Делаланд, Мишель-Ришар
1657 - 1726
Назад
Delalande, Michel-Richard

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Делаланд был пятнадцатым ребёнком Мишеля Делаланда, парижского мастера-портного, и Клод Дюмутье. Большинство сведений о его ранней жизни черпается из нотариальных и архивных документов, церковных регистров, журнала Mercure galant и анекдотического текста «Discours sur la vie et les ouvrages de M. De la Lande» поэта Александра Таннево, который служил предисловием к посмертному гравированному изданию (1729–34) 40 гран-мотетов, Miserere à voix seule и трёх Leçons de ténèbres.
15 апреля 1667 года Делаланд (вместе с Мареном Мере) поступил в хор королевской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа, Париж, где оставался до 18 ноября 1672 года. Директор хора Франсуа Шаперон отдавал предпочтение молодому Делаланду для соло из-за его «красивого голоса» и «страсти к учёбе». Для того чтобы представить Делаланде публике, еженедельно устраивались концерты его ранних композиций в доме шурина.
В 1680 году, после перевода Шаперона в Сте-Шапель, Париж, он пригласил Делаланда (тогда 22 года) включить некоторые из его Leçons de Ténèbres в репертуар на Страстной неделе. Ничего не известно о формальном музыкальном образовании Делаланда. В «Discours» говорится, что он предпочитал скрипку среди инструментов, которым обучался в юности, но когда Лулли отверг его для оркестра оперы, он «навсегда оставил скрипку». Он освоил клавесин и орган, возможно, обучаясь у Шарля Дамура, органиста Сен-Жермен-л’Осеруа. («Клавесин, который он так серьёзно изучал в юности, был его величайшим развлечением вплоть до смерти», — писал Таннево.)
Марешаль де Ноайль, который нанял его преподавать клавесин своей дочери, рекомендовал Людовику XIV поступить так же для своих двух дочерей от мадам де Монтеспан: Луиз-Франсуазы (молл де Нант) и Франсуазы-Мари (молл де Блуа). Согласно «Discours», Делаланд играл на органе для короля в Сен-Жермен-ан-Ле в 1678 году, но Людовику XIV он показался слишком молодым для назначения на должность organiste du roy.
Его мастерство как органиста позволило ему работать в четырёх парижских церквях: иезуитской церкви Сен-Луи, монастырской церкви Петит-Сен-Антуан, Сен-Жерва и Сен-Жан-ан-Грев. Для Коллежа де Клермон (позднее Collège Louis-le-Grand) он также писал интермедии и хоры (ныне утрачены) для драматических постановок иезуитов.
После смерти Шарля Куперена в 1679 году Делаланд был нанят оставаться в Сен-Жерве до 1686 года, когда старший сын Куперена, Франсуа, достиг 18 лет. Однако после назначения Делаланда на пост sous-maître в королевской капелле в 1683 году, Франсуа Куперен и старший брат Делаланда, Франсуа, регулярно замещали его в Сен-Жерве. В 1690 году Делаланд в одобрении признал две органные мессы Франсуа Куперена «очень красивыми и достойными представления публике».
В 1683 году, когда sous-maîtres Дю Мон и Робер ушли из королевской капеллы, король объявил конкурс на их замену; 35 музыкантов приняли участие (среди них Шарпантье, Десмаре, Лоренцани и Нивер). Их число сократилось до 15, все они должны были написать музыку на текст псалма XXXII, Beati quorum. На основании этих композиций были выбраны четверо для разделения обязанностей по кварталам: Купийе (январь), Коллас (апрель), Миноре (июль) и Делаланд (октябрь). Согласно «Discours», сам Людовик XIV вмешался, чтобы обеспечить Делаланду квартал, что положило начало его становлению как любимого придворного композитора.
Чуть больше чем через год, в январе 1685 года, Делаланд был назначен compositeur de la musique de la chambre, деля половину года с Колласом, другую половину контролировал Пьер Робер. В январе 1689 года, в возрасте 31 года, он стал surintendant de la musique de la chambre, самой желанной музыкальной должностью при дворе. В том же году король приказал придворным переписчикам Франсуа Фоссару и Андре Даникану Филидору старшему создать полное рукописное собрание гран-мотетов Делаланда, что было исключительной честью.
В сентябре 1693 года, после принудительной отставки Купийе (для которого Анри Десмаре «писал от его имени» несколько гран-мотетов), Делаланд добавил квартал января к октябрьскому кварталу sous-maître. В марте 1704 года, после выхода Колласа на пенсию, король отдал апрельский квартал «нашему любимому Ришар Мишелю де Ла Ланду». В 1714 году маркиз де Данжо отметил в журнале 29 сентября: «Произошли некоторые изменения в музыке короля для капеллы. Maître de musique на июльский квартал … аббат Миноре ушёл». Уход Миноре, по-видимому, был вызван не болезнью, как указано в официальной записи, а отвращением к тому, что Людовик XIV выбрал Cantate Domino canticum novum Делаланда, чтобы впечатлить прибывшего курфюрста Баварии, а не произведение Миноре. Данжо продолжает: «Король дал ему 3500 ливров пенсии и присоединил его квартал к трём другим, уже принадлежащим Делаланду … Когда [Делаланд] болеет и нет никого для замены, [Жан-Батист] Мато будет дирижировать за него (battra la mesure)». Таким образом, с 1 июля 1715 года музыка королевской капеллы контролировалась одним человеком впервые, за два месяца до смерти Людовика XIV.
