Делла Чиайя, Аззолино Бернардино
1671 - 1755
Назад
Della Ciaia, Azzolino Bernardino
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Аццолино Бернардино Делла Чиайа был итальянским композитором. Родившийся в богатой семье, 20 апреля 1674 года он стал пажом (вероятно, только почетным) Великого Магистра Пизанских рыцарей Святого Стефана, великого герцога Тосканского. 1 октября 1678 года он вступил в орден рыцарей и был учеником в их школе, вероятно, изучая музыку у Дж.Л. Каттани. Во время морской службы с ними (1688-1704) он начал сочинять "среди шума и суеты галеры". Его корабль часто останавливался в Марселе, где он слушал и изучал органы фламандских строителей, проживающих в городе. Затем он был вызван в Пизу для участия в их правящем совете. Затем он был отправлен в Рим (1713-1730) секретарем семьи Колонна-Барбалья, где спроектировал и построил двухмануальный орган с 20 регистрами; его сохранившаяся клавирная музыка, вероятно, была написана для этого инструмента. Вернувшись на постоянное жительство в Пизу в 1730 году, снова в качестве советника, он участвовал как исполнитель в духовной музыке, иногда под руководством Маккетти, руководителя капеллы собора.
В 1733 году Делла Чиайа предложил рыцарям свой проект органа, который был в основном итальянским, но с французскими, фламандскими и немецкими аспектами, "содержащего более 60 регистров, и имеющего четыре мануала, и состоящего из пяти органов, три из которых можно играть, когда это желательно, на одной клавиатуре; из-за этого, и учитывая количество и размер труб, получается необыкновенный и величественный полный звук, имеется также необычное количество язычковых регистров". Пятая выдвижная клавиатура управляла клавесином. При выполнении этого проекта он руководил многими главными итальянскими органостроителями того времени и сотрудничал сам, особенно над язычковыми регистрами. Их работа (измененная в начале 1839 года) привела к созданию лучшего органа в Тоскане и одного из самых красивых в Италии. Впервые на нем играли 28 ноября 1737 года на похоронах Джовангастоне Медичи. Делла Чиайа стал священником в 1734 году и, не покидая Пизу, был назначен приором Урбино в 1752 году.
Хотя Делла Чиайа сочинял как духовную, так и светскую вокальную музыку, сегодня он известен только своей инструментальной музыкой. Его сборник клавирной музыки (без даты) разделен на три части: шесть сонат для клавесина, несколько образцов контрапункта для органа и шесть ричеркаров для органа. Сонаты для клавесина более важны из-за редкости сонат, специально написанных для этого инструмента в тот период. Каждая представляет собой гибридную форму, включающую токкату, трехчастную канцону и две бинарные пьесы: первые две части показывают применение к клавесину того, что было в основном органной музыкой. Токкаты, в особенности, демонстрируют хорошо развитый клавирный стиль: используется весь диапазон инструмента, поскольку аккордово-ритмические разделы чередуются с пассажами свободного ритма, напоминающими Букстехуде.
Духовная музыка
Светская вокальная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Аззолино Бернардино Делла Чиайи на сайте библиотеки IMSLP