Делаланд, Мишель-Ришар
1657 - 1726

Назад

Delalande, Michel-Richard

  • Дата рождения: 15 декабря 1657 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 18 июня 1726 года
  • Место смерти: Версаль, Франция

Биография

Делаланд был пятнадцатым ребёнком Мишеля Делаланда, парижского мастера-портного, и Клод Дюмутье. Большинство сведений о его ранней жизни черпается из нотариальных и архивных документов, церковных регистров, журнала Mercure galant и анекдотического текста «Discours sur la vie et les ouvrages de M. De la Lande» поэта Александра Таннево, который служил предисловием к посмертному гравированному изданию (1729–34) 40 гран-мотетов, Miserere à voix seule и трёх Leçons de ténèbres.

15 апреля 1667 года Делаланд (вместе с Мареном Мере) поступил в хор королевской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа, Париж, где оставался до 18 ноября 1672 года. Директор хора Франсуа Шаперон отдавал предпочтение молодому Делаланду для соло из-за его «красивого голоса» и «страсти к учёбе». Для того чтобы представить Делаланде публике, еженедельно устраивались концерты его ранних композиций в доме шурина.

В 1680 году, после перевода Шаперона в Сте-Шапель, Париж, он пригласил Делаланда (тогда 22 года) включить некоторые из его Leçons de Ténèbres в репертуар на Страстной неделе. Ничего не известно о формальном музыкальном образовании Делаланда. В «Discours» говорится, что он предпочитал скрипку среди инструментов, которым обучался в юности, но когда Лулли отверг его для оркестра оперы, он «навсегда оставил скрипку». Он освоил клавесин и орган, возможно, обучаясь у Шарля Дамура, органиста Сен-Жермен-л’Осеруа. («Клавесин, который он так серьёзно изучал в юности, был его величайшим развлечением вплоть до смерти», — писал Таннево.)

Марешаль де Ноайль, который нанял его преподавать клавесин своей дочери, рекомендовал Людовику XIV поступить так же для своих двух дочерей от мадам де Монтеспан: Луиз-Франсуазы (молл де Нант) и Франсуазы-Мари (молл де Блуа). Согласно «Discours», Делаланд играл на органе для короля в Сен-Жермен-ан-Ле в 1678 году, но Людовику XIV он показался слишком молодым для назначения на должность organiste du roy.

Его мастерство как органиста позволило ему работать в четырёх парижских церквях: иезуитской церкви Сен-Луи, монастырской церкви Петит-Сен-Антуан, Сен-Жерва и Сен-Жан-ан-Грев. Для Коллежа де Клермон (позднее Collège Louis-le-Grand) он также писал интермедии и хоры (ныне утрачены) для драматических постановок иезуитов.

После смерти Шарля Куперена в 1679 году Делаланд был нанят оставаться в Сен-Жерве до 1686 года, когда старший сын Куперена, Франсуа, достиг 18 лет. Однако после назначения Делаланда на пост sous-maître в королевской капелле в 1683 году, Франсуа Куперен и старший брат Делаланда, Франсуа, регулярно замещали его в Сен-Жерве. В 1690 году Делаланд в одобрении признал две органные мессы Франсуа Куперена «очень красивыми и достойными представления публике».

В 1683 году, когда sous-maîtres Дю Мон и Робер ушли из королевской капеллы, король объявил конкурс на их замену; 35 музыкантов приняли участие (среди них Шарпантье, Десмаре, Лоренцани и Нивер). Их число сократилось до 15, все они должны были написать музыку на текст псалма XXXII, Beati quorum. На основании этих композиций были выбраны четверо для разделения обязанностей по кварталам: Купийе (январь), Коллас (апрель), Миноре (июль) и Делаланд (октябрь). Согласно «Discours», сам Людовик XIV вмешался, чтобы обеспечить Делаланду квартал, что положило начало его становлению как любимого придворного композитора.

Чуть больше чем через год, в январе 1685 года, Делаланд был назначен compositeur de la musique de la chambre, деля половину года с Колласом, другую половину контролировал Пьер Робер. В январе 1689 года, в возрасте 31 года, он стал surintendant de la musique de la chambre, самой желанной музыкальной должностью при дворе. В том же году король приказал придворным переписчикам Франсуа Фоссару и Андре Даникану Филидору старшему создать полное рукописное собрание гран-мотетов Делаланда, что было исключительной честью.

