Крюгер, Иоганнес
1598 - 1662

Назад

Crüger, Johannes

Портрет композитора Иоганнес Крюгер

  • Дата рождения: 9 апреля 1598
  • Место рождения: Грос-Брезен, возле Губена, Нижняя Лужица
  • Дата смерти: 23 февраля 1662
  • Место смерти: Берлин

Биография

Иоганнес Крюгер был немецким композитором и теоретиком, чьё выдающееся значение в немецкой музыке XVII века заключалось в обновлении протестантского хорала. Он также имел значительное влияние как музыкальный теоретик. До пятнадцати лет Иоганнес Крюгер обучался в школах Губена, после чего начал длительное путешествие. В 1614 году он учился у Пауля Хомбергера, который, вероятно, был учеником Джованни Габриели, в Регенсбурге. В следующем году он посетил Австрию и Венгрию, включая краткое пребывание в Прессбурге (ныне Братислава). Перед тем как прибыть в Берлин в конце года, он путешествовал по Моравии, Богемии и Саксонии. В Берлине он стал наставником в семье Кристофа фон Блументаля, капитана королевской гвардии курфюрста Бранденбургского. В октябре 1602 года он поступил в Университет Виттенберга как студент богословия. О его дальнейшем музыкальном образовании ничего неизвестно, однако с 1619 года он издавал музыку в Берлине. Каким-то образом он сумел утвердить себя как музыкант и учитель, и 23 июня 1622 года его вновь пригласили в Берлин, где он стал кантором в Николаевской церкви, главном городском приходском храме, а также учителем в гимназии Серого монастыря. Он сохранял свою должность кантора в течение сорока лет до самой смерти.

Творчество

Иоганнес Крюгер составил, обработал и дополнил новыми мелодиями несколько крупных сборников хоралов, включая "Практику благочестивого песнопения", его важнейшее достижение и самое влиятельное хоральное издание XVII века. Его первый сборник, "Новейшая совершенная песенная книга Аугсбургского исповедания", вышел в 1640 году. В него вошли 240 текстов хоралов и 137 мелодий, из которых 18 принадлежат Крюгеру. Это первое издание, где хоралы были расположены как мелодии с бассо континуо вместо многоголосной обработки. Такая организация подчёркивает значение органа в сопровождении хоралов в берлинских церквях, а простота аккомпанемента и мелодического ритма показывает, что Крюгер стремился сделать эти аранжировки удобными для исполнения дома во время частного богослужения. Этот сборник, по-видимому, является первым изданием "Практики благочестивого песнопения", сохранившимся в издании 1647 года и переиздававшимся более 40 раз до XVIII века (печатались также версии берлинских изданий в других европейских городах). В издании 1647 года, где хоралы снова сопровождаются бассо континуо, впервые появились 15 текстов Паула Герхардта с мелодиями Крюгера. Герхардт, возможно, самый известный поэт немецких хоралов, стал близким другом Крюгера в 1657 году, когда стал диаконом Николаевской церкви, и после этого они сотрудничали. От издания к изданию "Практика благочестивого песнопения" изменялась и расширялась, хотя к концу века имя Крюгера как композитора хоралов исчезло с её страниц; уже в десятом издании 1661 года, содержащем 550 хоралов, лишь две мелодии можно приписать Крюгеру.

В 1649 году Крюгер издал "Практику благочестивого песнопения" в обработке для четырёх голосов, двух инструментальных партий (скрипки или трубы) и бассо континуо под названием "Духовные церковные мелодии". Инструментальные партии, которые являются опциональными, обычно располагаются выше вокальной мелодии и в основном украшены: они создают нечто вроде хоральных арий. Крюгер утверждал, что он первым добавил инструментальные партии к мелодиям хоралов, хотя прецеденты такого сочетания голосов и инструментов уже существовали в духовных симфониях венецианских композиторов в первые десятилетия XVII века. Похожая обработка для голосов с опциональными инструментальными партиями встречается в следующем хоральном издании Крюгера — "Священная псалмодия". Первая часть (1658) состоит из 150 псалмов в переводе Амбросия Лобвассера, обработанных для четырёхголосного хора, трёх инструментальных партий и бассо континуо. Вторая часть (датирована 1657 годом) включает 173 священные песни и псалмы, из которых 105 имеют инструментальное сопровождение, преимущественно в двух дополнительных партиях.

