Даль Пане, Доменико
1630 - 1694
Назад
Доменико Даль Пане (Domenico Dal Pane) - Итальянский певец и композитор
Родился в 1630 году, Рим - умер 10 декабря 1694 года, Рим.
В раннем возрасте он стал хормейстером в церкви Святой Марии Маджоре в Риме, а с 1641 по 1646 год учился у тамошнего хормейстера Аббатини. Между 1645 и 1649 годами он пел в соборе Аполлинара под руководством Кариссими, в капелле Боргезе в Сан-Мария-Маджоре и в Кьеза-Нуова, а в 1646-1647 годах он был в Париже с группой итальянских музыкантов, исполняя в основном "Орфея" Луиджи Росси. Примерно в 1650 году он отправился в Вену в качестве кастрата-сопрано в императорской придворной капелле, для которой сочинял мадригалы в старинном стиле; некоторые из этих украшений, созданные в честь различных членов императорской семьи, предназначались для официальных мероприятий, и в 1652 году он опубликовал их коллекцию, посвященную императору Фердинанду III. В 1654 году он вернулся в Рим, где 10 июня поступил на службу в капеллу Систина и в том же году стал певцом в доме семьи Памфили. В конце 1650-х годов Даль Пане был одним из самых известных кастратов в Риме. По словам Гуальдо Приорато, он принимал участие в опере Мараццоли "Человеческая жизнь", поставленной 31 января 1656 года во дворце Барберини в честь королевы Швеции Кристины, а с 1658 года регулярно пел в церкви Луиджи деи Франчези. В 1669 году он стал маэстро Систинской капеллы и в 1679 году вышел в отставку. В 1675, 1677 и 1682 годах он был членом второго хора в оратории Святого Марчелло. До этого, в неопределенный срок, князь Джованни Баттиста Боргезе доверил ему музыкальное руководство богослужениями в честь Тела Христова в часовне Боргезе в Санта-Мария-Маджоре, где в 1664 году он также руководил музыкой для празднования Карантина. Некоторые из его мадригалов были исполнены в музыкальной академии, основанной Аббатини. Между 1679 и 1687 годами он, вероятно, получал пособие, доходы от которого, должно быть, поступали из приората или аббатства, поскольку в 1687 году он носил титул аббата. Даль Пане исполнил музыку а капелла, как для одиночного, так и для двойного хора, для папской капеллы. Его пародийные мессы, основанные на песнопениях Палестрины, были опубликованы в 1687 году в виде сборника хоров: количество голосов не всегда соответствует количеству в оригинальном песнопении. В своем мелодическом развитии и контрапунктической технике Даль Пане показал себя мастером стиля Палестрины. В 1675 году он опубликовал сборник духовных концертов и один из мотетов. Концерты, написанные для церемоний в капелле Боргезе, демонстрируют его знакомство с концертным стилем. Помимо значительной виртуозности в сольных партиях, в них нет недостатка в образной словесной живописи, хроматизме и эмоциональных фигурах. Баланс между выразительностью и виртуозностью столь же примечателен, как и неизменно точная декламация текста. По сравнению с ними мотеты менее удачны. Эмоциональных фигур стало немного; напротив, виртуозность стала более заметной. Две книги мадригалов Даль Пане (1652, 1678) в пяти частях с бассо сегенте, а также публикации Лодовико Ченчи (1647), П.Ф. Валентини (1654), Марио Савиони (1668) и другие свидетельствуют о том, что старый полифонический мадригал сохранялся вплоть до XVII века. В своей первой книге Даль Панэ использовал ретроспективный подход и следовал стилю Палестрины. Иллюстрируя слова, он экономно использовал хроматическое письмо; он предпочитал диссонирующие паузы и фригийские каденции, которые по старинке разрешались аккордами, включающими 3-й минор. Общее представление о нем складывается как о композиторе, укоренившемся в традициях Палестрины, который также обладал опытом виртуозного пения, который он смог применить в своем обращении с концертным стилем, особенно в концертах Сагри.
Ноты сочинений Доменико Даль Пане на сайте библиотеки IMSLP