Делла Порта, Франческо
1600 - 1667
Назад
Della Porta, Francesco
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Делла Порта был итальянским композитором и органистом. Согласно Пичинелли, он учился в Монце у органиста Дж.Д. Риволты [Рипалты], инструментальные канцоны которого (сохранились две) могли повлиять на сочинения Делла Порта в этом жанре. Он безуспешно участвовал в конкурсе на пост руководителя капеллы Миланского собора три раза: в 1638, 1641 и 1650 годах, когда победителями стали соответственно Дж.Б. Кривелли, А.М. Турати и М.А. Гранчини. Конкурс 1641 года судили, среди прочих, Кариссими, и хотя работа Делла Порта считалась превосходящей работу Антонио Леони, она считалась уступающей работе Турати. Не позднее 1638 года он был органистом церкви Святого Амвросия, где также был руководителем капеллы по крайней мере с 1641 года. Он служил в церкви Святого Амвросия до января 1642 года, а со 2 февраля того же года (когда Турати стал руководителем собора) и до своей смерти он был органистом и руководителем капеллы церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Чельсо, где его зарплата увеличилась с 50 до 660 лир в месяц. Он также был органистом и руководителем капеллы церкви Святого Антония с 1651 года по крайней мере до 1657 года согласно Пичинелли, и до своей смерти. Известность Делла Порта как композитора подтверждается тем фактом, что четыре из пяти его печатных сборников вышли в Венеции, а три книги мотетов затем появились в Антверпене в пиратских изданиях.
Франческо Делла Порта был видным представителем миланской музыкальной школы середины XVII века. Его творчество охватывает как духовную, так и инструментальную музыку. Пять ричеркаров композитора характеризуются строго имитационными началами; четыре из них представляют две или три темы, появляющиеся сначала последовательно, а затем накладывающиеся в заключительном разделе; пятый основан на теме "Ут, ре, ми, фа, соль, ля" и имеет раздел в тройном размере. Канцоны, в соответствии со стилем эпохи, представляют собой последовательность разделов, основанных на различных техниках и темах. Начала всегда имитационные; последующие разделы либо имитационные, либо аккордовые; три канцоны имеют центральный раздел в тройном размере, а в одной канцоне тройной размер появляется в первом разделе. Его духовные сочинения, включающие мотеты, мессы и псалмы, демонстрируют мастерское владение контрапунктической техникой и понимание требований церковной службы.
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Франческо Делла Порта на сайте библиотеки IMSLP