Дандриё, Жан-Франсуа
1682 - 1738

Назад

Жан-Франсуа Дандриё (Jean-Francois Dandrieu) - Французский композитор и органист

Родился 11 сентября 1681 года, Париж - умер 17 января 1738 года, Париж. 

Племянник Пьера Дандрие. После Куперена и Рамо он был самым знаменитым клавесинным композитором XVIII века. Его родителями, оба из Анже, были Жан д'Андрие, известный и очень состоятельный мастер Гейнье (изготовитель ножен, шкатулок для драгоценностей и других изысканных кожаных футляров), и Франсуаза Рондо. Никаких записей о его рождении не существует; в свидетельстве о смерти указано, что ему 56 лет, а в документе от 10 сентября 1697 года - 15. У него был брат Николя и две сестры, Жанна-Франсуаза и Мария Луиза-Шарлотта. Вся семья (включая его дядю Пьера) жила в большом отцовском доме на улице Святой Анны "пре-ле-Пале’. По словам Титона дю Тийе, он был учеником Ж.-Б. Моро, ровесником своего отца и, как и он, уроженцем Анже. Вероятно, именно благодаря Моро маленький Дандрие, которому еще не исполнилось и пяти лет, играл перед Елизаветой-Шарлоттой Баварской, принцессой Пфальцской, женой брата короля Филиппа Орлеанского. Эта связь, по-видимому, продолжилась, поскольку девять лет спустя он посвятил книгу сонат той же самой очаровательной даме. Через нее он, возможно, играл Марии-Анны-Кристины-Виктории Баварской (умерла в 1690 году), жены дофина и, как и Елизавета-Шарлотта, урожденной Виттельсбах. В любом случае, связь с Германией, по-видимому, была установлена, что проявилось в существовании значительного количества произведений, разбросанных по девяти немецким и австрийским источникам, как печатным, так и рукописным, а также в стиле, который, очевидно, воспринимался как достаточно немецкий – возможно, из–за его любви к фуге - для того, чтобы его обычно называли “немецким органистом”. Обратите внимание также на немецкую связь Жанны-Франсуазы Дандрие).

Его первой официальной должностью был пост органиста церкви Сен-Мерри, престижный пост, который Лебег занимал до своей смерти в 1702 году. Дандрие приступил к исполнению своих обязанностей в январе 1704 года, был назначен на этот пост 20 июля 1705 года и оставался на нем до своей смерти. На титульном листе "Livre de Sonates", соч.2 (1710) он назван органистом церкви Сен-Бартелеми; ни в одном документе не объясняется, почему он должен был временно занимать должность своего дяди, которую он официально занял только после смерти последнего в 1733 году. 17 декабря 1721 года он был утвержден органистом королевской капеллы на период с апреля по июль, сменив Дж.-Б. Бутерн, должность с большими обязанностями, которая обязывала бы его предоставить замену (возможно, свою сестру) в Сен-Мерри, а затем и в Сен-Бартелеми. Дандриё был похоронен в Сен-Бартелеми (снесен в 1858 году).

