Крофт, Уильям
1678 - 1727

Назад

Уильям Крофт (William Croft) - Английский композитор

Родился 30 декабря 1678 года, Эттингтон, Уорикс - умер 14 августа 1727 года, Бат. 

Он был певчим в Королевской капелле под Блоу, где, как явствует из стихов, предисловий к "Английскому амфиону" (1700), он был не только учеником, но и протеже. На него также оказал глубокое влияние Перселл, многие из произведений которого он, должно быть, исполнил и, несомненно, сохранил в рукописных копиях 1690-х годов. Нет никаких оснований отвергать вероятность того, что он является тем самым "Филиппом Крофтсом", который упоминается в приходских архивах церкви Святой Анны в Сохо как органист с 1700 года. В том же году он возобновил свои связи с Королевской капеллой в качестве экстраординарного джентльмена, разделив эту должность, а также вернув себе место органиста, с Джереми Кларком. В мае 1704 года они совместно сменили Фрэнсиса Пиготта на посту органиста часовни, а когда Кларк умер в 1707 году, все хозяйство перешло к Крофту. Его гимны, посвященные битвам при Бленхейме и Рамилье ("Я воздам благодарение, о, хлопни в ладоши, и Господь явится"), показывают, что к тому времени он уже выполнял обязанности Блоу как композитор, а после смерти Блоу в 1708 году он последовал за ним не только как композитор, но и как настройщик музыки. Регалии и органы, он был наставником детей в Королевской капелле, а также органистом Вестминстерского аббатства. Довольно любопытно, что незадолго до 1712 года он оплатил Уильяму Инглотту реставрацию памятника в Норвичском соборе. В 1712 году он оставил свой пост в церкви Святой Анны. В июле 1713 года Крофт получил степень магистра искусств в Оксфорде, став первым выпускником Оксфорда в области музыки, о котором сохранилась обширная работа, представленная на соискание ученой степени; это были две оды для сольных голосов, хора и оркестра "Под звуки пушек" и "Лаурус Круэнтас", посвященные Утрехтскому мирному договору, и опубликован под названием Musicus apparatus academicus. Крофт был старшим композитором Королевской капеллы в то время, когда Гендель начал снискивать расположение королевы Анны, и, хотя нет никаких свидетельств разногласий, не исключено, что этот внушительный том мог послужить средством поддержания авторитета местного композитора. В 1715 году его жалованье как наставника детей Королевской капеллы было увеличено на 80 фунтов стерлингов в год, в его обязанности теперь входило обучение мальчиков чтению, письму и арифметике, а также игре на органе и композиции. Примерно с этого времени и до самой своей смерти он пользовался покровительством сэра Джона Долбена из Финедона, графство Нортгемптоншир, заместителя декана Королевской часовни (1712-1717). В 1724 году Крофт открыл новые горизонты, опубликовав красивое двухтомное собрание своей церковной музыки под названием Musica sacra, с гравюрами и в виде партитуры, а не фрагментов, на преимуществах которых он убедительно настаивал в своем предисловии. Копия его "Предложений" подписчикам сейчас находится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Список, датированный 1726 годом, показывает, что Крофт был одним из первых членов Академии вокальной музыки. Он женился в 1705 году, но умер бездетным и был похоронен рядом с Перселлом в Вестминстерском аббатстве. Хокинс описал его как "серьезного и порядочного человека", а внушительный формат двух его главных публикаций вместе с характером его музыки указывают на то, что он серьезно относился к своей должности. Как композитор Крофт был одновременно убежденным хранителем традиций и ассимилятором новых техник. Многие из его произведений были созданы по образцу конкретных композиций Перселла, однако есть свидетельства того, что он пересмотрел свой собственный "Те Deum in D", который явно был основан на сочинении Перселла 1694 года, после того как услышал "Утрехтскую" постановку Генделя 1713 года. Достаточно много песен и инструментальной музыки