Делла Валле, Пьетро
1586 - 1652
Назад
Пьетро Делла Валле (Pietro Della Valle) - Итальянский либреттист, музыкальный писатель, композитор и этнограф
Родился 11 апреля 1586 года, Рим - умер 21 апреля 1652 года, Рим.
Родившийся в знатной семье, он учился игре на клавесине у ряда ведущих педагогов, среди которых Стефано Таволаччо, Квинцио Солини (у которого он также брал уроки континуо и контрапункта) и Паоло Квальяти, а также игре на виоле да гамба у Марко Фратичелли; он также изучал танцы у Фабрицио Карозо. Его либретто "Карро ди Федельта д'Амур" было поставлено Квальяти и опубликовано в Риме в 1611 году; это короткая аллегорическая пьеса для пяти персонажей. Делла Валле позже утверждал, что впервые она была исполнена во время карнавала 1606 года и что это было одно из первых подобных произведений, прозвучавших в Риме. Современникам Делла Валле был больше всего известен как этнограф. С 1614 по 1626 год он путешествовал по Турции, Персии и Индии. Его письма того времени, содержащие замечания о музыке этих культур, богаты подробностями. Их публикация (Виаджи, Рим, 1650-1658) стала сенсацией: вскоре появились многочисленные издания, а также переводы на голландский, английский, французский и немецкий языки. Столетие спустя его авторитет все еще был таков, что Эдвард Гиббон с одобрением цитировал его в "Истории упадка Римской империи" (1776-1788). По возвращении с Востока Делла Валле возобновил свою музыкальную деятельность. Он организовал пышные похороны своей первой жены, сирийки, которая умерла в 1621 году и чье забальзамированное тело он привез в Рим. Она была похоронена в семейном склепе в Санта-Мария-д'Аракоэли в июле 1626 года, а 27 марта 1627 года там же состоялась поминальная церемония. Более поздние включали в себя "музыкальные концерты флебили" и торжественную мессу. Более счастливые семейные мероприятия также сопровождались музыкой. Чтобы отпраздновать рождение своего первенца в 1629 году (годом ранее он женился на грузинке по имени Мария Тинатин ди Зиба), Делла Валле написал еще одно либретто - "Долина ринвердиты". Музыка неизвестного авторства утрачена, но текст сохранился в рукописи и был опубликован в Венеции в 1633 году. В этой драматической пьесе "Веглия" в трех действиях (поставлена в Риме в 1629 году) аллегорические и мифические персонажи вспоминают о смерти первой жены Делла Валле, а затем радуются у кроватки его маленькой девочки Ромиберы. В этот период он также опубликовал трактат о своих новшествах в итальянской просодии ("Новый манеж версо сдруччоло", Рим, 1634). В 1630-1640-е годы Делла Валле праздновал карнавал, создавая театральные постановки у себя дома. Сохранившиеся документы показывают, что по крайней мере некоторые из них включали музыку. В одном из них Марк Антонио Паскуалини, возможно, выступал в 1634 году, а в другом в следующем году прозвучала музыка П.П. Саббатини под руководством Стефано Ланди. В 1644 году Делла Валле спонсировал возрождение оперы Анджело Чеккини "Вакханка" под названием "Триумфальное шествие". После ранения слуги Барберини 6 апреля 1636 года Делла Валле был вынужден покинуть Рим; следующие два года он провел в Палиано, Гаэте и Неаполе. Именно в это время укрепилась его дружба с Джованни Баттистой Дони, начавшаяся, вероятно, в 1635 году. Сохранились письма к флорентийскому ученому с 1637 года до его смерти в 1647 году; они показывают, что исследования Дони в области музыки древних греков по-разному вдохновляли Делла Валле. Например, после своего возвращения в Рим в марте 1638 года он сочинял произведения, используя древние лады и роды. Одной из них, ныне утраченной, был латинский диалог (оратория), основанный на книге Есфири, который был исполнен в Оратории дель Крочифиссо в Риме 2 апреля 1640 года (во время карнавала 1647 года Делла Валле поставил ее у себя дома). Позже в том же году за ней последовала итальянская оратория (Делла Валле был одним из первых, кто назвал этот жанр таким названием), написанная к празднику Очищения в 1641 году. Хотя она и была задумана для исполнения в новой оратории Франческо Борромини "Делла Валличелла" в Риме, там она так и не была поставлена, но ее также слушали в доме композитора. Делла Валле также использовал подобную "музыкальную эрудицию" в светских произведениях: 11 апреля 1649 года он отправил королю Португалии Жуану IV переложение диалога Луиса де Камоэнса, предположительно из его эпического шедевра "Os Lusiadas" ("Лузиады"). В своей сохранившейся оратории Делла Валле использовал традиционное сочетание речитативного, ариального и хорового стилей. Однако он оформил каждую секцию в одном из пяти стилей (дорийском, фригийском, эолийском, лидийском и гиполидийском) в соответствии с тем, что он считал подлинной греческой практикой. Чтобы помочь реализовать эту и другие работы, Делла Валле также сконструировал специальные инструменты continuo. Его "пангармоническая виолончель" и "тригармоническое чембало", с их множеством струнных и клавишных инструментов, позволяли легко переключаться с одного режима на другой (в 1649 году он даже отправил один из клавесинов Жуану IV), и они были отмечены такими теоретиками, как Дони ("Аннотация сопра и сборник обобщений", 1640) и Кирхера ("Универсальная хирургия", 1650). Приверженность Делла Валле Дони также привела его к полемике. Один из них был направлен против Николо Фарфаро, который в “Дискурсе сопра из музыки древности и Moderna” заявил о невозможности реконструировать древнюю музыку и раскритиковал упадок современной музыки. Делла Валле отстаивал обоснованность такого расследования, в то же время защищая своих современников (он особо упомянул Ланди, на которого нападал Фарфаро). И это был не первый случай, когда Делла Валле выступал в защиту современников. После того, как Лелио Гвидиччони заявил, что музыка современности уступает музыке предыдущего поколения, Делла Валле отреагировал на это произведением Della musica dell'eta nostra, в котором нет ничего плохого, и "Анцио и миглиоре", посвященным музыке прошлого. Как следует из подзаголовка и из текста, музыке таких композиторов, как Фрескобальди, Луиджи Росси и Орацио Мичи, отдавалось предпочтение перед творчеством более ранних композиторов. Не обошли стороной и Палестрину: такие экспонаты, как "Папская книга Марчелли", должны были “храниться в музеях как прекрасные диковинки”. Позиция Делла Валле, являющаяся частью более широкой итальянской полемики о значимости сегодняшнего дня, показывает, что, несмотря на всю его вовлеченность в далекое прошлое, он был жив для окружающего мира. Его трактат, в котором представлен бесценный портрет римской музыкальной сцены, излучает оптимизм, способный включить общественный вкус в число критериев художественной ценности.