Даниэль, Джон
1564 - 1626
Назад

Джон Даниэль (John Danyel) - английский лютнист и композитор
- Крещён 6 ноября 1564 г. - Уэллоу.
- Умер в 1626 году.
Его старшим братом был Сэмюэл Дэниел (р. 1562), придворный поэт. Он был студентом Крайст-Черч в Оксфорде и 16 декабря 1602 года подал прошение о присвоении ученой степени магистра искусств; эта степень была присуждена ему 14 июля 1603 года. В реестре канцелярских товаров за 9 апреля 1606 года зафиксирована запись Томаса Адамса об издании "Сборника песен in folio для лютни, скрипки и голоса" мастера музыки Джона Даниэлла Бачелора. Даниэль посвятил коллекцию "Миссис Энн Грен, достойной дочери старшего Уильяма Грена из Милтон Найт". Из стихотворения-посвящения и названия "Соло на лютне", которым заканчивается книга, мы можем заключить, что Даниэль был учителем Энн Грен по игре на лютне, а из адреса Гринов следует, что он работал в районе Оксфорда. В 1612 году он получил звание музыканта королевского двора во время траура по принцу Генриху. 10 июля 1615 года его брату Сэмюэлю был выдан ордер на создание "труппы молодых людей для представления комедий и трагедий’ в Бристоле. Через неделю после выдачи этого ордера руководство актерами в Бристоле было официально передано Джону, и в 1618 году Джон снова сменил своего брата, теперь уже в качестве "постановщика пьес" в театре Филипа Россетера "Блэкфрайарз". Он сотрудничал с Саймоном Уотерсоном, печатником, над полным изданием стихов Сэмюэля в 1623 году. В 1625 году Даниэль в последний раз упоминается как один из королевских музыкантов (на похоронах короля Якова I), и можно предположить, что вскоре после этого он умер. Хотя современные упоминания о его деятельности как композитора и музыканта немногочисленны, Даниэль, похоже, пользовался большим уважением. Томкинс посвятил две части мадригала в своих песнях, состоящих из 3, 4, 5 и 6 частей (Лондон, 1622), Доуленду и Даниэлю: эта связь имени Даниэля с именем самого известного лютниста своего времени, несомненно, является значительной данью уважения его мастерству. Наиболее характерные песни Даниэля основаны на серьезных текстах и отличаются скорбным, даже траурным звучанием. Они демонстрируют выраженную контрапунктическую тенденцию и близки по стилю к некоторым более протяженным и эмоциональным песням Доуленда. Примечательной среди песен Даниэля является "Like as the lute delights", в которой он проявил свой талант к написанию слов: в "a wailing descant on the sweetest ground" голос "причитает" с паузами и фальшивыми соотношениями в восходящей и нисходящей гамме басов. Однако, возможно, его самая известная песня - "Can dolefull notes" (в трех частях), которая, по-видимому, является его вкладом в споры того времени о том, какая музыка лучше всего подходит для сопровождения поэзии. Аккомпанемент здесь безжалостно контрапунктичен, а хроматическая фраза-девиз во второй части "Нет, пусть звучит хроматическая мелодия" предвосхищает часть постановки Доуленда из "Тихой ночи" ("Приют паломников", Лондон, 1612). Сходство с Доулендом явно прослеживается в песне "Eyes, look no more", в которой отдается дань уважения знаменитой "Лакриме паван" этого композитора. То, с каким восторгом они могут наслаждаться, иллюстрирует легкую сторону Даниэля: это одна из двух арий, в которых композитор представил партитурную версию для четырех голосов. Лютневая музыка Даниэля показывает, что он был искусным исполнителем, с характерной вариационной техникой.
Ноты сочинений Джона Даниэля на сайте библиотеки IMSLP