Крофта датированы, чтобы оправдать мнение о том, что эти направления композиторского творчества не слишком занимали его после третьего десятилетия жизни. Его пьесы для струнных инструментов для театра приятны, хотя и не заслуживают особого внимания, в то время как его клавесинная музыка более плавная и правильная, чем у Блоу, с которым Крофт вместе с другими учениками Блоу объединил свои усилия в публикации 1700 года. Гимн божественной музыке (What are thou) из Harmonia sacra, (1714) достойно стоит в ряду священных песен Перселла, но в нем меньше интенсивности чувств; в приятной сольной песне группы purling streams видно, что движения формируются под влиянием чисто музыкальных соображений, а не просто в ответ на слова, еще не ставшие арией. Три сонаты для скрипки соло и континуо, написанные до публикации сочинения Корелли ор.5, интересны не только тем, что дают представление о стиле позднего барокко. Крофт действительно был первым английским композитором, который последовательно усвоил эту идиому, без прежних поисков и смешения стилей. Это проявляется в ритмической лексике, контуре фразы, ясности тональности, применении фугато и широкой концертной работе с хором и инструментами, как показано в его Te Deum in D и Musicus apparatus academicus. По этой причине именно Крофт был тем, кто из композиторов своего поколения наиболее решительно перевернул новую страницу в истории стихотворного гимна. В то же время, применяя эту идиому, он также разделил гимн на гармоничные части, имеющие четко очерченный абстрактный характер, вместо более коротких отрывков своих предшественников. Соло, дуэты и трио составляют большую часть этих гимнов, и он использовал орган (в уже намеченных направлениях, но более систематично), добавляя к нему вступительные пассажи, иногда в виде мелодии и баса, но гораздо чаще в виде мелодичного, жестко разворачивающегося баса, который, как предполагалось, должен был нести мелодическую нагрузку. простая правая часть хорды. Этот тип гимна, который Крофт передал Грину, хорошо иллюстрируется в книге "Хвалите Господа, боящиеся Его". Хотя он серьезно относился к сочинению стихотворных гимнов и был полностью свободен от банальности, общее впечатление несколько суховатое. В то время как в сольных пассажах его мелодия традиционна, фрагменты для полного хора флегматичны. Но, подобно Блоу и Перселлу до него, он также интересовался старыми полифоническими методами, и небольшая группа полных гимнов не только поддерживает эту тему в английской музыке, но и, как в "Услышь мою молитву, Господи", демонстрирует мрачную выразительность. В своей работе Крофт, как и другие, сталкивался с ограничениями, связанными с ‘коротким’ стилем обслуживания. Тем не менее, в своей службе в Е он достиг более глубокого ощущения, чем его предшественники после реставрации, а когда дошел до "Глории" и "Ликования" Службы в А, он исполнил раскатистое фугато, обладающее значительной эффективностью. Оркестровая "Te Deum and Jubilate" - достойное произведение, возможно, более объемное, чем "Te Deum and Jubilate" Перселла, хотя и менее личное, которое вполне могло бы зарекомендовать себя, если бы не было омрачено постановкой "Утрехта" Генделя примерно четырьмя годами позже. Заупокойная служба Крофта - это благородная классика трогательной простоты, в которую он без какой-либо доли неуместности открыто включил перселловскую постановку "Ты знаешь, Господи". Мелодии гимнов Крофта в плейфордском "Божественном компаньоне" включают в себя те, которые сейчас известны как "Итингтон" и "148-й гимн Крофта’. То, что сейчас называется "Святой Матфей" и "Святая Анна", впервые появилось в шестом издании "Дополнения к новой версии" (1708), полностью анонимном сборнике, но последующее приписывание их ему обычно считается вероятным. Однако есть много оснований сомневаться в том, что ему принадлежит песня "Ганновер" из того же сборника.

Ноты сочинений Уильяма Крофта на сайте библиотеки IMSLP