Круз, Филипе да
1603 - 1663

Назад

Филипе да Круз (Filipe da Cruz) - Португальский композитор, частично работавший в Испании

Родился в 1603 году, Лиссабон - умер в 1663 году, Лиссабон. 

Он принял белое одеяние монаха Сантьяго в королевском монастыре Палмела (недалеко от Лиссабона) и был наставником музыки в Доме Мизерикордии в Лиссабоне. Затем он отправился в Мадрид, где стал натурализованным кастильцем и 1 июня 1641 года был назначен певчим в испанской королевской капелле. Несмотря на повышение зарплаты 1 августа 1642 года и другие милости, он сочинил прощальную мессу, в которой загадочно заявил о своей преданности королю Португалии Жуану IV. 1 сентября 1655 года, притворившись, что хочет побороться за пост маэстро де Капильи в Малаге, он бежал в Кордову, где написал самооговорящее письмо своей сестре в Мадрид. Указом от 18 мая 1656 года Жуан IV назначил его настоятелем португальской королевской капеллы, и этот пост он продолжал занимать и во время правления Афонсу VI. Хотя он был признан как в Испании, так и в Португалии как композитор высочайшего дарования, в настоящее время сохранились только две его светские песни в рукописи, скопированной в 1655 году. No cantéis, dulce ruyseñor, для трех голосов, одна из самых эмоциональных песен во всем сборнике 1655 года, убедительно доказывает, что в Испании XVII века ми-фа, по требованию композитора, могла исполняться в такт, а соль–ля – в полутоне. Согласно Барбосе Мачадо, Круз также написал до 1649 года две мессы, одну из которых в десяти частях, озаглавленную "Как разон подает прошение о том, кого я прошу" и, предположительно, пародирующую Хуана Васкеса, а другую - "Sola reynas tu en mi", сольмизационные слоги которой, как упоминалось выше, они предназначались для "Joannes Quartus Rex mi’; различные наборы многоголосных вечерних и повечерних служб, а также два мотета: "Димитри ме" на 12 голосов и "Да здравствует эго" на пять. Из пяти его вильянсико, перечисленных в каталоге Жуана IV (1649), одно посвящено Рождеству на португальском языке, четыре - празднику Тела Христова на испанском. Франсиско Мануэль де Мело приписывал ему музыку к 24-му тоно "Сы апагар к Люсии" в опере "Авена Терсикора" ("Обрас метрикас", 1665).