В сентябре 1693 года, после принудительной отставки Купийе (для которого Анри Десмаре «писал от его имени» несколько гран-мотетов), Делаланд добавил квартал января к октябрьскому кварталу sous-maître. В марте 1704 года, после выхода Колласа на пенсию, король отдал апрельский квартал «нашему любимому Ришар Мишелю де Ла Ланду». В 1714 году маркиз де Данжо отметил в журнале 29 сентября: «Произошли некоторые изменения в музыке короля для капеллы. Maître de musique на июльский квартал … аббат Миноре ушёл». Уход Миноре, по-видимому, был вызван не болезнью, как указано в официальной записи, а отвращением к тому, что Людовик XIV выбрал Cantate Domino canticum novum Делаланда, чтобы впечатлить прибывшего курфюрста Баварии, а не произведение Миноре. Данжо продолжает: «Король дал ему 3500 ливров пенсии и присоединил его квартал к трём другим, уже принадлежащим Делаланду … Когда [Делаланд] болеет и нет никого для замены, [Жан-Батист] Мато будет дирижировать за него (battra la mesure)». Таким образом, с 1 июля 1715 года музыка королевской капеллы контролировалась одним человеком впервые, за два месяца до смерти Людовика XIV.

Хотя Таннево описывает Делаланда как «застенчивого на публике», он не боялся занимать большинство официальных должностей придворного музыканта. Помимо уже упомянутых, в 1700 году, после смерти Робера, Делаланд получил трёхчетвертный контроль как compositeur de la musique de la chambre, а после смерти Колласа в 1709 году все полномочия этой должности принадлежали ему. С 1689 года, когда его назначили surintendant de la musique de la chambre (заменив Жан-Луи Лулли), он делил год с Жан-Батистом Боссэ. В 1695 году Боссэ продал Делаланду свою должность maître de musique de la chambre за 16 000 ливров. Делаланд, сумев собрать лишь часть денег, обратился к Андре Даникану Филидору, который занял ему 14 400 ливров на два года.

В июле 1684 года Делаланд женился на певице Анн Ребель, дочери Жана Ребеля, ordinaire de la musique du roy, и сводной сестре Жан-Фери Ребеля, скрипача, дирижёра и директора Парижской оперы. Согласно «Discours», Людовик XIV лично оплатил все свадебные расходы. У пары родились две дочери, Мари-Анн (1686) и Жанна (1687), обе стали известными певицами и были награждены Людовиком XIV пенсией по 1000 ливров в 1706 году, с пожеланием пения во время его месс. Обе дочери умерли от оспы в мае 1711 года.

Смерть дофина в том же году ещё больше сблизила Делаланда с королём; Людовик XIV сказал ему: «Вы потеряли двух дочерей, заслуживающих похвалы. Я потерял Монсеньёра… Делаланд, мы должны подчиниться («se soumettre»)». Несколько месяцев спустя, 18 апреля 1712 года, по просьбе короля Делаланд дирижировал 129 музыкантами королевской капеллы на поминальной службе дофина и его жены (среди произведений, вероятно, исполнялись Dies irae, написанный для похорон дофины в 1690 году и переработанный в 1711 году).

Делаланд жил в комфорте благодаря королевским назначениям и доходным пенсиям, включая пенсию в 6000 ливров, выплачиваемую ему и его жене с 1713 года из доходов Парижской оперы. Он был одним из немногих композиторов своего времени, кто владел каретой. В Париже он проживал в большом трёхэтажном доме на улице Сент-Анн, который ранее принадлежал его тестю. Инвентаризация от 11 мая 1722 года после смерти Анн Ребель показывает большое количество материальных ценностей: много серебра, более 50 картин, великолепный клавесин (стоимостью 300 ливров), две виолы и две скрипки. Помимо городской резиденции, у него была квартира на первом этаже в Большом Коммуне при Версальском дворце и загородный дом с садом в Парке о-Серф.