Подавляющее большинство архивных документов, касающихся семьи Дандрие, касаются их значительных финансовых дел (расшифровано Франсуазой Саппи, 1982).
Самым ярким свидетельством таланта Дандрие являются его две серии струнных сонат (1705 и 1710), которые демонстрируют поразительное мастерство имитационного контрапункта и тонально направленной гармонии, итальянского ритма и бессвязной мелодии. Однако самым редким для французского композитора была его способность добиваться непрерывности и драйва, задерживая или избегая каденций или поддерживая их ритмическое течение. Ла Лоренси (который ошибочно датировал книгу 1710 годом и датировал ее более поздним 1733 годом) охарактеризовал мелодический стиль своих аллегро как "да здравствует легер, единственный в своем роде леганс’. Независимо от того, учил ли его Моро или привил ему Корелли и, возможно, пример Маскитти (работавшего в орлеанском театре с 1704 года), эти навыки, прежде всего контрапункт, пронизывали его музыку до конца. В большей степени, чем кто-либо из его французских современников, Дандрие, по-видимому, мыслил полифонически. Для него было естественным изобретать мелодии, которые звучали в двойном контрапункте, немедленно имитировать их другим голосом, а также переносить, комбинировать и развивать. Последовательности, падающие или поднимающиеся, часто с заменой частей и цепочек подвешиваний, а также одиночные, переставленные повторения более длинных фраз были его любимым способом изложения идей.
Эти особенности гораздо менее очевидны в первых трех книгах клавесинной музыки, за исключением пары прелюдий к первой книге, которые звучат по-итальянски, поскольку он писал в рамках устоявшегося национального языка (во Франции еще не было такого языка для сонат). В частности, первая книга (c1704–5), состоящая из одной содержательной и очень серьезной классической сюиты, занимает почетное место в ряду произведений Маршана (1702), Ле Ру (1705) и Рамо (1706). Особый интерес третьей книги, полностью состоящей из простых обучающих фрагментов, заключается в очень полной проработке каждого фрагмента. Именно в последнем сборнике для клавесина (1734) итальянство вернулось – собственно, вернулись и сами струнные сонаты, преобразованные в пьесы для клавесина. Ко многим частям добавлены одна или две вариации.
Под революционным влиянием публикаций клавесина Франсуа Куперена, начавшихся в 1713 году, все следы старой сюиты – в частности, характерные аллеманды и куранты – были удалены из четвертой и пятой книг Дандрие, которые были опубликованы как книги 1 и 2, как будто "реакционные" более ранние были удалены. отвергнуто; более того, в то время как ни одно произведение в ранних книгах не имеет названия персонажа, все произведения в двух новых книгах имеют названия. Третий и последний из новой серии (1734) представлял собой регресс. Разумеется, все произведения имеют названия, и ни на одном из них нет танцевальных надписей; тем не менее, первые две сюиты начинаются с крипто-аллемандов и курантес, а почти все остальные произведения, входящие в эти сюиты, заимствованы из ранних книг, несколько упрощены и в остальном актуализированы. Остальные шесть сюит этой книги, все из трех частей, полностью состояли из оригинальных (и непризнанных) переложений струнных сонат.
В Дандрие было мало от гармонической смелости Куперена, сложности ритма и фактуры, бесконечного разнообразия клавесинных оттенков, нарочитой наивности, юмора или благородства. Вместо этого в нем было легкое мастерство, сплоченность, драйв и блеск. Темы, мотивы и фигуры всегда хорошо проработаны, но они взяты из узкого круга типов. Даже смысл названий разный: в то время как Куперен работал от идеи к музыке, Дандрие использовал названия как указания к исполнению: "Я пытался вывести их из самого характера произведений, которые они обозначают, чтобы они могли определять стиль и темп, пробуждая простые идеи, усвоенные самыми обычными людьми. переживание или обычные и естественные чувства человеческого сердца’. Гораздо больше, чем Куперен или Рамо, Дандрие развивал вариативность; помимо разнообразных ноэлей для органа и одиночных парных партий, в сборниках клавесина есть девять наборов от двух до пяти вариаций. Многочисленные переиздания его произведений, которые продолжались еще долгое время после его смерти, являются доказательством популярности, которой пользовалась эта музыка в 18 веке.
Хотя "Жизнеописание пьес Орге" появилось через год после его смерти, очевидно, что Дандрие сам завершил подготовку; на самом деле, музыка, возможно, была в основном написана между 1705 и 1710 годами. Сборники от трех до шести пьес, каждая из которых начинается с приношения, чередуются с великолепными декорациями с помощью шести церковных ‘ключей’. И здесь Дандрие совершил набег на свои струнные сонаты: пять из предложенных произведений представляют собой транскрипции первых двух (в одном случае трех) частей такого же числа сонат с их протяженными итальянскими фугами. На орган воздействуют отдаленно напоминающие Баха прелюдии и фуги - жанр, практически неизвестный во французской классической органной музыке. Фугальное письмо доминирует и в остальной части коллекции, придавая традиционным партиям, таким как дуэты, трио и бас-гитары, непривычную согласованность и солидность. "Книга о Ноэле", которая была опубликована только через 21 год после смерти Пьера Дандрие (возможно, его сестрой) и почти столетие оставалась музыковедческой загадкой, представляет собой тщательную переработку "ноэлей" Пьера Дандрие с сокращениями и дополнениями. Это стало предметом подробного обсуждения Югона, Франсуа-Саппи и Дюфурка, которые смогли ограничиться перечислением различных гипотез относительно авторства и хронологии обоих сборников. Однако несомненно то, что более поздняя версия является значительным улучшением по сравнению с предыдущей; в ней нет многословия, она исправлена, ужесточена и обогащена.
Дандрие написал одну довольно скучную пьесу для оркестра "Персонажи войны", которая была исполнена в неизвестной опере. Как и многие другие его произведения, она также появлялась снова и снова, сначала в сборнике клавесинов 1724 года, затем в переработанных и отдельно изданных пьесах. Его "Принципы сопровождения" были не менее успешными, и его подход, по-видимому, был признан достаточно полезным, чтобы заслуживать тщательного обновления в соответствии с достижениями Рамо неизвестным автором еще в 1777 году.
Значительное музыкальное наследие Дандрие, почти все из которого привлекательно и очень искусно составлено, но почти никогда не исполнялось, заслуживает возрождения; но его величайшее очарование заключается в многочисленных возможностях наблюдать за работой композитора, за пересмотром и переделкой его собственной музыки и музыки его дяди, иногда по нескольку раз. В одном случае, например, скрипичная аллеманда (из "Livre de Sonates", соч.2 (1710), соната № 2) была довольно точно переложена для клавира, хотя и с удвоенным значением нот (D-SWl , а затем частично переработана как "La modeste" для клавесинного сборника 1734 года.

Ноты сочинений Жана-Франсуа Дандриё на сайте библиотеки IMSLP