Д'Агенкур, Франсуа
1684 - 1758
Назад
Франсуа Д'Агенкур (François D'Agincourt) - Французский органист и композитор
Родился в 1684 году, Руан - умер 30 апреля 1758 года, Руан.
После обучения в Руане он продолжил свое обучение в Париже, вероятно, у Лебега. С 1701 по 1706 год он был органистом собора Святой Мадлен-ан-ла-Сите в Париже; затем он сменил Жака Бойвина в Руанском кафедральном соборе, и этот пост ему предстояло занимать вместе с должностями органиста собора Святого Гербланда и аббатства Сент-Уэн до самой своей смерти. В 1714 году он также был назначен одним из четырех органистов королевской капеллы, а в 1726 году - органистом церкви Сен-Жан в Руане. Его первое "Житие клавесина", состоящее из 43 пьес, является самой замечательной из его работ. Она похожа на работы Франсуа Куперена, которым восхищался д'Агенкур, особенно в том, что касается ее организации в жанры (ре минор, фа мажор, ре мажор и ми мажор), формальных структур, использования орнаментов и присутствия персонажей, в том числе личных или даже двойных портретов (например, двоюродных братьев, "Ла Виллерей для двоих"), жанровых сцен ("Колин Майяр") и картин природы ("Валь Жуайе", "Мулен у входа", "Цветы фиалки"). Среди известных произведений - "Куперен", аллеманда в честь Куперена, "Синкопе", привлекательное исследование ритма, и "Модерн", который, по мнению д'Агенкура, "очень отличается по вкусу от других"; в нем есть указания на изменения в руководстве, и он был написан для удовлетворения спроса на новизну со стороны любители. Его органные пьесы, состоящие из коротких куплетов для церковного употребления, классифицируются в соответствии с первыми шестью церковными ладами (за исключением 3-го). Их стиль, более продвинутый, чем у аналогичных произведений Куперена, предполагает позднюю дату создания; они обладают характерными чертами галантности и часто используют уменьшенный 7-й аккорд. Первые три сюиты (в режимах 1, 2 и 4) состоят из трех коротких куплетов с вступительным словом продолжительностью не более 20 тактов и коротким заключительным диалогом. Остальные произведения, однако, более проработаны и удовлетворительно используют приемы, уже экспериментально использованные Бойвином, как, например, в концертах "Для флейт" с их витиеватыми линиями и изящными тройками. Он тонко использует бас кроморна и речитатив насара (обычно в 6/8 или 3/8 партитурах), а в сюите на 5-й лад д'Агенкур особенно амбициозен в своей постановке второго пленэра в стиле декоративного речитатива и в своей обработке последующей фуги и корнета.
Ноты сочинений Франсуа Д'Агенкура на сайте библиотеки IMSLP