После смерти короля в 1715 году, когда Регентский двор переехал в Париж, Делаланд постепенно оставил свои тяжёлые обязанности. При этом он позаботился о том, чтобы его лучшие ученики — Андре Кардиналь Дестуш, Франсуа Коллен де Бламон и Жан-Франсуа де Ла Порт — получили хорошие должности. В феврале 1718 года Дестуш занял один из постов суринтенданта; в ноябре 1719 года его на этом посту сменил Коллен де Бламон. В марте 1718 года шурин Делаланда, Жан-Фери Ребель, и Ла Порт сменили его на посту compositeur de la musique de la chambre.

5 мая 1722 года умерла жена Делаланда. Вскоре после этого Людовик XV пожаловал композитору звание рыцаря Ордена Святого Михаила, возможно, во время коронации в Реймсе (25 октября), для которой Делаланд дирижировал музыкой. Позже в том же году, по сведениям Таннево, когда двор вернулся в Версаль, Делаланд выразил желание добровольно уступить три четверти своей зарплаты в королевской капелле, чтобы вернуться к изначальной системе четырёх sous-maîtres. Тронутый его просьбой, Людовик XV согласился и в январе 1723 года предоставил Делаланду ежегодную пожизненную пенсию в размере 3000 ливров. Новое поколение композиторов, протеже регента Филиппа Орлеанского, было быстро выбрано на три освободившиеся места: Андре Кампра, Николя Бернье и Шарль-Юбер Жерве.

Делаланд вновь женился в 1723 году; его супругой стала Мари-Луиза де Кюри (1692–1775), дочь хирурга принцессы де Конти. У них родилась одна дочь, Мари-Мишель (1724–1781). Согласно «Discours», Делаланд умер от пневмонии в 1726 году; он был похоронен в церкви Нотр-Дам де Версаль, недалеко от замка, где служил 43 года.

ТВОРЧЕСТВО

Каталог произведений: L. Sawkins: A Thematic Catalogue of the Works of Michel-Richard de Delalande (1657–1726) (Oxford, forthcoming).

Сакральные произведения

Рукописные собрания:

  • Motets de M. Delalande, 10 тт., 1689–90
  • Toulouse-Philidor collection, 1704–6
  • Рукописи бывшей Академии изящных искусств, Лион
  • Motets à grand choeur de M. de la Lande, 21 том, коллекция Гаспара Алексиса Ковена
  • Récits et duo de Msr de La Lande, собраны в Апте, 1765

Печатные издания:

  • Motets de feu M. De La Lande, Париж, 1729–34, 21 том

Большие мотеты (grands motets)

