Делаланд, Мишель-Ришар
1657 - 1726

Назад

Мишель-Ришар Делаланд (Michel-Richard Delalande) - Французский композитор, клавесинист и органист

Родился 15 декабря 1657 года, Париж - умер 18 июня 1726 года, Версаль. 

Он был ведущим автором большого мотета в стиле высокого барокко при французском дворе. Лаланд был 15-м ребенком в семье парижского портного Мишеля Лаланда и Клод Дюмутье. Большая часть информации о его ранней жизни почерпнута из нотариальных и архивных документов, церковных реестров, "Меркюр Галант" и анекдотических "Рассуждений о жизни и впечатлениях о господине Де ла Ланде" поэта Александра Таннево, которые послужили предисловием к посмертному гравированному изданию (1729-1734), состоящему из 40 великих песнопений, "Отверженный голосом короля" и "три мальчика на побегушках". 15 апреля 1667 года Делаланд (вместе с Марин Марэ) поступил в хор королевской церкви Сен-Жермен-л'Оксерруа в Париже, где он оставался до 18 ноября 1672 года. Руководитель хора Франсуа Шаперон (François Chaperon) отдал предпочтение юному Делаланду в качестве солиста из-за его “красивого голоса” и “стремления к учебе”. Чтобы познакомить публику с Делаландом, в доме его шурина еженедельно устраивались концерты с исполнением его ранних композиций. В 1680 году, после перевода Шаперона в парижскую церковь Сент-Шапель, он пригласил Делаланда (которому тогда было 22 года) включить некоторые из его "Тенебров" в репертуар на Страстной неделе. О формальном музыкальном образовании Делаланда ничего не известно. В "Беседах" говорится, что из инструментов, которыми он увлекался в юности, он предпочитал скрипку, но когда Люлли отказал ему в приеме в оркестр оперы, он “навсегда отказался от скрипки”. Он овладел как клавесином, так и органом, возможно, изучая последний у Шарля Дамура, органиста из Сен-Жермен-л'Оксерруа. (Танневот утверждал, что “клавесин, которым он так серьезно занимался в юности, был его величайшим развлечением вплоть до самой смерти”.) Маршал Ноайский, который нанял его в качестве учителя игры на клавесине для своей дочери, рекомендовал Людовику XIV поступить аналогичным образом с двумя дочерьми мадам де Монтеспан, Луизой-Франсуазой (мадемуазель де Нант) и Франсуазой-Марией (мадемуазель де Блуа). Согласно "Беседам", Делаланд играл на органе для короля в Сен-Жермен-ан-Ле в 1678 году, но Людовик XIV счел его слишком молодым для назначения органистом дю руа. Его мастерства органиста было достаточно, чтобы получить работу в четырех парижских церквях: иезуитской церкви Святого Людовика, монастырской церкви Пти-Сент-Антуан, Сен-Жерве и Сен-Жан-ан-Грев. Для коллежа де Клермон (позже известного как коллеж Луи-ле-Гран) он также сочинял интермедии и хоры (ныне утраченные) для драматических постановок ордена иезуитов. После смерти Шарля Куперена в 1679 году Делаланд по контракту оставался в Сен-Жерве до тех пор, пока старшему сыну Куперена, Франсуа, не исполнилось 18 лет (в 1686 году). Однако после того, как в 1683 году Делаланд был назначен су-метрдотелем октябрьского квартала в королевской часовне, молодой Куперен (а также старший брат Делаланда Франсуа), должно быть, регулярно замещал Делаланда в Сен-Жерве; в 1690 году Делаланд, с его одобрения, нашел двух учеников Франсуа Куперена. органные мессы "красавицы и знатные дамы из публики". В 1682 году Делаланд сменил Пьера Мелитона в церкви Сен-Жан-ан-Грев. Он оставался там органистом до тех пор, пока растущая ответственность придворных должностей не вынудила его уйти в отставку в 1691 году. (На данный момент не было представлено никаких убедительных доказательств в поддержку утверждения об особой музыкальной связи между Делаландом и двором Якова в изгнании в Сен-Жермен-ан-Ле.) В 1683 году, когда су-мэтры Дю Мон и Робер ушли из королевской капеллы, король объявил конкурс на их замену; в нем приняли участие 35 музыкантов (среди них Шарпантье, Демаре, Лоренцани и Ниверс). Это число сократилось до 15, и все они были обязаны составить текст псалма 32 "Beati quorum"; на основе этих сочинений (сохранилось только сочинение Делаланда) были выбраны четверо, которые разделили обязанности по кварталам: Купийе (январь), Коллассе (апрель), Миноре (июль) и Делаланд (октябрь). Согласно "Беседам", сам Людовик XIV вмешался, чтобы поддержать Делаланда, положив начало его возвышению в качестве любимого придворного композитора. Чуть больше года спустя, в январе 1685 года, он был назначен композитором камерной музыки, деля полгода работы с Коллассе, а другую половину времени контролировал Пьер Робер. В январе 1689 года, в возрасте 31 года, он стал камерным сюринтендантом, занимая самую желанную музыкальную должность при дворе, и в том же году король приказал придворным переписчикам Франсуа Фоссару и Андре Даникану Филидору