Крюгер, Йоханнес
1598 - 1662

Назад

Йоханнес Крюгер (Johannes Crüger) - Немецкий композитор и теоретик

Родился 9 апреля 1598 года, Гросс-Бризен, графство Губен, Нижняя Лужица - умер 23 февраля 1662 года, Берлин. 

Его исключительный вклад в немецкую музыку XVII века заключался в возрождении протестантского хорала. Он также был влиятельным теоретиком.

До 15 лет Крюгер учился в школах Губена, а затем начал много путешествовать. В 1614 году он учился у Пауля Хомбергера (который, возможно, был учеником Джованни Габриэли) в Регенсбурге. В следующем году он посетил Австрию и Венгрию, в том числе ненадолго остановился в Прессбурге (ныне Братислава). Прежде чем прибыть в Берлин в конце года, он побывал в Моравии, Богемии и Саксонии. В Берлине он стал наставником в семье Кристофа фон Блюменталя, капитана королевской гвардии курфюрста Бранденбургского. В октябре 1602 года он поступил в Виттенбергский университет на факультет теологии. О его музыкальном образовании больше ничего не известно, но с 1619 года он издавал ноты в Берлине. В некотором роде он успешно зарекомендовал себя там как музыкант и педагог, и 23 июня 1622 года его снова пригласили туда, чтобы он стал кантором в Николаикирхе (самой важной приходской церкви города), а также учителем в гимназии Грауэна Клостера. Он сохранял свой пост кантора вплоть до своей смерти 40 лет спустя.

Крюгер составил, аранжировал и дополнил новыми мелодиями несколько крупных хоральных сборников, в том числе "Praxis pietatis melica", его самое важное достижение и самое влиятельное хоральное издание XVII века. В 1640 году вышел в свет его первый сборник "Августовская исповедь" (Newes vollkömliches Gesangbuch). В него вошли 240 текстов для хоралов и 137 мелодий, из которых 18 принадлежат ему. Это первая публикация, в которой хоралы аранжированы как мелодии с фигурным басовым сопровождением, а не как настройки для нескольких голосов. Эта аранжировка не только подчеркивает важность органа при сопровождении хоралов в берлинских церквях, но и простота аккомпанемента, а также мелодического ритма указывают на то, насколько Крюгер стремился сделать эти аранжировки практичными для пения дома во время частных богослужений. Этот сборник, по-видимому, был первым изданием "Praxis pietatis melica", впервые дошедшим до нас в издании 1647 года и переиздававшимся более 40 раз вплоть до начала XVIII века (различные берлинские издания также появлялись в других городах Европы). В издании 1647 года, в котором хоралы снова сопровождаются фигурным басовым сопровождением, впервые появляются 15 текстов Пауля Герхардта с мелодиями Крюгера. Герхардт, возможно, самый известный автор немецких хоралов, стал близким другом Крюгера в 1657 году, когда тот стал дьяконом в Николаикирхе, и после этого они стали сотрудничать. От издания к изданию "Praxis pietatis melica" менялся и расширялся в размерах, хотя к концу столетия имя Крюгера как автора хоралов исчезло с его страниц; уже в десятом издании 1661 года, содержащем 550 хоралов, только две мелодии все еще можно отнести к творчеству Крюгера. В 1649 году Крюгер опубликовал "Praxis pietatis melica" в переложении для четырех голосов, двух инструментальных партий (скрипки или трубы) и бас-гитары под названием "Geistliche Kirchen-Melodeien". Инструментальные партии, которые являются необязательными, обычно располагаются над вокальной мелодией и, как правило, витиеваты: они создают что-то вроде хоральных арий. Крюгер утверждал, что был первым, кто добавил инструментальные партии к хоральным мелодиям, хотя прецеденты такого сочетания голосов и инструментов существовали в духовных симфониях венецианских композиторов в первые десятилетия XVII века. Аналогичная аранжировка голосов и дополнительных инструментальных партий представлена в следующем издании Крюгера "The Psalmodia sacra", посвященном хоралу. Первая часть (1658) состоит из 150 псалмов в переводе Амброзиуса Лобвассера, переложенных для четырехголосного хора, трех инструментальных партий и бас-гитары. Часть II (датирована 1657 годом) включает 173 священных песни и псалма, из которых 105 имеют инструментальное сопровождение, в основном в двух дополнительных частях. В этих нескольких изданиях содержится около 71 мелодии Крюгера, лишь немногие из которых сохранились в современных протестантских сборниках гимнов. Особого внимания заслуживают: "Герцлибстер Иисус", "был ли ты верующим" (слова Иоганна Хеермана), "Иисус", "Майне Фрейде" (Иоганн Франк) и "Шмуке дих", "О любви Зеле" (Иоганн Франк), а также его адаптации мелодии Иоганна Шопена "О Эвигкейт", "Доннерворт" и "Ах, если бы флюхтиг" Михаэля Франка., это ничего не значит. Крюгер написал несколько теоретических работ, все из которых носят характер руководств по эксплуатации. В 1625 году появились два кратких руководства: "Основы музыкальной практики" и "Курцер и ферстендтлихер Унтеррихт", которые были расширены и адаптированы под "Вопросы музыкальной практики" (1650), что, в свою очередь, стало основой для его последнего трактата "Практика музыки" … "О том, как научиться петь" (1660). В промежутке между ними вышел его самый известный трактат "Synopsis musica" (1630). В этих томах мало оригинального.; Крюгер позаимствовал большинство идей, а также множество музыкальных примеров у таких авторов, как Йоханнес Липпиус, К.Т. Уоллизер, Сетус Кальвизиус, Дж.А . Хербст и Майкл Преториус. Раздел примеров, иллюстрирующих фугу в Synopsis musica, восходит к "Правилам контрапункта" Свелинка. Однако, объединив воедино многие из наиболее важных новых теоретических идей XVII века и особенно сделав акцент на гармоническом первенстве музыки, Крюгер придал своим трактатам самостоятельную значимость, которая оказала влияние на многих последующих теоретиков музыки. Он определил музыку как "науку об искусном и разумном сочетании гармонических интервалов, которые создают концентрацию разнообразных звуков, особенно с целью продвижения человека к славе Божьей" (Synopsis musica, глава I). Хотя идея принадлежит Липпиусу, Крюгер был первым, кто изложил ее в учебном пособии, предназначенном для студентов-музыкантов. В "Речах о пении", как и в других своих произведениях, Крюгер знакомит читателя с основами пения. В первых пяти главах он обсуждает принципы нотации, сольмизации, интервалов и пропорций. Однако наиболее часто цитируется глава 6. Книга Крюгера, озаглавленная "Diminutionibus notularum" и расширяющая аналогичную главу из "Synopsis musica" издания 1654 года, в значительной степени заимствована из "Musicae practica" Хербста (1642) и "Syntagma musicum" Преториуса (1619), в которых значительное место уделено искусству пения в итальянской манере. Крюгер привел пространные музыкальные примеры вокальных фигур уменьшения и орнаментации: акцент, тремоло, группа, тирата, трилло пассаджо. Однако он предположил, что эти формы украшения итальянского вокала больше подходят для музыки, исполняемой в королевских музыкальных заведениях, и по большей части не включаются в программу обучения школьников. Это, по-видимому, указывает на то, что, хотя итальянская манера пения была правилом в аристократических кругах Германии середины XVII века, она не сильно повлияла на традиционную церковную музыку Берлина, где влияние Крюгера оставалось преобладающим в течение 40 лет.

Ноты сочинений Йоханнеса Крюгера на сайте библиотеки IMSLP