Демантиус, Кристоф
1567 - 1643

Назад

Кристоф Демантиус (Christoph Demantius) - Немецкий композитор, поэт

Родился 15 декабря 1567 года, Райхенберг (ныне Либерец), Богемия - умер 20 апреля 1643 года, Фрайберге, Саксония. 

Плодовитый композитор, один из самых разносторонних в Германии своего времени, он также был автором первого немецкого алфавитного музыкального словаря.

Демантиус, вероятно, посещал позднюю школу в своем родном городе. В начале 1590-х годов он, возможно, преподавал в школе Святого Лоренца в Баутцене, где в 1592 году был опубликован его школьный учебник Forma musices. В 1593 году он поступил в Виттенбергский университет, но к 1594 или 1595 году переехал в Лейпциг. Там он опубликовал свой первый музыкальный сборник в середине 1595 года и, возможно, был знаком с Сетусом Кальвизиусом. В 1597 году он стал кантором в Циттау, Саксония. В 1604 году он был назначен на аналогичную должность в кафедральный собор и муниципальную школу Фрайберга. Он занимал эту должность в течение 39 лет, вплоть до своей смерти, и за это время создал большую часть своих работ. В 1610 году он купил собственный дом, а в 1611 году получил гражданство, что свидетельствует о том, что он быстро добился успеха и процветания во Фрайберге. Он пережил много несчастий в своей семейной жизни, особенно в результате Тридцатилетней войны. Он был женат четыре раза и за свою жизнь потерял большинство своих детей. За последние 20 лет своей жизни он опубликовал мало музыки, либо потому, что обстоятельства не позволяли ему много сочинять, либо потому, что они препятствовали публикации большей части того, что он написал.

Демантиус почти в равной мере культивировал духовную и светскую музыку. Он был важным композитором лютеранских песнопений в период перехода от латинского к немецкому песнопению. В то время как Trias precum vespertinarum (1602) и Triades Sioniae (1619) – возможно, также утраченные Сионские похвалы (1642) – состоят из полифонического оформления часов и собственно мессы, Corona harmonica (1610) содержит евангельские песнопения, тексты которых являются центральными отрывками из установленных воскресных часовен. В то время такие "музыкальные чтения" – своего рода музыкальная проповедь – все чаще рассматривались как венец литургической музыки, что Демантий, несомненно, хотел выразить, используя слово "корона’. Написав эти произведения для шести голосов, он отличался от многих других композиторов госпел-мотетов, в частности Мельхиора Франка и Мельхиора Вульпиуса, которые помнили об ограниченных возможностях большинства хоров. Очевидно, что ему повезло с силами, которыми он располагал во Фрайберге. Это были не только певцы, поскольку возможность исполнения не только голосами, но и на инструментах упоминается в большинстве его сборников церковной музыки. Тем не менее, его песнопения примечательны прежде всего тем, что они освещают тексты не только с помощью словесной живописи, но и на более глубоком эмоциональном уровне. Он действительно один из самых достойных преемников Лассуса.

Влияние Ласса на Демантия, вероятно, наиболее ярко проявилось в "Страстях по Иоанну" (1631). Это прекрасное произведение из шести частей, дополненное постановкой Исайи III, является последним немецким мотетом "Страсти" и единственным, в котором нет и следа традиционного страстного тона. Его отличает прежде всего убедительная и драматическая трактовка текста. Того, что Демантий пишет здесь и в своих песнопениях, порой смело, но никогда не просто традиционно, достаточно, чтобы его не считали просто консервативным композитором. Тем не менее, он был точным современником Монтеверди, по сравнению с которым в его творчестве отсутствуют некоторые важные современные формы и приемы. Например, он использовал непрерывный бас только в одной из дошедших до нас публикаций, "Triades Sioniae" (1619) (а также, по-видимому, в утраченных "Брачных похвалах", 1641); в томе 1619 года он описал его как "новый бас и общая песня о непрерывном соединении". Не известны также его духовные концерты. С другой стороны, протестантские гимны и, следовательно, техника cantus firmus имели для него относительно меньшее значение, чем для Лехнера и Шютца, несомненно, потому, что он посвятил себя разработке личного музыкального языка. Только погребальные песни "Тренодии" (1620), несмотря на то, что они были рассчитаны на шесть голосов, принадлежат к традиции гомофонического гимна с нисходящей кантус фирмус, созданной Лукасом Осиандером в 1586 году.

Использование слов "convivium" и "convivalis" в названиях двух сборников светских песен Демантиуса (1608 и 1609) указывает на то, что все эти произведения (хотя и не те, что вошли в "Neue teutsche weltliche Lieder", 1595) он предназначал для хоровых обществ и, вероятно, для своего собственного сочинения во Фрайберге в 1609 году. особенный. (Конвивиум был грандиозным ежегодным фестивалем, длившимся несколько дней, в котором принимали участие хоры из Центральной Германии, в состав которых входили как взрослые, так и школьники.) Некоторые из этих произведений также исполнялись как голосами, так и на инструментах, а некоторые были чисто инструментальными. В целом, светские коллекции Демантиуса демонстрируют, в какой степени итальянские танцевально-песенные формы того или иного рода проникли в Германию к началу XVII века. Даже в этих относительно незатейливых произведениях он отдавал предпочтение более крупным ансамблям, поскольку книги 1608 и 1609 годов написаны в основном для шести голосов, а книги 1614 и 1615 годов состоят из его пятичастных адаптаций трехголосных пьес Грегора Ланге (первоначально опубликованных в 1584 году), похожих на версии Леонарда Лехнера (1579) из произведений Реньяра. Помимо культивирования итальянских танцевально-песенных форм, Демантиус вместе с Валентином Османом одним из первых привнес польские народные элементы в немецкую светскую музыку. "Военный тимпан" (1600) на шесть голосов, который он частично расширил до десяти голосов в 1615 году, представляет собой весьма своеобразный сборник, состоящий из военных песен, к написанию которых его побудило отвоевание крепости Рааб (ныне Дьер, Венгрия) у турок. Недавно было доказано, что тексты многих его светских произведений, вероятно, написаны самим Демантием; он также опубликовал сборники стихов.

В обеих своих теоретических публикациях Демантиус придерживался традиционных взглядов. Однако особую известность он получил благодаря дополнению, включенному в его широко распространявшуюся и часто переиздававшуюся "Книгу об искусстве музыки", начиная с восьмого издания (1632). Это дополнение стало первым алфавитным, а также наиболее важным немецким музыкальным словарем XVII века. Сознательно опираясь на "Музыкальную синтагму" Михаэля Преториуса, Демантиус увеличил количество приведенных в нем определений более чем на треть. Он проявил заметные педагогические наклонности не только в своих двух работах по теории музыки, но и в ссылках на современные методы преподавания в нескольких других своих работах, посвященных религиозным и философским вопросам.

Ноты сочинений Кристофа Демантиуса на сайте библиотеки IMSLP