л'Айне составить полное собрание рукописей великих песнопений Делаланда, исключительное по красоте произведение. В сентябре 1693 года, после вынужденной отставки Купийе (для которого Анри Демаре "написал-привидением" несколько великих песнопений), Делаланд добавил к октябрю четверть января в качестве су-мэтра. В марте 1704 года, после отставки Коллассе, король передал апрельский квартал “владениям Ришара Мишеля Делаланда”. В 1714 году маркиз де Данжо записал в своем дневнике от 29 сентября: “В музыке, которую король готовит для капеллы, произошли некоторые изменения. Мэтр музыки июльского квартала... аббат Миноре ушел на пенсию”. Уход Миноре, по-видимому, был вызван не болезнью, как следует из официальных документов, а, по словам Марка-Франсуа Беше, отвращением к тому, что Людовик XIV выбрал кантату Делаланда "Domino canticum novum", чтобы произвести впечатление на приезжего курфюрста Баварии, а не произведение Миноре, "кварталом" которого оно было. Данжо продолжает: “Король назначил ему пенсию в размере 3500 ливров и присоединил его долю к трем другим, которые уже принадлежали Делаланду … Когда (Делаланд) заболеет и на его место никого не назначат, (Жан-Батист) Мато будет дирижировать вместо него”. Таким образом, с 1 июля 1715 года музыкой королевской капеллы впервые руководил один человек, всего за два месяца до смерти Людовика XIV. Несмотря на то, что Таннево описал Делаланда как "застенчивого на публике", это, похоже, не помешало ему занять большинство официальных должностей, доступных придворному музыканту. Как уже упоминалось, в 1700 году, после смерти Робера, Делаланд получил три четверти полномочий камерного композитора, а после смерти Колласса в 1709 году все обязанности по этой должности перешли к нему. С 1689 года, когда он был назначен управляющим камерной музыкой (сменив Жан-Луи Люлли), он провел год вместе с Жан-Батистом Боссе. В 1695 году Боссе продал Делаланду должность камерного музыканта за 16 000 ливров. Делаланд, который смог собрать только часть денег, обратился к Андре Даникану Филидору, который одолжил ему 14 400 ливров сроком на два года. В июле 1684 года Делаланд женился на певице Анне Ребель, дочери Жана Ребеля, ординарца королевской музыки, и сводной сестре Жана-Фери Ребеля, скрипача, дирижера и директора Парижской оперы. Согласно “Рассуждениям”, Людовик XIV сам оплатил все свадебные расходы. У супругов родились две дочери, Мари-Анна (р. 1686) и Жанна (р. 1687), которые стали известными певицами; они были вознаграждены за свое усердие Людовиком XIV, который в 1706 году назначил каждой пенсию в размере 1000 ливров, выразив пожелание, чтобы они пели во время его правления. Масса. Таннево заявил, что "именно им мы обязаны теми прекрасными соло для сопрано, которые месье Делаланд сочинил в ответ на красоту их голосов". К сожалению, обе они умерли от оспы в мае 1711 года. Смерть дофина в том же году еще больше сблизила французского короля и сына парижского портного. Несколько месяцев спустя (18 апреля 1712 года), по просьбе короля, Делаланд дирижировал 129 музыкантами королевской капеллы на поминальной службе по Дофину и его жене в Сен-Дени (среди произведений, которые, вероятно, были исполнены, была "Dies irae" Делаланда, первоначально написанная для похорон Дофина в 1690 году, но впоследствии не исполнявшаяся). пересмотрен в 1711 году). Делаланд жил в достатке благодаря королевским назначениям и высокой пенсии, одна часть которой включала в себя 6000 ливров, выплачиваемых ему и его жене с 1713 года из доходов Парижской оперы. Он был одним из немногих композиторов своего времени, имевших собственную карету. Когда он был в Париже, то жил в большом трехэтажном доме на улице Святой Анны, который раньше принадлежал его тестю. Инвентарная опись, проведенная 11 мая 1722 года после смерти Анны Ребель, выявила обилие материальных ценностей, в том числе большое количество серебра, более 50 картин, прекрасный клавесин (стоимостью 300 ливров), две виолы и две скрипки. В дополнение к своему городскому дому у него была квартира на первом этаже в Гранд-коммуне в Версале, недалеко от замка, а также загородный дом с садом в парке О-Серф. После смерти короля в 1715 году, когда регентский двор переехал в Париж, Делаланд постепенно отказался от своих тяжелых обязанностей. При этом он позаботился о том, чтобы его лучшие ученики, Андре кардинал Дестуш, Франсуа Коллин де Бламон и Жан-Франсуа де Ла Порт, получили хорошие должности. В феврале 1718 года Дестуш взял на себя одну из обязанностей сюринтенданта; в ноябре 1719 года его сменил на том же посту Коллин де Бламон. В марте 1718 года шурин Делаланда, Жан-Фери Ребель, сменил Ла Порта на посту камерного композитора.

Ноты сочинений Мишеля-Ришара Делаланда на сайте библиотеки IMSLP