Д'Аламбер, Жан ле Ронд
1717 - 1783
Назад
D’Alembert, Jean le Rond
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан Лерон Д'Аламбер был французским математиком, философом и музыкальным теоретиком. В детстве его бросила мать, и он рос в скромной семье жены ремесленника. Не по годам развитый ребенок, он получил хорошее образование в янсенистской школе и продолжил изучать медицину и юриспруденцию. Однако его истинной страстью была математика, и вскоре он оставил изучение юриспруденции, чтобы посвятить все свои силы этому предмету.
Д'Аламбер представил свою первую работу в Королевскую академию наук в 1739 году и опубликовал свой важный труд "Трактат о динамике" в 1743 году; его слава быстро росла. Он согласился помочь Дидро отредактировать и подготовить проект "Энциклопедии". В 1751 году он написал знаменитые "Предварительные рассуждения", в которых амбициозно описал все развитие и современное состояние человеческих знаний. Он был одним из самых свободомыслящих философов, и его полемическая статья "Женева", опубликованная в 1757 году, вызвала бурю протестов.
Впервые Д'Аламбер познакомился с теорией музыки в 1749 году, когда он рецензировал для Академии наук мемуары, представленные Рамо. Впечатленный ярко выраженным дедуктивным характером теории Рамо, которую он всегда считал идеальной научной моделью, д'Аламбер написал восторженный отзыв от имени Академии. Два года спустя он попытался еще более усилить эту синтетическую структуру в обширном изложении идей Рамо - "Элементы музыкальной теории и практики, основанные на принципах господина Рамо". Он также воспользовался случаем, чтобы очистить теорию Рамо от научных аргументов, которые он счел неприемлемыми или экстравагантными.
"Элементы", в значительной степени основанные на демонстрации Рамо, были потрясающим примером таланта д'Аламбера к концептуальному синтезу и ясности; они быстро стали самым читаемым источником информации о теории Рамо, как во Франции, так и за рубежом, в том числе в Германии. Однако "Элементы" не совсем точно передают мысль Рамо. Несмотря на первоначальную благодарность композитора, склонность д'Аламбера к редукции, по иронии судьбы, оказала медвежью услугу эмпирическому богатству и музыкальной утонченности теории Рамо.
Математические труды
Философские труды
Музыкально-теоретические труды