Д'Индия, Сиджизмондо
ок.1582 - 1629
Назад
Сиджизмондо Д'Индия (Сиджизмондо D'India) - Итальянский композитор и певец
Родился около 1582 года, Палермо - умер до 19 апреля 1629 года, Модена (?).
Он, пожалуй, уступал только Монтеверди как самый выдающийся композитор светской вокальной музыки, особенно монодии, в Италии начала XVII века.
Документов о д'Индии необычайно мало. На титульных листах его публикаций указано, что он был знатного сицилийского происхождения. Вероятно, он был родственником, а возможно, даже сыном, дона Карло д'Индия, "дворянина из Палермо", проживавшего в Неаполе в 1592 году. Таким образом, Сиджизмондо, возможно, провел годы своего становления в этом городе. В предисловии к своему сочинению 1609 года он утверждал, что у "ученых мужей музыки" он научился “сочинять для нескольких голосов и петь соло”. Эти наставники, возможно, входили в круг неаполитанских композиторов, связанных с академией дона Фабрицио Джезуальдо, выдающимся из которых был Джованни де Макке. Д'Индия, вероятно, провел 1600-1610 годы, путешествуя по Италии, посещая различные дворы. Посвящение (Le musiche e balli, 1621) бывшей Марии Медичи, королеве-матери Франции, позволяет предположить, что он был во Флоренции еще в 1600 году. В посвящении своего первого сборника пятиголосных мадригалов (1606) он намекнул, что в 1606 году был в Мантуе, где, возможно, познакомился с Монтеверди. Из предисловия 1609 года известно, что в 1608 году он посетил Флоренцию, где его песни исполнялись и вызывали восхищение Виттории Арчилеи и Джулио Каччини, а затем Рим, где кардинал Фарнезе и "самые знаменитые музыканты и певцы" приветствовали его песни; вероятно, в том же году он побывал и в Неаполе, где им восхищались. возможно, он тоже был там несколькими годами ранее. В 1610 году он был в герцогстве Парма и Пьяченца и обеспечивал там музыкальное сопровождение праздничных мероприятий. В 1611 году д'Индиа был назначен директором камерной музыки при дворе Карло Эмануэле I, герцога Савойского, в Турине, где он оставался до 1623 года. Большинство его публикаций относятся к этому периоду: десять сборников светской музыки. Акцент на светской музыке отражает не только пристрастие д'Индии к ней, но и вкусы герцога, который был поэтом, художником и восторженным поклонником нового монодического стиля. Злобные сплетни некоторых придворных вынудили д'Индию покинуть Савойский двор в мае 1623 года. После пятимесячного путешествия по Италии он временно поселился при дворе Эсте в Модене с октября 1623 по апрель 1624 года. Затем он переехал в Рим, чтобы перейти под покровительство кардинала Маурицио Савойского, сына своего бывшего хозяина и еще одного просвещенного мецената. В 1625 году во дворце Маурицио была поставлена его священная опера "Святой Евстахий", а в 1626 году он написал для папы Урбана VIII свою мессу "Домине, молись мне", которая с большим успехом была исполнена в капелле Джулия. В начале того же года он занял постоянную должность при дворе Эсте, а осенью отслужил собственную мессу – возможно, сочиненную в Риме – на похоронах Изабеллы д'Эсте. В апреле 1627 года он все еще находился в Модене. Летом и осенью 1627 года он участвовал в конкурсе на написание свадебной музыки для церемонии бракосочетания герцога Пармского Одоардо Фарнезе с дочерью Козимо Медичи, и этот заказ в конце концов достался Монтеверди. Есть еще свидетельства того, что он получил назначение при дворе Максимилиана I Баварского, но неизвестно, был ли он там. Документ в Модене, датированный 19 апреля 1629 года и адресованный "наследникам Сиг-д'Индии", свидетельствует о том, что он умер там до этой даты.
Ноты сочинений Сигизмондо Д'Индии на сайте библиотеки IMSLP