Далло и Лана, Мигель Матео де
1650 - 1705
Назад
Мигель Матео де Далло и Лана (Miguel Matheo de Dallo y Lana) - Испанский композитор
Родился в 1650 году - умер 1 сентября 1705 года, Пуэбла, Мексика.
Активно работал в Мексике. До отъезда из Испании он служил в качестве маэстро де Капилья во дворце Святой Марии в Логроньо и в коллегиальной церкви Святого Сальвадора в Севилье (1684-1685). В 1685 году он подал заявление на должность маэстро де Капильи в Авиле, но к 1688 году эмигрировал в Мексику, где 17 декабря 1688 года сменил Антонио де Салазара на посту маэстро де Капильи в кафедральном соборе Пуэблы с годовым окладом в 600 песо; он оставался там до своей смерти. В Пуэбле Далло-и-Лана сочинял "вильянсико" для монастыря Святой троицы в Тринидаде и кафедрального собора, но самыми важными его произведениями такого рода были декорации (нынешнее местонахождение которых неизвестно) к четырем циклам "вильянсико" знаменитой поэтессы Сор Хуаны Инес де ла Крус, которые исполнялись в соборе в течение четырех праздничных дней в Пуэбле. 1689-1690. Их живые народные элементы можно проиллюстрировать на примере восьмого вильянсико из третьего цикла (на праздник святого Иосифа, 1690), который представляет собой энсаладу, содержащую джакару, джугете (игривый диалог), индио (т.е. включая некоторые индейские слова) и негритянка (или негрилла, со слогами, имитирующими диалекты и ритмы чернокожих); за ней последовали четыре вилланчико для мессы — а-ля эпистола, а-ля оферторио, а-ля альзар и а-ля “Ите мисса эст”. Испанская репутация композитора, возможно, объясняет необычайно широкое распространение его произведений в латиноамериканских архивах; его произведения можно найти в Боготе, Гватемале, Мехико, Пуэбле и Сукре. В своих литургических произведениях он использовал плавную, иногда имитирующую полифонию, которая, в испанской манере, требовала фигурного континуо для арфы, органа и виолончели, но, как правило, не использовала эффекты концертато. Полихоральные произведения дополняются многочисленными композициями для шести голосов, чередующимися либо с тремя парами дуэтов, либо с дуэтами с четырехголосным хором. О неизменной популярности его переложений псалмов свидетельствует появление в Пуэбле в 1844 году более полного аккомпанемента к одному из его произведений, а в Мехико в конце XVIII века - двух кларнетов.
Ноты сочинений Мигеля Матео де Далло и Ланы на сайте библиотеки IMSLP