Хотя Таннево описывает Делаланда как «застенчивого на публике», он не боялся занимать большинство официальных должностей придворного музыканта. Помимо уже упомянутых, в 1700 году, после смерти Робера, Делаланд получил трёхчетвертный контроль как compositeur de la musique de la chambre, а после смерти Колласа в 1709 году все полномочия этой должности принадлежали ему. С 1689 года, когда его назначили surintendant de la musique de la chambre (заменив Жан-Луи Лулли), он делил год с Жан-Батистом Боссэ. В 1695 году Боссэ продал Делаланду свою должность maître de musique de la chambre за 16 000 ливров. Делаланд, сумев собрать лишь часть денег, обратился к Андре Даникану Филидору, который занял ему 14 400 ливров на два года.
В июле 1684 года Делаланд женился на певице Анн Ребель, дочери Жана Ребеля, ordinaire de la musique du roy, и сводной сестре Жан-Фери Ребеля, скрипача, дирижёра и директора Парижской оперы. Согласно «Discours», Людовик XIV лично оплатил все свадебные расходы. У пары родились две дочери, Мари-Анн (1686) и Жанна (1687), обе стали известными певицами и были награждены Людовиком XIV пенсией по 1000 ливров в 1706 году, с пожеланием пения во время его месс. Обе дочери умерли от оспы в мае 1711 года.
Смерть дофина в том же году ещё больше сблизила Делаланда с королём; Людовик XIV сказал ему: «Вы потеряли двух дочерей, заслуживающих похвалы. Я потерял Монсеньёра… Делаланд, мы должны подчиниться («se soumettre»)». Несколько месяцев спустя, 18 апреля 1712 года, по просьбе короля Делаланд дирижировал 129 музыкантами королевской капеллы на поминальной службе дофина и его жены (среди произведений, вероятно, исполнялись Dies irae, написанный для похорон дофины в 1690 году и переработанный в 1711 году).
Делаланд жил в комфорте благодаря королевским назначениям и доходным пенсиям, включая пенсию в 6000 ливров, выплачиваемую ему и его жене с 1713 года из доходов Парижской оперы. Он был одним из немногих композиторов своего времени, кто владел каретой. В Париже он проживал в большом трёхэтажном доме на улице Сент-Анн, который ранее принадлежал его тестю. Инвентаризация от 11 мая 1722 года после смерти Анн Ребель показывает большое количество материальных ценностей: много серебра, более 50 картин, великолепный клавесин (стоимостью 300 ливров), две виолы и две скрипки. Помимо городской резиденции, у него была квартира на первом этаже в Большом Коммуне при Версальском дворце и загородный дом с садом в Парке о-Серф.
После смерти короля в 1715 году, когда Регентский двор переехал в Париж, Делаланд постепенно оставил свои тяжёлые обязанности. При этом он позаботился о том, чтобы его лучшие ученики — Андре Кардиналь Дестуш, Франсуа Коллен де Бламон и Жан-Франсуа де Ла Порт — получили хорошие должности. В феврале 1718 года Дестуш занял один из постов суринтенданта; в ноябре 1719 года его на этом посту сменил Коллен де Бламон. В марте 1718 года шурин Делаланда, Жан-Фери Ребель, и Ла Порт сменили его на посту compositeur de la musique de la chambre.
5 мая 1722 года умерла жена Делаланда. Вскоре после этого Людовик XV пожаловал композитору звание рыцаря Ордена Святого Михаила, возможно, во время коронации в Реймсе (25 октября), для которой Делаланд дирижировал музыкой. Позже в том же году, по сведениям Таннево, когда двор вернулся в Версаль, Делаланд выразил желание добровольно уступить три четверти своей зарплаты в королевской капелле, чтобы вернуться к изначальной системе четырёх sous-maîtres. Тронутый его просьбой, Людовик XV согласился и в январе 1723 года предоставил Делаланду ежегодную пожизненную пенсию в размере 3000 ливров. Новое поколение композиторов, протеже регента Филиппа Орлеанского, было быстро выбрано на три освободившиеся места: Андре Кампра, Николя Бернье и Шарль-Юбер Жерве.
Делаланд вновь женился в 1723 году; его супругой стала Мари-Луиза де Кюри (1692–1775), дочь хирурга принцессы де Конти. У них родилась одна дочь, Мари-Мишель (1724–1781). Согласно «Discours», Делаланд умер от пневмонии в 1726 году; он был похоронен в церкви Нотр-Дам де Версаль, недалеко от замка, где служил 43 года.
ТВОРЧЕСТВО
Каталог произведений: L. Sawkins: A Thematic Catalogue of the Works of Michel-Richard de Delalande (1657–1726) (Oxford, forthcoming).
Сакральные произведения
Рукописные собрания:
Печатные издания:
Большие мотеты (grands motets)
78–86. 9 Elevations (Элевейшены, тексты только), до 1704:
91–106. 16 маленьких мотетов (1–2 голоса, орган), извлечены из больших мотетов:
107–115. 9 настроек Domine, salvum fac regem – «Господи, спаси короля» (Пс. 20:9), до 1705
116–124. 9 Leçons de ténèbres – «Чтения Тьмы» (до 1712)
155–172. 18 сюит (сборник), включает концерты для трубы и капризы, 1707
173. Симфонии, прелюдии, менуэты, ригаутоны и тройные арии для разных инструментов, 1679–1716
174. 6 ритурнелей (2 скрипки, basso continuo), из Airs italiens, 1695
175/1. Non, non je ne croyois pas – «Нет, нет, я не верил», 1678
175/2. Oh! che felicita – «О! Какое счастье», до 1725
175/3. Grégoire à jeun, Grégoire à table – «Григорий на голодный желудок, Григорий за столом», музыка утрачена
Ноты сочинений Мишеля-Ришара Делаланда на сайте библиотеки IMSLP