Д'Индия, Сиджизмондо
1582 - 1629

Назад

D'India, Sigismondo

Портрет композитора Сиджизмондо Д'Индия

  • Дата рождения: около 1582 г.
  • Место рождения: Палермо
  • Дата смерти: до 19 апреля 1629 г.
  • Место смерти: Модена (?)

Биография

Сиджизмондо д’Индия был, пожалуй, уступал только Монтеверди как самый выдающийся композитор светской вокальной музыки, особенно монодии, в Италии начала семнадцатого века. Документов о д'Индии необычайно мало. На титульных листах его публикаций указано, что он был знатного сицилийского происхождения. Вероятно, он был родственником, а возможно, даже сыном, дона Карло д'Индия, "дворянина из Палермо", проживавшего в Неаполе в 1592 году. Таким образом, Сиджизмондо, возможно, провел годы своего становления в этом городе.

В предисловии к своему сочинению 1609 года он утверждал, что у "ученых мужей музыки" он научился “сочинять для нескольких голосов и петь соло”. Эти наставники, возможно, входили в круг неаполитанских композиторов, связанных с академией дона Фабрицио Джезуальдо, выдающимся из которых был Джованни де Макке. Д'Индия, вероятно, провел 1600-1610 годы, путешествуя по Италии, посещая различные дворы. Посвящение ("Музыки и танцы", 1621) бывшей Марии Медичи, королеве-матери Франции, позволяет предположить, что он был во Флоренции еще в 1600 году. В посвящении своего первого сборника пятиголосных мадригалов (1606) он намекнул, что в 1606 году был в Мантуе, где, возможно, познакомился с Монтеверди. Из предисловия 1609 года известно, что в 1608 году он посетил Флоренцию, где его песни исполнялись и вызывали восхищение Виттории Арчилеи и Джулио Каччини, а затем Рим, где кардинал Фарнезе и "самые знаменитые музыканты и певцы" приветствовали его песни; вероятно, в том же году он побывал и в Неаполе. В 1610 году он был в герцогстве Парма и Пьяченца и обеспечивал там музыкальное сопровождение праздничных мероприятий.

В 1611 году д'Индиа был назначен директором камерной музыки при дворе Карло Эмануэле I, герцога Савойского, в Турине, где он оставался до 1623 года. Большинство его публикаций относятся к этому периоду: десять сборников светской музыки. Акцент на светской музыке отражает не только пристрастие д'Индии к ней, но и вкусы герцога, который был поэтом, художником и восторженным поклонником нового монодического стиля. Злобные сплетни некоторых придворных вынудили д'Индию покинуть Савойский двор в мае 1623 года.

После пятимесячного путешествия по Италии он временно поселился при дворе Эсте в Модене с октября 1623 по апрель 1724 года. Затем он переехал в Рим, чтобы перейти под покровительство кардинала Маурицио Савойского, сына своего бывшего хозяина и еще одного просвещенного мецената. В 1625 году во дворце Маурицио была поставлена его священная опера "Святой Евстахий", а в 1626 году он написал для папы Урбана VIII свою мессу "Господи, молись за меня", которая с большим успехом была исполнена в капелле Джулия. В начале того же года он занял постоянную должность при дворе Эсте, а осенью отслужил собственную мессу – возможно, сочиненную в Риме – на похоронах Изабеллы д'Эсте.

В апреле 1627 года он все еще находился в Модене. Летом и осенью 1627 года он участвовал в конкурсе на написание свадебной музыки для церемонии бракосочетания герцога Пармского Одоардо Фарнезе с дочерью Козимо Медичи, и этот заказ в конце концов достался Монтеверди. Есть свидетельства того, что он получил назначение при дворе Максимилиана I Баварского, но неизвестно, был ли он там. Документ в Модене, датированный 19 апреля 1629 года и адресованный "наследникам синьора д'Индии", свидетельствует о том, что он умер там до этой даты.

Творчество

Сиджизмондо д’Индия является одной из ключевых фигур в развитии итальянской монодии и светской вокальной музыки начала семнадцатого века. Его творчество высоко ценилось современниками, включая таких мастеров, как Джулио Каччини. Стиль д’Индии характеризуется вниманием к выразительной декламации текста, что типично для монодического стиля. Большая часть его наследия, созданная во время службы в Турине, состоит из светской музыки, включая мадригалы и арии, что отражало вкусы его покровителя, герцога Савойского. Позднее он также обращался к крупным духовным сочинениям, таким как мессы и священная опера, которые с успехом исполнялись в Риме. Его наследие включает как камерные вокальные произведения, так и масштабные сочинения для хора, солистов и инструментов.

Произведения

Светская вокальная музыка

  • "Музыки и танцы" ("Le musiche e balli")
  • Пятиголосные мадригалы (1606)

Оперы

  • "Святой Евстахий" ("Sant'Eustachio")

Духовная музыка

  • "Господи, молись за меня" ("Domine, ad adiuvandum me")
  • Месса (без указания названия)

Ноты сочинений Сиджизмондо Д'Индии на сайте библиотеки IMSLP