Делаланд, Мишель-Ришар
1657 - 1726
Назад
Delalande, Michel-Richard
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мишель-Ришар Делаланд был пятнадцатым ребенком Мишеля Делаланда, парижского мастера-портного, и Клод Дюмутье. Большинство сведений о его ранней жизни черпается из нотариальных и архивных документов, церковных регистров, журнала "Галантный Меркурий" и текста "Рассуждение о жизни и трудах господина Делаланда" поэта Александра Таннево, который служил предисловием к посмертному гравированному изданию 1729–1734 годов сорока больших мотетов, "Помилуй мя, Боже" для одного голоса и трех "Чтений Тьмы".
15 апреля 1667 года Делаланд поступил в хор королевской церкви Сен-Жермен-л'Осеруа в Париже, где оставался до 18 ноября 1672 года. Директор хора Франсуа Шаперон отдавал предпочтение молодому Делаланду для сольных партий из-за его "красивого голоса" и "страсти к учебе". Для того чтобы представить Делаланда публике, еженедельно устраивались концерты его ранних композиций в доме шурина.
В 1680 году, после перевода Шаперона в Святую Капеллу в Париже, он пригласил Делаланда включить некоторые из его "Чтений Тьмы" в репертуар на Страстной неделе. Ничего не известно о формальном музыкальном образовании Делаланда. В "Рассуждении" говорится, что он предпочитал скрипку среди инструментов, которым обучался в юности, но когда Люлли отверг его для оркестра оперы, он "навсегда оставил скрипку". Он освоил клавесин и орган, возможно, обучаясь у Шарля Дамура, органиста Сен-Жермен-л'Осеруа.
Маршал де Ноайль, который нанял его преподавать клавесин своей дочери, рекомендовал Людовику Четырнадцатому поступить так же для своих двух дочерей от мадам де Монтеспан: Луизы-Франсуазы и Франсуазы-Марии. Согласно "Рассуждению", Делаланд играл на органе для короля в Сен-Жермен-ан-Ле в 1678 году, но Людовику Четырнадцатому он показался слишком молодым для назначения на должность королевского органиста.
Его мастерство как органиста позволило ему работать в четырех парижских церквях: иезуитской церкви Сен-Луи, монастырской церкви Пти-Сен-Антуан, Сен-Жерве и Сен-Жан-ан-Грев. Для Коллежа де Клермон он также писал интермедии и хоры для драматических постановок иезуитов.
После смерти Шарля Куперена в 1679 году Делаланд был нанят оставаться в Сен-Жерве до 1686 года, когда старший сын Куперена, Франсуа, достиг 18 лет. Однако после назначения Делаланда на пост помощника руководителя в королевской капелле в 1683 году, Франсуа Куперен и старший брат Делаланда, Франсуа, регулярно замещали его в Сен-Жерве. В 1690 году Делаланд в одобрении признал две органные мессы Франсуа Куперена "очень красивыми и достойными представления публике".
В 1683 году, когда помощники руководителя Дю Мон и Робер ушли из королевской капеллы, король объявил конкурс на их замену; 35 музыкантов приняли участие (среди них Шарпантье, Десмаре, Лоренцани и Нивер). Их число сократилось до 15, все они должны были написать музыку на текст псалма XXXII, "Блаженны те, чьи беззакония прощены". На основании этих композиций были выбраны четверо для разделения обязанностей по кварталам: Купийе (январь), Коллас (апрель), Миноре (июль) и Делаланд (октябрь). Согласно "Рассуждению", сам Людовик XIV вмешался, чтобы обеспечить Делаланду квартал, что положило начало его становлению как любимого придворного композитора.
Чуть больше чем через год, в январе 1685 года, Делаланд был назначен композитором камерной музыки, деля половину года с Колласом, другую половину контролировал Пьер Робер. В январе 1689 года, в возрасте 31 года, он стал суперинтендантом камерной музыки, самой желанной музыкальной должностью при дворе. В том же году король приказал придворным переписчикам Франсуа Фоссару и Андре Даникану Филидору старшему создать полное рукописное собрание больших мотетов Делаланда, что было исключительной честью.