  1. Dixit Dominus – «Господь сказал» (Пс. 110), 1680
  2. Magnificat – «Величит душа моя Господа» (Лк 1:46–55), 1681, музыка утеряна
  3. Deitatis majestatem – «Величие Божества» (псалом-пастиш), 1682
  4. Afferte Domino – «Принесите Господу» (Пс. 29), 1683
  5. Beati quorum – «Блаженны те, чьи» (Пс. 32), 1683
  6. Ad te levavi – «К Тебе вознес я» (Пс. 123), 1689
  7. Audite coeli – «Слушайте, небеса» (Втор. 32), 1689, 2-е и 3-е версии
  8. Ecce, nunc benedicite – «Вот теперь благословите» (Пс. 134), 1686
  9. Jubilate Deo – «Радуйтесь Богу» (Пс. 100), 1689
  10. Laudate Dominum, omnes gentes – «Хвалите Господа, все народы» (Пс. 117), 1686
  11. Omnes gentes, plaudite – «Все народы, аплодируйте» (Пс. 47), 1689, 2-е исполнение
  12. Quam dilecta tabernacula – «Как драгоценны жилища Твои» (Пс. 84), 1686, 2-е исполнение
  13. Super flumina Babylonis – «У вод Вавилонских» (Пс. 137), 1687, 2-е исполнение
  14. Veni Creator – «Приди, Творец» (гимн), 1684, 2-е исполнение 1722
  15. Miserere mei, Deus – «Помилуй меня, Боже» (Пс. 57), 1685, 2-е исполнение
  16. Deus misereatur nostri – «Бог да помилует нас» (Пс. 67), 1687
  17. Domine, Dominus noster – «Господь, наш Господь» (Пс. 8), 1686
  18. Laudate pueri Dominum – «Хвалите Господа, слуги Его» (Пс. 113), 1686, 2-е исполнение
  19. Lauda Jerusalem – «Хвалите, Иерусалим» (Пс. 147:12–20), 1690, 2-е исполнение 1725
  20. Deus, Deus meus – «Боже, Боже мой» (Пс. 63), 1685
  21. Christe, Redemptor – «Христос, Искупитель» (гимн), 1689
  22. Cantemus Domino – «Пойте Господу» (псалом-пастиш), 1687
  23. De profundis – «Из глубины» (Пс. 130, Requiem aeternam), 1689, 2-е исполнение
  24. Exaudi Deus – «Услышь, Боже» (Пс. 61), 1689, 2-е исполнение 1719
  25. In convertendo – «Когда Господь обратил» (Пс. 126), 1684, 2-е исполнение
  26. Nisi quia Dominus – «Если не Господь» (Пс. 124), 1703, 2-е исполнение
  27. Miserere mei, Deus – «Помилуй меня, Боже» (Пс. 51), 1687, 2-е исполнение
  28. Domine, non est exaltatum – «Господь не возвысился» (Пс. 131), 1689
  29. Domine, in virtute tua – «Господь, в Твоей силе» (Пс. 21), 1689, 2-е исполнение
  30. Deus stetit in synagoga – «Бог стал в синагоге» (Пс. 82), музыка утеряна
  31. Dies irae – «День гнева» (секвенция), 1690, 1711
  32. Te Deum laudamus – «Тебя, Бога, хвалим» (гимн), 1684, 2–4-е версии
  33. Deus, in adjutorium – «Боже, к Тебе прибегаю» (Пс. 70), 1691
  34. Cantemus Virginem – «Пойте о Деве» (аноним), музыка утеряна
  35. Deus, in nomine tuo – «Боже, во имя Твое» (Пс. 54), 1690
  36. Exaudiat te, Dominus – «Господь да услышит тебя» (Пс. 20), музыка утеряна
  37. Domine, quid multiplicati – «Господь, почему умножились» (Пс. 3), 1691
  38. Judica me, Deus – «Судии меня, Боже» (Пс. 43), 1693
  39. Beatus vir – «Блажен муж» (Пс. 112), 1692
  40. Usquequo, Domine – «До каких пор, Господи» (Пс. 13), 1692, 2-е исполнение
  41. Cum invocarem – «Когда я взывал» (Пс. 4), 1714
  42. Nisi Dominus aedificaverit – «Если Господь не созиждет» (Пс. 127), 1694, 2-е исполнение 1704
  43. Dominus regit me – «Господь пастырь мой» (Пс. 23), 1695
  44. Benedictus Dominus Deus meus – «Благословен Господь, Бог мой» (Пс. 144), 1695, 2-е исполнение
  45. Quemadmodum – «Как» (Пс. 42), 1696
  46. Laudate Dominum in sanctis – «Хвалите Господа святыми Его» (Пс. 150), 1697
  47. Laetatus sum – «Я возрадовался» (Пс. 122), 1693, музыка утеряна
  48. Confitebor tibi Domine – «Я признаю Тебя, Господи» (Пс. 138), 1697
  49. Credidi propter – «Я поверил» (Пс. 116:10–16), 1697
  50. Eructavit cor meum – «Изрыгнул сердце мое» (Пс. 45), 1697
  51. Beati omnes – «Блаженны все» (Пс. 128), 1698
  52. O filii et filiae – «О сыны и дочери» (гимн), 1698
  53. Regina coeli – «Царица Небесная» (антифона), 1698
  54. Deus noster refugium – «Бог наше прибежище» (Пс. 46), 1699
  55. Cantate Domino – «Пойте Господу» (Пс. 96), 1698, 1719
  56. Confitebor tibi Domine – «Я признаю Тебя, Господи» (Пс. 111), 1699, 2-е исполнение
  57. Laudate Dominum – «Хвалите Господа» (Пс. 147:1–11), 1700, 2-е исполнение
  58. Venite, exultemus – «Придите, возрадуемся» (Пс. 95), 1701, 2-е исполнение
  59. Confitebimur tibi – «Мы будем благодарить Тебя» (Пс. 75), 1701, 2-е исполнение
  60. Ad Dominum cum tribularer – «К Господу, когда я страдал» (Пс. 120), музыка утеряна
  61. Magnus Dominus – «Велик Господь» (Пс. 48), 1701
  62. Benedictus Dominus Deus Israel – «Благословен Господь, Бог Израиля» (Лк 1:68–79), 1702
  63. Notus in Judaea – «Известен в Иудее» (Пс. 76), 1702, 2-е исполнение
  64. Ad te, Domine, clamabo – «К Тебе, Господи, воззову» (Пс. 28), 1702
  65. Dominus regnavit – «Господь царствует» (Пс. 97), 1704
  66. Exaltabo te, Domine – «Возвеличу Тебя, Господи» (Пс. 30), 1704, 2-е исполнение
  67. Pange lingua gloriosi – «Расстели, язык, славу» (гимн), 1689, 1704
  68. Confitemini Domino – «Признавайте Господа» (Пс. 105), 1705, 2–3-е версии
  69. Verbum supernum prodiens – «Вышедшее Сверхнебесное Слово» (гимн), музыка утеряна
  70. Quare fremuerunt gentes – «Почему бушуют народы» (Пс. 2), 1706
  71. Exurgat Deus – «Да восстанет Бог» (Пс. 68), 1706, 2–3-е версии
  72. Cantate Domino – «Пойте Господу» (Пс. 98), 1707, 2-е исполнение
  73. Dixit Dominus – «Господь сказал» (Пс. 110), 2-е исполнение 1708
  74. Sacris solemniis – «Священными торжествами» (гимн), 1709, 2-е исполнение
  75. Exultate justi in Domino – «Радуйтесь, праведные, в Господе» (Пс. 33), 1710
  76. Exaltabo te, Deus meus – «Возвеличу Тебя, Боже мой» (Пс. 145), 1712
  77. Omnes gentes, plaudite – «Все народы, аплодируйте» (Пс. 47), 2-е исполнение 1721

