Доверн, Антуан
1713 - 1797
Назад
Dauvergne, Antoine
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антуан Доверн был французским композитором, скрипачом и администратором. Его отец, Жак Доверн, был музыкантом и, вероятно, его первым учителем. Антуан начал свою карьеру как скрипач в Мулене и Клермон-Ферране, прежде чем переехать в Париж в конце 1730-х годов. Согласно Пьеру де Берни, он изучал композицию у Рамо. В 1739 году он стал скрипачом в королевской камере и зарегистрировал привилегию на публикацию своих сочинений опуса один, "Трио-сонаты" (предоставлена в 1740 году). Он присоединился к оркестру Оперы в 1744 году и к 1752 году взял на себя некоторые дирижерские обязанности. Его первая сценическая работа, "Любовь Темпы", балет в четырех актах, была представлена в Опере в 1752 году и получила благоприятный отзыв в "Меркюр де Франс". Самая продолжительная оперная удача Доверна, "Обменщики", была поставлена в следующем году и положила начало театральной карьере, которая продлилась более двадцати лет.
Доверн был назначен композитором королевской камеры и преемником Франсуа Ребеля на посту руководителя королевской камеры в 1755 году, и суперинтендантом этого учреждения девять лет спустя. В 1762 году он стал, вместе с Николя-Рене Жоливо и Габриэлем Каппераном, со-директором "Духовного концерта". Репертуар был изменен, в оркестр и хор были введены новые артисты, а Пьер Гавиньес был назначен концертмейстером-дирижером. Духовные произведения Доверна были все написаны для этой организации, в основном в ранний период его одиннадцатилетнего срока пребывания там. Его пребывание на посту прошло без заметных инцидентов до тех пор, пока административные и художественные неудачи не обрушились на его последние два года.
В 1769 году Доверн стал, вместе с Жоливо, П.-М. Бертоном и Ж.-К. Триалем, директором Оперы. Возможно, самым значительным аспектом его первого срока в качестве директора Оперы было его участие в переговорах с Глюком (1772-1774). Доверн не был впечатлен предложением Рулле привезти Глюка и его оперы в Париж, поэтому сам Глюк написал Доверну, приложив первый акт "Ифигении в Авлиде" в качестве образца. Хотя Доверн признавал новизну и потенциальное влияние работы Глюка, он продолжал отговаривать композитора, требуя пять других опер. Затем Мария-Антуанетта вмешалась, и премьера "Ифигении" в Опере в 1774 году стала триумфом.
Аранжировка Доверна 1773 года "Каллирои" Дестуша вызвала множество негативных отзывов о его знании современного вкуса. Тем не менее, он был назначен композитором Оперы в марте 1776 года, а в следующем месяце ушел с поста директора. В 1780 году он снова стал его директором, но вскоре после этого многочисленные музыканты письменно пожаловались на его вечные придирки и неумелое руководство. Он не смог заручиться поддержкой и ушел в отставку в 1782 году, прося адекватную пенсию. В 1783 и 1784 годах его уговаривали возглавить недавно созданную Королевскую школу пения, но он отклонил предложения из-за низкой зарплаты. Он стал директором Оперы в третий раз в 1785 году. Хотя в назначении упоминались его заслуги, честность и мудрость, еще одна серия писем, критикующих его возраст, вкус и управление, сделала этот срок таким же неприятным, как и предыдущий. Смерть его второй жены в 1787 году, растущая политическая нестабильность (которая неизбежно вызвала финансовые и художественные трудности) и его ослабленные способности вынудили его уйти на пенсию в 1790 году. Он умер, почти забытый, семь лет спустя.
Ранние произведения Доверна являются чисто инструментальными и, хотя явно французские, показывают некоторые итальянские черты, которые принимались в Париже в 1730-х и 1740-х годах. Влияние итальянцев, в частности Локателли, на мелодический стиль Доверна было хорошо задокументировано Ла Лоранси. Среди трехчастных "Трио-сонат" четыре начинаются с медленной части и две с быстрой французской увертюры; все заканчиваются менуэтом. Десять из двенадцати "Сонат для скрипки соло" сочинение два являются четырехчастными произведениями, начинающимися с медленной части. Мотивы и тематический материал в этих сонатах делятся на два типа: блестящие, трезвучные, угловатые мелодии или плавные, орнаментированные, певучие мелодии. Сонаты требуют продвинутой техники, включая подвижность в высоких позициях и способность играть двойные ноты в этих позициях, что указывает на то, что собственная техника Доверна должна была быть выдающейся. Каждый из "Концертов симфоний" сочинения три-четыре состоит из двух сюит для двух скрипок, альта и баса. В их быстрых частях скрипки играют в унисон или в терциях или секстах, в то время как в медленных частях вторая скрипка обеспечивает сопровождение мелодической первой. На протяжении всего произведения альт и бас обеспечивают гармонический фон и движение несколько независимо друг от друга. Сюиты полностью типичны для середины восемнадцатого века. Ла Лоранси признал следы Глюка в них, особенно в расположении мелодий и впечатлениях величия и безмятежности.
Хотя духовные произведения Доверна, по-видимому, не сохранились, отзывы в "Меркюре" были в целом одобрительными, и шесть мотетов исполнялись двенадцать или более раз в годы 1763-1770. Однако Берни, который слышал "Буду любить Тебя" и "Те Деум" на "Духовном концерте" 8 декабря 1770 года, сообщил, что "Господин Доверн - очень скучный и тяжелый композитор даже в самом старом и худшем французском стиле".
Значительная часть опер Доверна представляла собой переработки более ранних моделей, которые не всегда соответствовали современным вкусам. Его репутация как сценического композитора в значительной степени основана на "Обменщиках", одной из самых ранних комических опер, полностью написанной на оригинальную музыку и созданной по итальянским моделям. Итальянское влияние очевидно в начальной симфонии и обилии вокальных ансамблей, в использовании речитатива (композиционного приема, быстро запрещенного для burgeoning жанра, поскольку Парижская опера быстро запретила его использование в конкурирующих театрах) и через такие приемы, как тремоло, широко варьируемая динамика и большие мелодические скачки. "Обменщики" немедленно добились успеха, отчасти благодаря интригам нового директора Комической оперы Жана Монне, который изначально объявил это произведение работой итальянского композитора, проживающего в Вене; оно пользовалось многочисленными возобновлениями, постановками в нескольких европейских столицах и по крайней мере двумя пародиями. Согласно Маре, Рамо восхищался этой работой: "Предсказывая, до какой степени совершенства эта форма может быть доведена в будущем, он (Рамо) с волнением думал о прогрессе, который вкус к этой опере принесет в хорошую музыку". Ла Борд высоко оценивал другие оперы Доверна: "Арии приятны и часто великолепны. Он сочетает большой талант со скромностью".
Сценические произведения
Прочая сценическая музыка
Вокальные произведения
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Антуана Доверна на сайте библиотеки IMSLP