Примерно 71 мелодия Крюгера появляется в этих нескольких публикациях, из которых лишь немногие сохранились в современных протестантских гимнальниках. Особенно примечательны следующие: "Возлюбленный Иисус, что Ты совершил" (слова Иоганна Хермана), "Иисус, моя радость" (Иоганн Франк) и "Украсься, душа, о возлюбленная" (Иоганн Франк), а также его обработки мелодий Иоганна Шопа "О, Вечность, ты слово-гром" и Михаэля Франка "Ах, как мимолётно, ах, как ничтожно".

Крюгер написал несколько теоретических трудов, все из которых имели характер учебных пособий. В 1625 году появились два кратких руководства: "Практические наставления по музыке" и "Краткое и понятное наставление", которые были расширены и переработаны в "Практические музыкальные вопросы" (1650), ставшие основой его окончательного трактата "Практическая музыка… Верный путь к искусству пения" (1660). Между ними вышел его самый известный трактат "Синопсис музыки" (1630). Эти труды содержат мало оригинального материала; Крюгер заимствовал большинство идей и музыкальных примеров у авторов, таких как Иоганнес Липпий, К.Т. Валлисер, Сетус Кальвициус, И.А. Гербст и Михаэль Преториус. Раздел с примерами фуг в "Синопсисе музыки" основан на правилах контрапункта Свелинка.

Тем не менее, объединяя многие важные новые теоретические идеи XVII века и особенно подчеркивая гармоническое первенство музыки, Крюгер придал своим трактатам независимую ценность, оказавшую влияние на многих последующих музыкальных теоретиков. Он определял музыку как «науку о искусном и разумном сочетании и изменении гармонических интервалов, создающих согласие разнообразных звуков, особенно с целью побудить человека к славе Божьей» ("Синопсис музыки", глава I). Хотя концепция заимствована у Липпия, Крюгер первым ввёл её в учебное пособие для музыкальных студентов.

В трактате "Верный путь к искусству пения", как и в других своих трудах, Крюгер обучал основам пения. В первых пяти главах обсуждаются принципы нотной записи, сольмизации, интервалы и пропорции. Шестая глава, однако, наиболее часто цитируется. Она называется «Уменьшения нот» и расширяет аналогичную главу из издания 1654 года "Синопсиса музыки". Крюгер активно заимствовал материал из "Практической музыки" Гербста (1642) и "Музыкального синтагма" Преториуса, III том (1619), оба из которых уделяли значительное внимание искусству пения в итальянской манере. Крюгер приводил подробные музыкальные примеры вокальных уменьшений и украшений: акценто, трепет, группа, тирада, трилло пассажио. Он, однако, указывал, что эти формы итальянского вокального украшения более подходят для музыки в королевских музыкальных заведениях и в основном не входят в образование школьников. Это свидетельствует о том, что хотя итальянская манера пения была правилом в аристократических кругах Германии середины XVII века, она не оказала сильного влияния на традиционную церковную музыку Берлина, где влияние Крюгера оставалось решающим на протяжении сорока лет.