В сентябре 1693 года, после принудительной отставки Купийе (для которого Анри Десмаре "писал от его имени" несколько больших мотетов), Делаланд добавил квартал января к октябрьскому кварталу помощника руководителя. В марте 1704 года, после выхода Колласа на пенсию, король отдал апрельский квартал "нашему любимому Ришару Мишелю Делаланду". В 1714 году маркиз де Данжо отметил в журнале 29 сентября: "Произошли некоторые изменения в музыке короля для капеллы. Руководитель музыки на июльский квартал … аббат Миноре ушел". Уход Миноре, по-видимому, был вызван не болезнью, как указано в официальной записи, а отвращением к тому, что Людовик XIV выбрал "Воспойте Господу песнь новую" Делаланда, чтобы впечатлить прибывшего курфюрста Баварии, а не произведение Миноре. Данжо продолжает: "Король дал ему 3500 ливров пенсии и присоединил его квартал к трем другим, уже принадлежащим Делаланду … Когда (Делаланд) болеет и нет никого для замены, (Жан-Батист) Мато будет дирижировать за него". Таким образом, с 1 июля 1715 года музыка королевской капеллы контролировалась одним человеком впервые, за два месяца до смерти Людовика XIV.
Хотя Таннево описывает Делаланда как "застенчивого на публике", он не боялся занимать большинство официальных должностей придворного музыканта. Помимо уже упомянутых, в 1700 году, после смерти Робера, Делаланд получил трехчетвертной контроль как композитор камерной музыки, а после смерти Колласа в 1709 году все полномочия этой должности принадлежали ему. С 1689 года, когда его назначили суперинтендантом камерной музыки (заменив Жан-Луи Лулли), он делил год с Жан-Батистом Боссэ. В 1695 году Боссэ продал Делаланду свою должность руководителя камерной музыки за 16 000 ливров. Делаланд, сумев собрать лишь часть денег, обратился к Андре Даникану Филидору, который занял ему 14 400 ливров на два года.
В июле 1684 года Делаланд женился на певице Анн Ребель, дочери Жана Ребеля, постоянного музыканта королевской музыки, и сводной сестре Жан-Фери Ребеля, скрипача, дирижера и директора Парижской оперы. Согласно "Рассуждению", Людовик XIV лично оплатил все свадебные расходы. У пары родились две дочери, Мари-Анн (1686) и Жанна (1687), обе стали известными певицами и были награждены Людовиком XIV пенсией по 1000 ливров в 1706 году, с пожеланием пения во время его месс. Обе дочери умерли от оспы в мае 1711 года.
Смерть дофина в том же году еще больше сблизила Делаланда с королем; Людовик XIV сказал ему: "Вы потеряли двух дочерей, заслуживающих похвалы. Я потерял Монсеньера... Делаланд, мы должны подчиниться". Несколько месяцев спустя, 18 апреля 1712 года, по просьбе короля Делаланд дирижировал 129 музыкантами королевской капеллы на поминальной службе дофина и его жены (среди произведений, вероятно, исполнялись "День гнева", написанный для похорон дофины в 1690 году и переработанный в 1711 году).
Делаланд жил в комфорте благодаря королевским назначениям и доходным пенсиям, включая пенсию в 6000 ливров, выплачиваемую ему и его жене с 1713 года из доходов Парижской оперы. Он был одним из немногих композиторов своего времени, кто владел каретой. В Париже он проживал в большом трехэтажном доме на улице Сент-Анн, который ранее принадлежал его тестю. Инвентаризация от 11 мая 1722 года после смерти Анн Ребель показывает большое количество материальных ценностей: много серебра, более 50 картин, великолепный клавесин (стоимостью 300 ливров), две виолы и две скрипки. Помимо городской резиденции, у него была квартира на первом этаже в Большом Коммуне при Версальском дворце и загородный дом с садом в Парке о-Серф.
