Довернь, Антуан
1713 - 1797

Назад

Антуан Довернь (Antoine Dauvergne) - Французский композитор, скрипач и администратор

Родился 3 октября 1713 года, Мулен - умер 11 февраля 1797 года, Лион. 

Его отец, Жак Довернь, был музыкантом и, вероятно, его первым учителем. Антуан начал свою карьеру скрипача в Мулене и Клермон-Ферране, а затем переехал в Париж в конце 1730-х годов. По словам Пьера де Берниса, он изучал композицию у Рамо (а не у Леклера, как утверждали Ла Лоранси и Пинчерль). В 1739 году он стал скрипачом в chambre du roi и зарегистрировал привилегию на публикацию своего сочинения op.1, Sonates en trio (предоставлено в 1740 году). Он присоединился к Оперному оркестру в 1744 году и к 1752 году взял на себя некоторые дирижерские обязанности. Его первая сценическая работа "Les amours de Tempé", балет в четырех действиях, была представлена в опере в 1752 году и получила положительный отзыв в "Меркюр де Франс". Опера “Les troqueurs”, самый крупный успех Доверня, был поставлен в следующем году и положил начало театральной карьере, которая длилась более 20 лет.
Довернь был назначен композитором королевской палаты и преемником Франсуа Ребеля на посту мастера королевской палаты в 1755 году, а девять лет спустя-суперинтендантом этого заведения. В 1762 году он вместе с Николя-Рене Жоливо и Габриэлем Каппераном стал содиректором концерта Spirituelle. Репертуар был изменен (Мондонвиль ушел с поста директора и удалил все свои рукописи), в оркестр и хор были введены новые артисты, а Пьер Гавинье был назначен руководителем-дирижером. Все значительные произведения Доверня были написаны для этой организации, в основном в начале его 11-летнего пребывания там. Его пребывание в должности прошло без каких-либо заметных инцидентов, пока его последние два года не постигли административные и художественные неудачи.
В 1769 году Довернь вместе с Жоливо, П.-М. Бертоном и Ж.-К. Триалем стал директором оперы. Возможно, наиболее важным аспектом его первого пребывания на посту директора оперы было его участие в переговорах с Глюком (1772-1774). Предложение Рулле привезти Глюка и его оперы в Париж не произвелона Доверня впечатления, поэтому Глюк сам написал Доверню, приложив в качестве образца первый акт "Ифигении в Овлиде". Хотя Доверн признал новизну и потенциальное влияние произведений Глюка, он продолжал отговаривать композитора, требуя пять других опер. Затем вмешалась Мария-Антуанетта, и премьера "Ифигении" в опере в 1774 году стала триумфальной.
Несмотря на резкую критику Дестушем в 1773 году знаний Доверня о современном вкусе, тем не менее, в марте 1776 года он был назначен композитором оперы, а в следующем месяце ушел с поста директора. В 1780 году он снова стал его директором, но вскоре после этого многочисленные музыканты письменно жаловались на его постоянное ворчание и неумелое руководство. Он не смог заручиться поддержкой и ушел в отставку в 1782 году, прося о надлежащей пенсии. В 1783 и 1784 годах его призвали возглавить недавно созданную Королевскую певческую школу, но он отклонил предложения из-за низкой заработной платы. Он стал директором оперы в третий раз в 1785 году. Хотя при назначении упоминались его заслуги, честность и мудрость, другая серия писем, в которых критиковались его возраст, вкус и манера поведения, сделала этот термин столь же неприятным, как и предыдущий. Смерть его второй жены в 1787 году, растущая политическая нестабильность (которая неизбежно вызывала финансовые и художественные трудности) и его уменьшившиеся способности вынудили его уйти на пенсию в 1790 году. Он умер, почти забытый, семь лет спустя.
Самые ранние работы Доверня носят чисто инструментальный характер и, хотя явно французский, демонстрируют некоторые итальянские черты, которые были приняты в Париже в 1730-1740-х годах. Влияние итальянцев, особенно Локателли, на мелодический стиль Доверня хорошо задокументировано Ла Лауренси. Из трехчастных сонат en trio четыре начинаются с медленной части, а две-с быстрой французской увертюры; все они заканчиваются менуэтом. Десять из 12 сонат для скрипки, соч. 2, представляют собой произведения из четырех частей, начинающиеся с медленной части. Мотивы и тематический материал в этих сонатах делятся на два типа: блестящие, триадические, угловатые мелодии или плавные, витиеватые, певучие мелодии. Сонаты требуют продвинутой техники, в том числе ловкости в более высоких позициях и способности играть двойные ноты в этих позициях, что указывает на то, что собственная техника Доверня, должно быть, была потрясающей. Каждый из симфонических концертов op. 3-4 состоит из двух сюит для двух скрипок, альта и баса. В своих быстрых движениях скрипки играют в унисон или в терцию или в сексту, в то время как в медленных движениях вторая скрипка сопровождает мелодичную первую. Повсюду альт и бас создают гармонический фон и движение несколько независимо друг от друга. Сюиты полностью типичны для середины 18 века. Ла Лоренси распознал в них следы Глюка, особенно в расположении мелодий и впечатлениях величия и безмятежности.
Хотя лучшие произведения Доверня, по-видимому, не сохранились, отзывы в "Меркури" в целом были одобрительными, однако Берни, который слушал “Diligam te, Domine” и “Te Deum” на духовном концерте 8 декабря 1770 года, сообщил, что "Месье Довернь - очень скучный и тяжелый композитор даже в самом старом и худшем французском стиле".
Значительная часть опер Доверня была переработана по более ранним моделям, что не всегда соответствовало современным вкусам. Его репутация сценического композитора во многом основана на Les troqueurs, одной из самых ранних комических опер, поставленных на оригинальную музыку и построенных по итальянским образцам. Итальянское влияние проявляется во вступительной симфонии и обилии вокальных ансамблей, в использовании речитатива (композиционный прием, быстро лишивший расцветающий жанр с тех пор, как Парижская опера быстро запретила его использование в конкурирующих театрах), а также в таких приемах, как тремоло, разнообразная динамика и большие мелодические скачки. Les troqueurs сразу же добился успеха, отчасти благодаря замыслу нового директора комической оперы Жана Монне, который первоначально назвал это произведение произведением итальянского композитора, проживающего в Вене; он получил множество возрождений, был поставлен в нескольких европейских столицах и, по крайней мере, в двух пародиях. По словам Маре, Рамо восхищался этой работой: "предсказывая, до какой степени совершенства эта форма может быть доведена в будущем, он [Рамо] с волнением думал бы о прогрессе, который привнесет вкус к этой опере в хорошую музыку". Ла Борд высоко оценил другие оперы Доверня: "арии приятны и часто очень красивы. Он сочетает в себе большой талант и скромность".

Ноты сочинений Антуана Доверня на сайте библиотеки IMSLP