Произведения

Сборники хоралов

  • "Новейшая совершенная песенная книга Аугсбургского исповедания" ("Newes vollkömliches Gesangbuch, Augspurgischer Confession"), в которой не только преимущественно песни Господа Лютера и других учёных людей, духовные и утешительные песни, которые до сих пор использовались в христианских церквях, но и много новых красивых утешительных песен, особенно выдающегося теолога и поэта Иоганна Хермана, с исключением ненужных и неиспользуемых песен, 4 голоса, бассо континуо (орган) (Берлин, 1640)
  • "Практика благочестивого песнопения" ("Praxis pietatis melica"). То есть: упражнение благочестия в христианских и утешительных песнях, преимущественно Господа Д. Мартина Лютера, а также других выдающихся и учёных людей, должным образом собранное, 4 голоса, бассо континуо (орган) (Берлин, 2/1647 [предисловие предполагает, что предыдущая упомянутая хоральная коллекция — первое издание])
  • "Духовные церковные мелодии" ("Geistliche Kirchen-Melodeien") на песни и псалмы Господа Д. Лютера и других выдающихся и учёных людей, 4 голоса, 2 инструмента (скрипки или корнетты), бассо континуо (орган) (Лейпциг, 1649) [обработка "Практики благочестивого песнопения"]
  • "Духовные песни и псалмы Д.М. Лютера и других выдающихся духовных и учёных мужчин", ред. К. Рунге (Берлин, 1653); хотя Крюгер не был редактором, многие его важные хоралы впервые были опубликованы в этом сборнике
  • "Священная псальмодия" ("Psalmodia sacra"), то есть духовные псалмы царя и пророка Давида, через Амбросия Лобвассера, D., с французского, по их обычным красивым мелодиям, переведены на немецкий рифмованный стих, 4 голоса, 3 инструмента, бассо континуо (Берлин, 1658)
  • "Духовные песни и псалмы Д.М. Лютера и других благочестивых и христианских людей", 4 голоса, 3 инструмента, бассо континуо (Берлин, 1657 [sic]) [часть ii "Священной псальмодии"]
  • "Выбранные гимны для пользы учащейся молодёжи Берлинской гимназии" (Берлин, 1680) [согласно Эйтнеру]

Другие музыкальные произведения

  • "Музыкальный концерт к свадебной чести почтенного … господина Каспара Гольцена и его возлюбленной невесты Магдалены Маурити", 8 голосов (Берлин, 1619)
  • "Восьмиголосый свадебный гимн из IV главы Песни Песней Соломона в честь … почтенного … господина Иоганна Каллена, книгопродавца … в Берлине и его возлюбленной невесты Маргареты Краузен" (Берлин, 1620)
  • "Первый музыкальный сад медитаций" ("Meditationum musicarum paradisus primus"), 3–4 голоса (Берлин, 1622)
  • "Второй музыкальный сад медитаций" ("Meditationum musicarum paradisus secundus"), состоящий из нескольких Magnificat, устроенных по восьми церковным тонам, 2–8 голосов, бассо континуо (орган) (Берлин, 1626)
  • "Вечерние хвалебные песни Бога" ("Laudes Dei vespertinae"), 4–5 голосов, бассо континуо (Берлин, 1645)
  • "Музыкальные развлекательные сочинения, то есть девять поэтических любовных песен" ("Recreationes musicae"), (Лейпциг, 1651), утрачен

Теоретические труды

  • "Практические наставления по фугированной музыке" ("Praecepta musicae practicae figuralis") (Берлин, 1625)
  • "Краткое и понятное наставление, как правильно и легко научиться пению" ("Kurtzer und verstendtlicher Unterricht, recht und leichtlich singen zu lernen") (Берлин, 1625)
  • "Синопсис музыки, содержащий правила построения и сочинения гармонической мелодии, с различными иллюстрирующими примерами" ("Synopsis musica, continens rationem constituendi et componendi melos harmonicum, conscripta variisque exemplis illustrata") (Берлин, 1630, расширено 2/1654)
  • "Практические музыкальные вопросы, содержащие краткие и необходимые для практики объяснения, написанные для пользы и использования учащихся с различными полезными примерами и двенадцатью методами обучения" ("Quaestiones musicae practicae …") (Берлин, 1650) [расширение и адаптация первых двух изданий]
  • "Краткие практические предписания музыки и упражнения для начинающих. Верный путь к искусству пения" ("Musicae practicae praecepta brevia et exercitia pro tyronibus. Der rechte Weg zur Singekunst") (Берлин, 1660)

Ноты сочинений Иоганнеса Крюгера на сайте библиотеки IMSLP