерпел неудачу на конкурсе на должность су-метрдотеля в королевской капелле, но позже увлекся написанием песнопений для одного из успешных конкурентов, Гупийе, выдавая их за свои собственные. Обман был раскрыт только в 1693 году, когда Демаре, жалуясь, что ему недостаточно платят, разоблачил Гупийе. Демаре все больше тяготел к светским формам композиции. Кажется, он хотел учиться в Италии, но этот план был сорван Люлли. О некоторой благосклонности двора можно судить по частному исполнению его первой оперы "Эндимион", которое проходило в течение нескольких дней в королевских покоях, по одному или по два акта за раз, в феврале 1686 года и так понравилось дофине, что она распорядилась о повторном представлении несколько дней спустя. В то время Демаре было запрещено писать для сцены Академии, поскольку Люлли пользовался полной монополией; пробел, образовавшийся после его безвременной смерти в марте 1687 года, начало заполнять лишь следующее поколение. Дю Тралаж цинично заявил, что "Дидона" (1693), одна из самых ранних музыкальных трагедий Демаре, пользовалась успехом у публики, потому что была скопирована с Люлли, что "Цирцея" (1694), менее похожая на Люлли, была менее успешной, и что "Теажена" (1695), в которой композитор продолжил свою музыкальную карьеру, имела меньший успех. по-своему, это совсем не увенчалось успехом. Балет "Любовь Момуса" (1695) был затмеваем другим важным предшественником оперы-балета, "Балетом сезонов" (1695) Колласса, отчасти потому, что его название "балет" подверглось критике. Когда в 1695 году Демаре начал работу над другой оперой, "Венус и Адонис", у него, по-видимому, возник спор с Коллассом о том, кто должен поставить "Ифигению в Тавриде" Дюше де Ванси; Демаре оставил ее незаконченной и завершил Андре Кампра в 1704 году.
Через несколько месяцев после смерти своей первой жены в августе 1696 года Демаре влюбился в свою ученицу, 18-летнюю дочь Жака де Сен-Гобера, директора налогового департамента Санлиса. Мрачная история этой пары, изобилующая всеми элементами романтической фантастики, подробно описана Антуаном (1965). Результатом стала долгая судебная тяжба, по окончании которой в августе 1699 года супруги бежали из страны, а Демаре был приговорен к смертной казни в его отсутствие. Композитор начал свое изгнание в Брюсселе. Его друг и коллега по капелле, композитор Жан-Батист Мато, раздобыл для него рекомендательное письмо от герцога Бургундского к новому королю Испании Филиппу V. В 1701 году Демаре переехал ко двору Испании и женился на мадемуазель де Сен-Гобер. Шесть лет спустя, опять же при поддержке связей во Франции, он получил назначение на должность сюринтенданта музыки при Лотарингском дворе, который был очень похож на двор Людовика XIV, и в его обязанности входила как религиозная, так и светская музыка.
Хотя он поставил собственную постановку "Венус и Адонис" для придворных в Люневиле в 1707 году, оперная деятельность Демаре была сосредоточена главным образом на возрождении опер Люлли как в Люневиле, так и в Нанси (сохранилось либретто нового пролога к постановке "Армиды" в 1710 году). В течение этого времени он продолжал время от времени писать пьесы и мотеты. Каким бы благоприятным ни был музыкальный климат в Лотарингии, Демаре надеялся, что ему разрешат вернуться во Францию. Петиция, поданная Мато от его имени Людовику XIV в 1712 году, была отклонена, но в конце концов Десмаре был помилован регентом в 1720 году. Когда Мишель-Ришар де Лаланд умер в 1726 году, Демаре попытался занять пост помощника мэра, но безуспешно. В следующем году умерла его жена, и он закончил свои дни в Лотарингии.
Как и его современники, Демаре работал в рамках, установленных Люлли, развивая некоторые его аспекты. Он эффективно использовал речитатив в сопровождении оркестра, при этом струнные в выразительные моменты заменяли непрерывное звучание. Обращения к оракулам и духам и их высказывания являются характерной чертой почти всех музыкальных трагедий Демаре; характерно, что они сопровождаются негромким аккомпанементом, часто с навязчивым ритмическим рисунком и в том, что для своего времени было дистанционной тональностью, фа минор. В его монологах используются эффектные изменения стиля и фактуры (например, от непрерывного к струнному аккомпанементу или от воздуха к речитативу и обратно), чтобы проиллюстрировать неуверенность и смену настроения, которые он выражает. Его увлечение басовыми голосами и низкой звучностью проявляется в том типе хора, в котором одна мелодическая строка исполняется только басовыми партиями, и эта идея впоследствии была подхвачена другими композиторами.
Демаре был бы идеальной заменой Лаланду в королевской капелле. Из всех современников Лаланда ему лучше всех удавалось наполнить убедительной музыкой обширные пространства большого мотета. Влияние Лаланда отчетливо прослеживается в таком произведении, как "De profundis". Четыре псалма, написанные около 1707 года для часовни герцога Лотарингского, представляют собой объемные работы, каждая из которых в среднем занимает более 100 страниц. Они содержат сложные сольные арии и "оперные" трио для двух сопрано и контр-тенора, а также мощные гомофонические припевы в стиле Люлли и хоры (или ансамбли) с тонкой полифонией, более близкие по духу к поздним песнопениям Лаланда.

Ноты сочинений Анри Демаре на сайте библиотеки IMSLP