Крюгер, Иоганнес
1598 - 1662
Назад
Crüger, Johannes
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганнес Крюгер был немецким композитором и теоретиком, чьё выдающееся значение в немецкой музыке XVII века заключалось в обновлении протестантского хорала. Он также имел значительное влияние как музыкальный теоретик. До пятнадцати лет Иоганнес Крюгер обучался в школах Губена, после чего начал длительное путешествие. В 1614 году он учился у Пауля Хомбергера, который, вероятно, был учеником Джованни Габриели, в Регенсбурге. В следующем году он посетил Австрию и Венгрию, включая краткое пребывание в Прессбурге (ныне Братислава). Перед тем как прибыть в Берлин в конце года, он путешествовал по Моравии, Богемии и Саксонии. В Берлине он стал наставником в семье Кристофа фон Блументаля, капитана королевской гвардии курфюрста Бранденбургского. В октябре 1602 года он поступил в Университет Виттенберга как студент богословия. О его дальнейшем музыкальном образовании ничего неизвестно, однако с 1619 года он издавал музыку в Берлине. Каким-то образом он сумел утвердить себя как музыкант и учитель, и 23 июня 1622 года его вновь пригласили в Берлин, где он стал кантором в Николаевской церкви, главном городском приходском храме, а также учителем в гимназии Серого монастыря. Он сохранял свою должность кантора в течение сорока лет до самой смерти.
Иоганнес Крюгер составил, обработал и дополнил новыми мелодиями несколько крупных сборников хоралов, включая "Практику благочестивого песнопения", его важнейшее достижение и самое влиятельное хоральное издание XVII века. Его первый сборник, "Новейшая совершенная песенная книга Аугсбургского исповедания", вышел в 1640 году. В него вошли 240 текстов хоралов и 137 мелодий, из которых 18 принадлежат Крюгеру. Это первое издание, где хоралы были расположены как мелодии с бассо континуо вместо многоголосной обработки. Такая организация подчёркивает значение органа в сопровождении хоралов в берлинских церквях, а простота аккомпанемента и мелодического ритма показывает, что Крюгер стремился сделать эти аранжировки удобными для исполнения дома во время частного богослужения. Этот сборник, по-видимому, является первым изданием "Практики благочестивого песнопения", сохранившимся в издании 1647 года и переиздававшимся более 40 раз до XVIII века (печатались также версии берлинских изданий в других европейских городах). В издании 1647 года, где хоралы снова сопровождаются бассо континуо, впервые появились 15 текстов Паула Герхардта с мелодиями Крюгера. Герхардт, возможно, самый известный поэт немецких хоралов, стал близким другом Крюгера в 1657 году, когда стал диаконом Николаевской церкви, и после этого они сотрудничали. От издания к изданию "Практика благочестивого песнопения" изменялась и расширялась, хотя к концу века имя Крюгера как композитора хоралов исчезло с её страниц; уже в десятом издании 1661 года, содержащем 550 хоралов, лишь две мелодии можно приписать Крюгеру.
В 1649 году Крюгер издал "Практику благочестивого песнопения" в обработке для четырёх голосов, двух инструментальных партий (скрипки или трубы) и бассо континуо под названием "Духовные церковные мелодии". Инструментальные партии, которые являются опциональными, обычно располагаются выше вокальной мелодии и в основном украшены: они создают нечто вроде хоральных арий. Крюгер утверждал, что он первым добавил инструментальные партии к мелодиям хоралов, хотя прецеденты такого сочетания голосов и инструментов уже существовали в духовных симфониях венецианских композиторов в первые десятилетия XVII века. Похожая обработка для голосов с опциональными инструментальными партиями встречается в следующем хоральном издании Крюгера — "Священная псалмодия". Первая часть (1658) состоит из 150 псалмов в переводе Амбросия Лобвассера, обработанных для четырёхголосного хора, трёх инструментальных партий и бассо континуо. Вторая часть (датирована 1657 годом) включает 173 священные песни и псалмы, из которых 105 имеют инструментальное сопровождение, преимущественно в двух дополнительных партиях.
Примерно 71 мелодия Крюгера появляется в этих нескольких публикациях, из которых лишь немногие сохранились в современных протестантских гимнальниках. Особенно примечательны следующие: "Возлюбленный Иисус, что Ты совершил" (слова Иоганна Хермана), "Иисус, моя радость" (Иоганн Франк) и "Украсься, душа, о возлюбленная" (Иоганн Франк), а также его обработки мелодий Иоганна Шопа "О, Вечность, ты слово-гром" и Михаэля Франка "Ах, как мимолётно, ах, как ничтожно".
Крюгер написал несколько теоретических трудов, все из которых имели характер учебных пособий. В 1625 году появились два кратких руководства: "Практические наставления по музыке" и "Краткое и понятное наставление", которые были расширены и переработаны в "Практические музыкальные вопросы" (1650), ставшие основой его окончательного трактата "Практическая музыка… Верный путь к искусству пения" (1660). Между ними вышел его самый известный трактат "Синопсис музыки" (1630). Эти труды содержат мало оригинального материала; Крюгер заимствовал большинство идей и музыкальных примеров у авторов, таких как Иоганнес Липпий, К.Т. Валлисер, Сетус Кальвициус, И.А. Гербст и Михаэль Преториус. Раздел с примерами фуг в "Синопсисе музыки" основан на правилах контрапункта Свелинка.
Тем не менее, объединяя многие важные новые теоретические идеи XVII века и особенно подчеркивая гармоническое первенство музыки, Крюгер придал своим трактатам независимую ценность, оказавшую влияние на многих последующих музыкальных теоретиков. Он определял музыку как «науку о искусном и разумном сочетании и изменении гармонических интервалов, создающих согласие разнообразных звуков, особенно с целью побудить человека к славе Божьей» ("Синопсис музыки", глава I). Хотя концепция заимствована у Липпия, Крюгер первым ввёл её в учебное пособие для музыкальных студентов.
В трактате "Верный путь к искусству пения", как и в других своих трудах, Крюгер обучал основам пения. В первых пяти главах обсуждаются принципы нотной записи, сольмизации, интервалы и пропорции. Шестая глава, однако, наиболее часто цитируется. Она называется «Уменьшения нот» и расширяет аналогичную главу из издания 1654 года "Синопсиса музыки". Крюгер активно заимствовал материал из "Практической музыки" Гербста (1642) и "Музыкального синтагма" Преториуса, III том (1619), оба из которых уделяли значительное внимание искусству пения в итальянской манере. Крюгер приводил подробные музыкальные примеры вокальных уменьшений и украшений: акценто, трепет, группа, тирада, трилло пассажио. Он, однако, указывал, что эти формы итальянского вокального украшения более подходят для музыки в королевских музыкальных заведениях и в основном не входят в образование школьников. Это свидетельствует о том, что хотя итальянская манера пения была правилом в аристократических кругах Германии середины XVII века, она не оказала сильного влияния на традиционную церковную музыку Берлина, где влияние Крюгера оставалось решающим на протяжении сорока лет.
Сборники хоралов
Другие музыкальные произведения
Теоретические труды
Ноты сочинений Иоганнеса Крюгера на сайте библиотеки IMSLP