Крэнфорд, Уильям
? - 1645
Назад
Уильям Крэнфорд (William Cranford) - Английский композитор и певец
Название его псалма "Эли" в "Псалтири" Рейвенскрофта 1621 года и замечание Дадли Норта из Киртлинга, Кембриджшир (1658), касающееся "мистера Крэнфорда, которого я знал, трезвого, невзрачного человека", могут указывать на то, что Крэнфорд был родом из Восточной Англии (где это имя хорошо известно). известен), но его семью так и не удалось разыскать. Шестиголосная элегия Крэнфорда “Плачьте, Бриттины, плачьте” была написана в связи со смертью принца Генриха в 1612 году; судя по контексту, он уже был в Лондоне и входил в музыкальный кружок, в который входили священнослужители собора Святого Павла и другие люди, живущие поблизости. Примечательно, что к этой группе принадлежали и другие авторы псалтири Рейвенскрофта 1621 года. Вероятно, Крэнфорд уже был викарием-хоралом в соборе Святого Павла - должность, которую, как известно, он занимал к 1624 году и на которой служил вплоть до Гражданской войны. Он может быть "Уильямом Крэнфордом" в списке деликвентов (сторонников роялистов) в 1643 году, но в июле 1645 года он не упоминается среди "четырех викариев хорала". Монсон утверждает, что рукопись Och 56-60, возможно, связанная с семьей Фэншоу, была завершена к 1625 году. Помимо "Плачьте, Бриттины, плачьте", в нем есть священный мадригал Крэнфорда "Леса, скалы и горы" и гимн в стихах "Моя грешная душа". "О Господи, сделай так, чтобы раб твой Чарльз, также известный как "Король возрадуется", был, по-видимому, его самой популярной работой такого рода: она написана в простом, полиполифоническом стиле, скорее в манере Адриана Баттена. Большая часть церковной музыки Крэнфорда сохранилась в несовершенном или фрагментарном виде, особенно в источниках, связанных с собором Святого Павла, таких как “Набор Барнарда” и "Органная книга Баттена". Его трехголосные композиции получили широкую известность благодаря публикациям Хилтона и Плейфорда. По словам Хокинса, Перселл положил слова Крэнфорда на музыку к песне Let's live good honest lives. Связь с композитором Саймоном Айвзом (Simon Ives), который также принадлежал к лондонскому музыкальному кругу, очевидна в двух трехголосных песнях "Boy go down" и "Boy come back", одна из которых принадлежит Айвзу, а другая - Крэнфорду. Все, кроме четырех из 20 сохранившихся инструментальных композиций Крэнфорда, встречаются в рукописи, которая, как считается, была написана в Лондоне в 1630-х годах, и он также хорошо представлен в рукописи, ранее принадлежавшей сэру Николасу Ле Стрейнджу из Ханстентона, Норфолк. Три пьесы для двух лиро–виол были скопированы Джоном Мерро из Глостера (умер в 1639 году). Супруги Крэнфорда принадлежат к эпохе Каролин, и комментаторы отмечают его индивидуальный стиль. Гордон Додд отмечает, что “чем меньше деталей, тем больше пуантилизма … Гармония явно странная, а текстура часто механическая”. Дадли Норт обращает внимание на "произведения Крэнфорда, в которых сочетаются величие, серьезность, дух медвяной росы и разнообразие": разительные контрасты являются важным элементом в произведениях. Несмотря на некоторую своеобразие, Крэнфорд известен как компетентный, хотя и относительно второстепенный композитор; к сожалению, большая часть его церковной музыки сохранилась лишь в фрагментарном виде. Неизвестно, был ли композитор родственником Томаса Крэнфорда, викария-хорала в соборе Святого Павла, или эксцентричного пресвитерианского священника Джеймса Крэнфорда (1592-1657).
Ноты сочинений Уильяма Крэнфорда на сайте библиотеки IMSLP