Другие сакральные произведения

78–86. 9 Elevations (Элевейшены, тексты только), до 1704:

  • Salve caro Salvatoris – «Здравствуй, Дорогой Спаситель»
  • Jesu quem velatum – «Иисус, кого скрыли»
  • O salutaris hostia – «О Спасительная Жертва»
  • Ave verum corpus – «Привет, Истинное Тело»
  • Tantum ergo sacramentum – «Таково Таинство»
  • Ignis vivus, dulcis flamma – «Живой огонь, сладкое пламя»
  • Ad gaudia cordis – «К радости сердца»
  • O bone Jesu – «О, добрый Иисус»
  • Properate multitudo – «Спешите, множество»
  1. Miserere à voix seule – «Помилуй меня, Боже» (1 голос), до 1712
  2. Nunc dimittis – «Теперь отпусти» (Лк 2:29–32), до 1712, музыка утеряна
  3. O filii et filiae – «О сыны и дочери» (гимн), до 1712
  4. Regina coeli – «Царица Небесная» (антифона), до 1712, музыка утеряна

91–106. 16 маленьких мотетов (1–2 голоса, орган), извлечены из больших мотетов:

  • Panis angelicus – «Хлеб Ангельский» (из s74)
  • Cantemus Domino – «Пойте Господу» (s22)
  • Afferte Domino – «Принесите Господу» (s55)
  • Magnificavit Dominus – «Возвеличил Господь» (s25, 72)
  • Exultate justi – «Радуйтесь, праведные» (s75)
  • Sitivit anima mea – «Жаждет душа моя» (s45, 66)
  • Benedictus Dominus, qui non – «Благословен Господь, кто не…» (s26, 71)
  • Confitemini – «Признавайте» (s68, 59)
  • Memoriam fecit – «Он сделал память» (s56, 68)
  • Quid retribuam – «Что воздам» (s49, 43)
  • Vanum est vobis – «Тщетно для вас» (s42, 63)
  • In memoria aeterna – «В вечной памяти» (s39, 61)
  • Benedictus Dominus, quoniam – «Благословен Господь, ибо» (s64, 44)
  • Exultent et laetentur – «Да ликуют и радуются» (s33)
  • Miserator et misericors – «Милосердный и сострадательный» (s76, 71)
  • Adorate Deum – «Преклонитесь перед Богом» (s65)

