Делла Чиайя, Аззолино Бернардино
1671 - 1755

Назад

Della Ciaia, Azzolino Bernardino

Портрет композитора Аззолино Бернардино Делла Чиайя

  • Дата рождения: 21 мая 1671 года
  • Место рождения: Сиена, Италия
  • Дата смерти: 15 января 1755 года
  • Место смерти: Пиза, Италия

Биография

Аццолино Бернардино Делла Чиайа был итальянским композитором. Родившийся в богатой семье, 20 апреля 1674 года он стал пажом (вероятно, только почетным) Великого Магистра Пизанских рыцарей Святого Стефана, великого герцога Тосканского. 1 октября 1678 года он вступил в орден рыцарей и был учеником в их школе, вероятно, изучая музыку у Дж.Л. Каттани. Во время морской службы с ними (1688-1704) он начал сочинять "среди шума и суеты галеры". Его корабль часто останавливался в Марселе, где он слушал и изучал органы фламандских строителей, проживающих в городе. Затем он был вызван в Пизу для участия в их правящем совете. Затем он был отправлен в Рим (1713-1730) секретарем семьи Колонна-Барбалья, где спроектировал и построил двухмануальный орган с 20 регистрами; его сохранившаяся клавирная музыка, вероятно, была написана для этого инструмента. Вернувшись на постоянное жительство в Пизу в 1730 году, снова в качестве советника, он участвовал как исполнитель в духовной музыке, иногда под руководством Маккетти, руководителя капеллы собора.

В 1733 году Делла Чиайа предложил рыцарям свой проект органа, который был в основном итальянским, но с французскими, фламандскими и немецкими аспектами, "содержащего более 60 регистров, и имеющего четыре мануала, и состоящего из пяти органов, три из которых можно играть, когда это желательно, на одной клавиатуре; из-за этого, и учитывая количество и размер труб, получается необыкновенный и величественный полный звук, имеется также необычное количество язычковых регистров". Пятая выдвижная клавиатура управляла клавесином. При выполнении этого проекта он руководил многими главными итальянскими органостроителями того времени и сотрудничал сам, особенно над язычковыми регистрами. Их работа (измененная в начале 1839 года) привела к созданию лучшего органа в Тоскане и одного из самых красивых в Италии. Впервые на нем играли 28 ноября 1737 года на похоронах Джовангастоне Медичи. Делла Чиайа стал священником в 1734 году и, не покидая Пизу, был назначен приором Урбино в 1752 году.

Творчество

Хотя Делла Чиайа сочинял как духовную, так и светскую вокальную музыку, сегодня он известен только своей инструментальной музыкой. Его сборник клавирной музыки (без даты) разделен на три части: шесть сонат для клавесина, несколько образцов контрапункта для органа и шесть ричеркаров для органа. Сонаты для клавесина более важны из-за редкости сонат, специально написанных для этого инструмента в тот период. Каждая представляет собой гибридную форму, включающую токкату, трехчастную канцону и две бинарные пьесы: первые две части показывают применение к клавесину того, что было в основном органной музыкой. Токкаты, в особенности, демонстрируют хорошо развитый клавирный стиль: используется весь диапазон инструмента, поскольку аккордово-ритмические разделы чередуются с пассажами свободного ритма, напоминающими Букстехуде.

Произведения

Духовная музыка

  • "Концертные псалмы" для двух сопрано, альта, тенора, баса, двух облигатных скрипок, альта по желанию, виолы/теорбы/органа, соч. 1
  • Месса для 4 голосов, двух хоров, органа, 2 скрипок по желанию
  • Месса для 4-5 голосов, органа, трубы и скрипки по желанию
  • Месса для 4 голосов
  • "Триумфы Иисуса Навина" (оратория-пастиччо)

Светская вокальная музыка

  • "Камерные кантаты" для сопрано, бассо континуо, соч. 2
  • "Камерные кантаты" для одного голоса, бассо континуо, соч. 3
  • Кантаты для сопрано, бассо континуо: "О своих муках в груди"; "Кто не умеет умирать"; "Прекрасный образ"; "Вдали от милого"

Инструментальная музыка

  • "Сонаты для клавесина с некоторыми образцами и другими контрапунктами широкого и торжественного церковного стиля для больших органов", соч. 4

Ноты сочинений Аззолино Бернардино Делла Чиайи на сайте библиотеки IMSLP