Делла Порта, Франческо
ок.1600 - 1667

Назад

Франческо Делла Порта (Francesco Della Porta) - Итальянский композитор и органист

Родился около 1600 года, Монца - умер январь 1667 года, Милан. 

По словам Пичинелли, он учился в Монце у органиста Г.Д. Риволты (Ripalta), чьи инструментальные канцоны (две из которых сохранились), возможно, повлияли на сочинения Делла Порта в этом жанре. Он трижды безуспешно боролся за пост маэстро капеллы Миланского собора - в 1638, 1641 и 1650 годах, когда победителями стали Дж.Б. Кривелли, А.М. Турати и М.А. Гранчини соответственно. Конкурс 1641 года оценивался, в частности, Кариссими, и, хотя работы Делла Порта были признаны лучшими по сравнению с работами Антонио Леони, они были признаны худшими по сравнению с работами Турати. Самое позднее с 1638 года он был органистом в Сан-Амброджо, где он также был маэстро ди капелла, по крайней мере, с 1641 года. Он служил в соборе Святого Амброджо до января 1642 года, а со 2 февраля того же года (когда Турати стал маэстро собора) и до самой своей смерти был органистом и маэстро капеллы Святой Марии Прессо в Сельсо, где его зарплата увеличилась с 50 до 660 лир в месяц. По словам Пичинелли, он также был органистом и маэстро капеллы Сан-Антонио с 1651 по 1657 год, вплоть до своей смерти. О славе Делла Порта как композитора свидетельствует тот факт, что четыре из пяти его печатных сборников появились в Венеции, а три сборника мотетов затем появились в Антверпене в пиратских изданиях. Пять ричеркаров Порта, которые, возможно, были скопированы из ныне утраченной коллекции Ричеркари, напечатанной в Милане, характеризуются, как и работы Дж.П. Чимы, строго имитационными вступлениями; в четырех из них представлены две или три темы, которые появляются сначала последовательно, а затем накладываются друг на друга в заключительном отрывке; пятая часть основана на теме "До, ре, ми, фа, соль, ля" и состоит из раздела в тройном такте. Канцоны, в соответствии со стилем того периода, представляют собой последовательность разделов, основанных на различных техниках и темах. Вступительные части всегда имитационные; последующие части являются либо имитационными, либо аккордовыми, и три канцоны имеют центральную часть в тройном такте, в то время как в одной канцоне тройной такт появляется в первой части. Делла Порта не следует путать с одноименным поэтом, членом Римской академии дельи Несовершетти, который составил третью книгу "Вилланелл" Капсбергера и напечатал ее в Риме в 1619 году. Вероятно, он также не является одним и тем же человеком, что Франциск Порта Патавинус или Франческо Порта Венециано.

Ноты сочинений Франческо Делла Порта на сайте библиотеки IMSLP