107–115. 9 настроек Domine, salvum fac regem – «Господи, спаси короля» (Пс. 20:9), до 1705

116–124. 9 Leçons de ténèbres – «Чтения Тьмы» (до 1712)

  1. Litanies à la Sainte-Vierge – «Литании к Пресвятой Деве», утрачены
  2. Messe en plainchant musical – «Месса в музыкальном плейнчанте»
  3. Cantique sur le bonheur des justes (J. Racine) – «Гимн о блаженстве праведных», 1694–5
  4. Tandis que Babylone – «Пока Вавилон…» (Paris, 1732)
  5. Intermèdes for tragedies – «Интермедии к трагедиям» (c1680), утрачены
  6. Symphonies des Noëls – «Симфонии Рождества», 18–23 номеров

Сценические произведения

  1. La sérénade – «Серената» (дивертисмент), 1682, утрачена
  2. L'amour berger – «Любовь пастуха» (опера-пастораль), 1683, 2 арии сохранились
  3. Les fontaines de Versailles – «Фонтаны Версаля» (концерт, 6 сцен), 1683
  4. Concert d'Esculape – «Концерт Эскулапа» (1 сцена), 1683
  5. Epithalame – «Эпиталама» (свадебный дивертисмент), 1685, музыка утрачена
  6. Ballet de la jeunesse – «Балет юности» (балет, 3 интермедии), 1686
  7. Le palais de Flore – «Дворец Флоры» (балет, 6 частей), 1689
  8. Ballet de Monsieur de La Lande – «Балет господина Лаланда», до 1691
  9. Ballet du jour de St Louis – «Балет в день Святого Людовика», 1691
  10. Mirtil, ou La sérénade – «Миртиль, или Серенада», 1683–96
  11. Idylle de Fontainebleau – «Идиллия Фонтенбло», c1695
  12. Adonis – «Адон», 1696
  13. L'Amour fléchi par la Constance – «Любовь, покорённая верностью» (пастораль), 1697
  14. Mirtil et Mélicerte – «Миртиль и Меликерта» (комедия), 1698–99
  15. La comédie des fées – «Комедия фей» (комедия), 1699
  16. La noce de village – «Сельская свадьба» (маскарад), 1700
  17. L'hymen champêtre – «Сельский гимен» (маскарад), 1700
  18. Madrigaux – «Мадригалы» (песни), 1704, утрачены
  19. Ode a la louange du roy – «Ода в похвалу короля» (концерт), утрачена
  20. Divertissement (Idylle) sur la Paix – «Дивертисмент (идиллия) о мире», 1713
  21. L'inconnu – «Незнакомец» (комедия), 1720
  22. Les folies de Cardénio – «Безумства Карденио» (комедия), 1720
  23. Les élémens – «Стихии» (опера-балет), 1721, совместно с Дестушем
  24. Eglogue, ou Pastorale – «Эклога, или Пастораль», 1697, утрачена

Инструментальные произведения

155–172. 18 сюит (сборник), включает концерты для трубы и капризы, 1707

173. Симфонии, прелюдии, менуэты, ригаутоны и тройные арии для разных инструментов, 1679–1716

174. 6 ритурнелей (2 скрипки, basso continuo), из Airs italiens, 1695


Разные светские вокальные произведения

175/1. Non, non je ne croyois pas – «Нет, нет, я не верил», 1678

175/2. Oh! che felicita – «О! Какое счастье», до 1725

175/3. Grégoire à jeun, Grégoire à table – «Григорий на голодный желудок, Григорий за столом», музыка утрачена

Ноты сочинений Мишеля-Ришара Делаланда на сайте библиотеки IMSLP