Де Феш, Виллем
1687 - 1761
Назад
Виллем Де Феш (Willem De Fesch) - Голландский композитор и скрипач
Крещён 26 августа 1687 года, Алкмар - умер 3 января 1761 года, Лондон.
Он был сыном Луи де Феша и Джоанны Маасбрагт. Несмотря на то, что его родители поженились в Амстердаме (1685), а брат родился в Алкмаре, семья происходила из льежских земель и вернулась в Льеж до 1690 года. Возможно, в 1690-х годах Де Феш был мальчиком из церковного хора или даже певцом в Льеже. Примерно к 1710 году он и его старший брат Питер (р. 28 ноября 1685) обосновались в Амстердаме: Питер несколько лет прожил в Лейдене, где 6 июня 1706 года был зачислен в университет как музыкант. В Амстердаме Де Феш женился на Анне Марии Розье, дочери композитора Карла Розье, который активно работал в Бонне, Амстердаме и Кельне. Имена Виллема, Питера и Анны Марии Де Феш встречаются в отчетах Городского театра о танцах, пении и театральных представлениях за 1708-21 годы. Де Феш оставался в Амстердаме до 1725 года. В этот период он несколько раз выступал в качестве концертирующего скрипача, в том числе три раза в Антверпене в 1718, 1719 и 1722 годах. В 1725 году он был назначен капельмейстером кафедрального собора Антверпена, сменив Альфонса д'Ива, и занимал этот пост до 1731 года, когда подал в отставку из–за постоянных ссор с капитулом и капеллой - ссор, в которых, по-видимому, был виноват его темпераментный, скупой и неряшливый характер. Несколько лет спустя Де Феш со своей семьей переехал в Лондон, где и остался на всю оставшуюся жизнь. В Лондоне, одном из важнейших музыкальных центров Европы, Де Феш смог в полной мере проявить себя как концертирующий скрипач-виртуоз. По-видимому, в первые годы своего пребывания в Англии он был органистом Венецианской капеллы в Лондоне. Он также часто выступал в качестве концертирующего скрипача, часто исполняя свои собственные сочинения. Его оратория "Юдифь" (текст У. Хиггинса) была исполнена в 1733 году и возобновлена в 1740 году.; произведение, должно быть, пришлось по вкусу его современникам, поскольку Уильям Хогарт изобразил Де Феша в карикатурном виде в исполнении этой оратории и использовал эту карикатуру в качестве абонемента на “Полуночную современную беседу”. В Лондоне Де Феш считался “уважаемым профессором игры на скрипке”. По-видимому, он не был вовлечен в нынешнее соперничество между Генделем и Дворянской оперой: известно, что он был дружен с людьми, которые не были благосклонно настроены к Генделю (то есть с людьми из окружения принца Уэльского), но позже (в 1746 году) он стал первой скрипкой в оркестре Генделя. В 1748 и 1749 годах Де Феш руководил оркестром в Мэрилебон-Гарденс. В 1744 и 1745 годах было объявлено о создании двух масштабных вокальных произведений Де Феша: пасторали "Любовь и дружба" и оратории "Иосиф", которые в последующие годы неоднократно исполнялись. После 1750 года он, по-видимому, отошел от общественной жизни. Если Де Феш был хорошим и признанным скрипачом-виртуозом своего времени, то он также был выдающимся композитором-новатором. В его сочинениях, которые варьировались от грандиозно задуманных ораторий, мессы и концерта до дуэтов, сольных и трио-сонат и простых песен, прослеживается явное развитие, которое во многом совпадает с различными этапами его карьеры. Амстердамский период, включающий произведения вплоть до соч.4 (дуэты, сонаты и концерты), характеризуется, во-первых, своими связями со стилистическими принципами конца 17-го и начала 18-го веков, а во-вторых, стремлением Де Феша к виртуозности и внешнему блеску. В Антверпенский период (1725-1731) его стиль претерпел заметные изменения: виртуозность сменилась простотой и большей выразительностью, поскольку он следовал стилистическим тенденциям второй четверти века, которые медленно, но верно давали о себе знать. Результатом этого развития стал шедевр Де Феша, его сонаты ор.8, которые демонстрируют его новый, упрощенный стиль и его связь с итальянским галантным стилем. Наконец, в лондонский период, помимо других сонат и концертов, вошли две оратории и пасторальная серенада, все с английскими текстами, а также большое разнообразие песен на итальянские и английские тексты. Итальянские песни были изданы в двух сборниках, каждый из которых состоял из 17 канцонет, за которыми следовали три арии. Многие тексты заимствованы из сочинения Паоло Ролли "О канцонетах и песенных собраниях" (Лондон, 1727). Английские песни, по-видимому, были написаны в основном в 1746-1759 годах. Иногда они были связаны с театральными постановками, например, с постановкой "Бури" в Друри-Лейне в 1746 году. Ряд песен был опубликован в небольших сборниках, обычно связанных с их исполнением на известных концертных площадках. Другие были включены в периодические издания, такие как "Лондонский журнал" (1748-54), "Юниверсал мэгэзин" (1749-1756) и "Джентльменский журнал" (1749), или издавались на отдельных листах, которые могли быть включены в коллекции этих листов. Изрядное количество из них было включено в песенные антологии 1750-х годов. Тематический и формальный язык Де Феша можно охарактеризовать как ярко выраженный итальянский, или, точнее, как вивальдианский, по своему колориту. Сильные, мужественные темы аллегро Вивальди и его твердые формальные принципы, должно быть, очень понравились композитору с темпераментом Де Феша. Также можно отметить влияние кореллианства и генделя, особенно в оратории "Иосиф". Тем не менее, его произведения, особенно в небольших жанрах, отличаются особой индивидуальностью. Благодаря своим собственным сочинениям и влиянию, которое он оказывал на своих современников, Де Феш может считаться одним из самых выдающихся музыкантов Нидерландов и Англии второй четверти XVIII века. Его работы также более или менее систематически распространялись во Франции либо в оригинальных голландских или английских изданиях, либо в виде местных переизданий.
Ноты сочинений Виллема Де Феша на сайте библиотеки IMSLP