Крус, Анри-Жак де
1705 - 1786
Назад
Анри-Жак де Крус (Henri-Jacques de Croes) - Фламандский композитор, дирижер и скрипач
Крещён 19 сентября 1705 года, Антверпен - умер 16 августа 1786 года, Брюссель.
В возрасте 18 лет (7 ноября 1723 года) он был назначен первой скрипкой в Антверпенской церкви Святого Якобса. В сентябре 1729 года он отправился в Брюссель, где поступил на службу к принцу Ансельму-Франсуа Турн-и-Таксис. Принц обладал монополией на почтовые услуги в империи и имел несколько резиденций, наиболее важные из которых находились в Брюсселе и Франкфурте, а затем в Регенсбурге; де Круз упоминается в архивах принца в Германии (в 1734, 1737-1799 и 1742 годах). К 1744 году он вернулся в Брюссель в качестве первой скрипки в капелле Карла Лотарингского, невестка которого, императрица Мария Терезия, назначила его губернатором австрийских Нидерландов. В 1746 году он стал придворным метрдотелем и руководил камерной музыкой, поскольку в то время одни и те же музыканты играли и в часовне, и при дворе. В нем приняли участие шесть певцов (два контратенора, два тенора и два баса) и 13 инструменталистов (шесть скрипачей, один альтист, одна виолончелистка, один контрабасист, два органиста и два гобоиста), все они были французами. Для проведения важных фестивалей оркестр пополнялся музыкантами самой важной коллегиальной церкви Брюсселя, Святой Гудулы (ныне кафедральный собор). Де Круз оставался магистром музыки при брюссельском дворе до самой своей смерти. Учитывая обстоятельства, в которых находился де Круз, неудивительно, что он сочинял как церковную, так и камерную музыку (в частности, сонаты и концерты). Он ни в коей мере не был новатором: его стиль можно охарактеризовать как переплетение французских и итальянских традиций, чего и следовало ожидать в Южных Нидерландах в то время, когда музыкальные формы находились на стадии перехода от стиля барокко к галантному. Например, в своих трио-сонатах он писал в традициях Корелли с медленным вступлением и фугальным аллегро, за которыми следует ряд частей, попеременно медленных и быстрых. В других сонатах он придерживался более современного итальянского стиля: быстрый–медленный–быстрый, с более легкой фактурой и более витиеватыми мелодическими линиями. Дивертисменты принадлежат к традициям французской сюиты, с увертюрой в точечном ритме, за которой следуют танцы. Как и в итальянских сонатах, текстура легкая, а в оформлении сочетаются французские орнаменты с новыми веяниями моды, такими как "Мангеймер Форхальт" и ломбардские ритмы, распространенные в современной немецкой музыке. Сольные концерты и concerti grossi написаны в современном итальянском стиле в трех частях, но с более легкой фактурой, которая тогда использовалась во Франции в духе Ж.-М. Леклера; также присутствуют характерные черты мангеймской школы, придающие концертам доклассический акцент. На Де Кроуза оказали влияние Корелли, Вивальди, Тартини и даже Гендель, и его вступительные темы часто имеют близкое сходство с их произведениями. Дошедшая до нас церковная музыка Де Круса включает в себя несколько мотетов и фрагментов месс, написанных для четырех голосов и четырех инструментов, с обычной тесситурой; в этом, несомненно, была сила королевской капеллы и Сте Гудуле. Несмотря на требования церковной музыки (особенно мессы), эта идиома кажется скорее инструментальной, чем вокальной. Инструменты часто дублируют голосовые партии или довольно просто передают фигурный бас. Мотеты необычны тем, что их структура похожа на структуру кантаты, с чередующимися припевами и сольными частями. В этих произведениях также прослеживается французское влияние (в частности, традиция, основанная Генри Дюмоном при дворе Людовика XIV) в сочетании с традициями итальянской кантаты. Сын де Круса, Анри-Жозеф де Крус (родился 16 августа 1758 года в Брюсселе, умер 6 января 1842 года в Брюсселе), с 1775 года был скрипачом на службе принца Турн-и-Таксисского в Регенсбурге и мэтром Шапель с 1776 по 1783 год. Известно, что он написал только одно произведение - набор скрипичных дуэтов, который его отец подарил Карлу Лотарингскому в (несбывшейся) надежде, что его сын сможет стать его преемником на посту мэтра Шапель при брюссельском дворе.
Ноты сочинений Анри-Жака де Круса на сайте библиотеки IMSLP