Курсель, Франциско
1705 - 1778
Назад
Франциско Курсель (Francisco Courcelle) - Итальянский композитор
Родился 19 апреля 1705 года, Пьяченце - умер 3 апреля 1778 года, Мадрид. Итальянский композитор,
Активно работал в Испании. Он родился в семье французов, Шарля Курселя, танцмейстера семьи Фарнезе и члена известной семьи танцмейстеров, работающих при нескольких европейских дворах, и Жанны Медар. Он дирижировал (и, возможно, сочинял) музыку на похоронах Франческо Фарнезе (1727) и Антонио Фарнезе (1731) в Парме, а 25 марта 1727 года сменил Джакомелли на посту маэстро капеллы церкви Мадонны Стекката в Парме. С 1 сентября 1727 по 1733 год он также был маэстро капеллы герцога Пармского, будущего короля Испании Карлоса III. В январе 1734 года Курсель прибыл в Мадрид по приглашению Изабеллы Фарнезе, второй жены Фелипе V, и был назначен учителем музыки королевских детей. Его первой оперой для Мадрида стала "Каутела в объятиях амистада и робота из лас-Сабинас" (1735), а уже в 1738 году он сочинял "вильянсикос". В том же году он женился на женщине из семьи французских придворных. 5 июня 1738 года Курсель сменил Джозефа де Торреса на посту маэстро королевской капеллы и ректора Колледжа канторов Ниньос. Он унаследовал, вместе с органистом капеллы Хосе Неброй, задачу пополнения музыкальной библиотеки, утраченной во время катастрофического пожара во дворце в канун Рождества 1734 года. Во времена правления Фелипе V, Фернандо VI и Карлоса III Курсель был центральной фигурой в жизни испанского двора, среди музыкальных светил которого были Доменико Скарлатти, Фаринелли, Гаэтано Брунетти и Боккерини. Его вступление в капеллу произошло в разгар возрождения оперной жизни в Мадриде, и к открытию 19 декабря 1738 года Колизея дель Буэн Ретиро была поставлена новая постановка оперы Метастазио "Алессандро Неллинди" на музыку Курселя. На именины короля (4 ноября) в 1739 году и в рамках празднования свадьбы принца Фелипе и принцессы Луизы Изабеллы Французской была поставлена "Фарнас" Курселя; 10 ноября она была с энтузиазмом рассмотрена в мадридском театре "Гасета". По словам Барбьери, Курсель был "человеком благородного характера, искренним и добрым... Его уважали не только художники, работавшие под его руководством, но и его знакомые’. Курсель был плодовитым композитором, работавшим почти исключительно в текстовых жанрах. Его произведения включают около 30 месс, написанных за всю его карьеру. Как и другие его литургические произведения, они новаторские, но в то же время используют традиционные приемы: cantus firmus, частые перекрестные связи и особенно эффективные сольные и хоровые композиции. Мессы 1720-х годов демонстрируют мастерство непревзойденного неаполитанского композитора эпохи барокко, творчески использовавшего оркестр, в состав которого входили струнные из четырех частей и отдельные мелодические партии для деревянных духовых и медных инструментов. Но к 1740-м годам он уже использовал артикулированные фразы, ритмическое и гармоническое разнообразие в явно классическом духе. Для сакральных произведений Курселя характерны поразительные ритмические жесты, обширные синкопы и способность выходить за рамки простого рисования текста и передавать дух, лежащий в основе различных фрагментов текста. Они также демонстрируют оперное влияние, проявляющееся в бравурном и экспрессивном написании мелодий, дальновидном использовании оркестра и разнообразных сочетаниях вокальных данных исключительно взрослых мужчин. Концертные залы изобилуют оперными сольными ансамблями. Фугальные движения обычно используются для "Кирие" и радостных заключительных частей "Глории" и "Кредо". Инструментальные симфонии и интерлюдии не являются чем-то необычным. Тщательно продуманные басовые партии становятся более рельефными благодаря регулярной смене инструментов и нередкому использованию пиццикато. Четыре оркестровых сета для рождественской и богоявленской заутрени - это солидные кантатные сеты, которые сопровождали долгое ночное бдение со всем подобающим сезону убранством, а семь оркестровых вечерних композиций не менее впечатляющи. Из десяти опер Курселя (включая две сомнительной подлинности) только "Фарнас" (1739) и "Ахилл в Сиро" (1744) сохранились в завершенном виде. Это оперы-номера, в которых преобладают речитативные арии и арии да капо. Первая часть симфонии (репродукция) Фарначе - это зарождающаяся сонатная форма, в которой различные длины фраз, тонкие хроматические сдвиги, текстуры и динамика сливаются воедино, определяя периодическую структуру. Сама опера характеризуется блестящими ариями с широкими и бессвязными мелодическими скачками, значительным хроматизмом и смелой оркестровкой.
Ноты сочинений Франциско Курселя на сайте библиотеки IMSLP