Кришту, Педру де
1550 - 1618
Назад
Педру де Кришту (Pedro de Cristo) - Португальский композитор
Родился в 1550 году, Коимбра - умер 16 декабря 1618 года, Коимбра.
Один источник утверждает, что его отец, Антониу Нуньес, был иностранцем, в то время как другой сообщает, что оба родителя были родом из Коимбры; его крестильное имя было Домингос. 4 сентября 1571 года он принял постриг в августинском монастыре Сан-Крус в Коимбре и, вероятно, учился у местре де капела Франсиско де Санта-Мария. В музыке Педру де Кришту прослеживаются признаки влияния последнего, в том числе пристрастие к узким диапазонам (16 нот характерны для произведений Франсиско де Санта-Мария и ранних произведений Педру де Кришту, сохранившихся до наших дней), силлабическая декламация в отрывках и одновременное использование тонального инструмента. фигура камбьяты в одной части и мимолетные ноты в другой. Педро де Кристо сменил Франсиско де Санта-Марию на посту директора капеллы в Сан-Крусе и занимал ту же должность в главном доме-побратиме, Сан-Висенте-де-Фора в Лиссабоне. Хотя подробности его перемещений между двумя палатами неизвестны, в 1605 году капитул ордена приказал ему переехать из Сан-Висенте в Сан-Крус, а в 1615 году его просьба вернуться в Сан-Висенте была удовлетворена. В рукописном некрологе говорится, что в дополнение к своим композициям (он был особенно известен своим мастерством в исполнении шансонеток и другой зажигательной музыки), он играл на клавишных инструментах, арфе, флейте и дульциане. Нелегко установить, какие произведения Педру де Кришту сохранились до наших дней. Четыре рукописных сборника для хорового пения, хранящиеся в Библиотеке Университета Коимбры, были полностью или частично скопированы композитором. Однако он редко указывал авторство, и, хотя большинство представленных работ можно отнести к его перу по стилю, некоторые из них явно не являются его работами. Помимо копий с автографами, ряд работ могут быть приписаны Педро де Кристо по стилистическим и другим признакам (хотя остаются неясности, поэтому приведенные ниже списки работ могут быть пересмотрены в будущем). Поразительной особенностью сохранившихся выпусков является отсутствие месс – всего одна полноценная, одна праздничная месса и отдельная Глория. Многие мотеты наводят на мысль о начинающем композиторе, способном, но лишенном воображения в обращении со стилем антико. В значительной части этих работ используются необычно сгруппированные комбинации клавиш и, соответственно, узкие диапазоны. В других источниках можно проследить появление более характерных стилистических черт, особенно в области ритма, где Педро де Кристо развил вышеупомянутую склонность к декламации (и, иногда, к гармоническому движению) в стихах, что было относительно редким явлением в Португалии в тот период; эта черта встречается особенно часто. в таких полихоральных произведениях, как "Магнификат" на 8-й тон и гимн “Sanctorum meritis”. Однако большинство сохранившихся произведений Педро де Кристо написаны для четырех или пяти голосов и преимущественно в подражательном стиле (хотя гомофония является основной текстурой респонсориев и псалмов, а короткие гоморитмические отрывки часто встречаются в других произведениях). Среди отличительных черт композитора, помимо уже упомянутых, - лаконичность (средняя продолжительность мотетов составляет всего 55 строф) и любовь к последовательности (как мелодической, так и гармонической).
Ноты сочинений Педру де Кришту на сайте библиотеки IMSLP