После смерти короля в 1715 году, когда Регентский двор переехал в Париж, Делаланд постепенно оставил свои тяжелые обязанности. При этом он позаботился о том, чтобы его лучшие ученики - Андре Кардиналь Дестуш, Франсуа Коллен де Бламон и Жан-Франсуа де Ла Порт - получили хорошие должности. В феврале 1718 года Дестуш занял один из постов суперинтенданта; в ноябре 1719 года его на этом посту сменил Коллен де Бламон. В марте 1718 года шурин Делаланда, Жан-Фери Ребель, и Ла Порт сменили его на посту композитора камерной музыки.
5 мая 1722 года умерла жена Делаланда. Вскоре после этого Людовик XV пожаловал композитору звание рыцаря Ордена Святого Михаила, возможно, во время коронации в Реймсе (25 октября), для которой Делаланд дирижировал музыкой. Позже в том же году, по сведениям Таннево, когда двор вернулся в Версаль, Делаланд выразил желание добровольно уступить три четверти своей зарплаты в королевской капелле, чтобы вернуться к изначальной системе четырех помощников руководителя. Тронутый его просьбой, Людовик XV согласился и в январе 1723 года предоставил Делаланду ежегодную пожизненную пенсию в размере 3000 ливров. Новое поколение композиторов, протеже регента Филиппа Орлеанского, было быстро выбрано на три освободившиеся места: Андре Кампра, Николя Бернье и Шарль-Юбер Жерве.
Делаланд вновь женился в 1723 году; его супругой стала Мари-Луиза де Кюри (1692-1775), дочь хирурга принцессы де Конти. У них родилась одна дочь, Мари-Мишель (1724-1781). Согласно "Рассуждению", Делаланд умер от пневмонии в 1726 году; он был похоронен в церкви Нотр-Дам де Версаль, недалеко от замка, где служил 43 года.
Мишель Ришар Делаланд был центральной фигурой французской барочной музыки и признанным мастером большого мотета. Его творчество было неразрывно связано с королевским двором Людовика XIV, для которого он создавал большую часть своих произведений. Делаланд считается одним из главных реформаторов и усовершенствователей жанра большого мотета, который достиг своего наивысшего расцвета в его творчестве.
Композитор создал около 70 больших мотетов, которые отличаются монументальностью форм, богатством полифонической ткани и изысканностью гармонического языка. В этих произведениях проявилось его мастерское владение контрапунктом и умение создавать сложные хоровые текстуры. Особенностью его стиля было искусное сочетание французской мелодической изысканности с итальянской драматической выразительностью.
Значительное место в творческом наследии Делаланда занимают симфонии для королевских обедов, которые исполнялись во время трапез монарха. Эти инструментальные сочинения характеризуются изяществом и легкостью, соответствуя галантному стилю эпохи. Композитор также создавал балетную музыку, продолжая традиции французского придворного балета.
Особого внимания заслуживают его "Страстные мотеты", написанные для Великого поста. В этих произведениях проявилась глубокая религиозность композитора и его способность передавать сложные эмоциональные состояния через музыку. Делаланд демонстрировал исключительное умение работать с текстом, тонко передавая смысл и эмоциональное содержание слов через музыкальные средства.
Творчество Делаланда оказало значительное влияние на развитие французской духовной музыки и подготовило почву для последующих поколений композиторов. Его произведения продолжали исполняться в королевской капелле на протяжении всего XVIII века, а его большой мотет стал эталоном для таких композиторов, как Мондонвиль и Кампра.
Духовные произведения
Рукописные собрания
Печатные издания
Большие мотеты
Другие духовные сочинения
Сценические произведения
Инструментальные произведения
Разные светские вокальные произведения
Ноты сочинений Мишеля-Ришара Делаланда на сайте библиотеки IMSLP