Куперен, Франсуа
1668 - 1733

Назад

Франсуа Куперен (François Couperin) - Французский композитор, клавесинист, органист

Родился 10 ноября 1668 года, Париж - умер 11 сентября 1733, Париж. 

Сын Шарля Куперена. Он является самым важным представителем династии Куперенов. Он написал несколько лучших произведений французской классической школы и может считаться самой важной музыкальной фигурой во Франции после Люлли и Рамо.

Он родился в среде органистов: скорее всего, в Сен-Жерве, где органистом был его дядя Луи Куперен и где с 1661 года этот пост занимал его отец. Кажется разумным предположить, что свои первые музыкальные наставления он получил от своего отца. Шарль умер в 1679 году, когда Франсуа было десять лет; по словам Титона дю Тийе, Жак-Дени Томелин, знаменитый органист церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери и органист королевского дворца, взял молодого, но многообещающего Франсуа под свое крыло и стал ему “вторым отцом”. Церковный совет Сен-Жерве решил, что Франсуа должен унаследовать пост своего отца в день своего 18-летия, обеспечив Лаланду временное служение. В этот период Франсуа, вероятно, часто замещал в Сен-Жерве Лаланда (который занимал три других церковных поста в Париже); к 1683 году, когда Лаланд был назначен помощником мэра королевской капеллы, Франсуа, должно быть, был органистом Сен-Жерве. 1 ноября 1685 года церковный совет постановил, что он должен получать 300 ливров в год до тех пор, пока с ним не будет заключен официальный контракт.
Поскольку Франсуа должен был унаследовать должность своего отца, церковные старосты Сен-Жерве разрешили ему и Мари (его матери) после смерти Шарля продолжать жить в доме органиста, пристроенном к Сен-Жерве. Мария умерла в 1690 году. Однако семейные обстоятельства Куперена изменились уже в предыдущем году, после его женитьбы на Мари-Анн Ансо (в контракте от 26 апреля 1689 года он назван "сьер де Круйи"; он также использовал этот титул в своих произведениях 1690 года). У Мари-Энн были влиятельные семейные связи в деловом мире, благодаря которым Куперен впоследствии смог извлечь выгоду. 

В браке было по меньшей мере четверо детей: Мари-Мадлен, также известная как Мари-Сесиль (1690-1742), монахиня, возможно, органистка в Мобюиссоне; Маргарита-Антуанетта; Франсуа-Лоран (1708- после1735); и Николя-Луи (1707-умер, вероятно, в младенчестве). Был опознан еще один ребенок (вероятно, первый от этого брака), Франсуа (умер в 1692).

Через год после женитьбы Куперен получил первую королевскую привилегию печатать и продавать свою музыку. Эта лицензия действовала в течение шести лет, и он использовал ее для выпуска сборника органных пьес, состоящего из двух органных месс. Если форма публикации говорит о довольно стесненных финансовых обстоятельствах Куперена в то время, то в отзывах Лаланда, который описывает произведения Куперена как "прекрасные и достойные внимания публики", звучат менее скупые нотки. Это и другие свидетельства говорят о том, что Лаланд сыграл важную роль в раннем музыкальном развитии Куперена не только как наставник, но и как активный пропагандист его творчества.

Куперен много лет активно выступал как органист, почти до самой своей смерти. Именно в качестве органиста он впервые утвердился при дворе, будучи выбран Людовиком XIV в 1693 году в качестве преемника своего бывшего учителя Томелина. Его коллегами-королевскими органистами были Бутерн, Ниверс и Лебег.

Примерно в это время Куперен, по-видимому, работал над серией трио-сонат, три из которых ("Пучель", "Провидец" и "Астрея") под другими названиями позже были включены в издание "Les nations" 1726 года. Также трио-сонаты "Стейнкерк", “Султанша” и "Великолепная" (которая написана на 4 голоса), можно найти в рукописных сборниках Броссара.

Чтобы оценить мотивы, лежащие в основе создания самых ранних сонат, и их значение, необходимо заглянуть на несколько лет вперед и изучить предисловие к "Нациям":
Прошло уже несколько лет с тех пор, как были написаны некоторые из этих трио. В обращении находилось несколько рукописных экземпляров, хотя из-за халатности переписчиков они не заслуживали доверия. Время от времени я пополняю их число и полагаю, что они понравятся разборчивым. Первая соната в этом сборнике также является первой, написанной мной, и первой, написанной во Франции. Ее история любопытна:
Очарованный сонатами синьора Корелли, чьи произведения я буду любить до конца своих дней, так же как и французские произведения месье де Люлли, я попытался сочинить одну из них сам, которую (тогда) исполнял в серии концертов, где слушал произведения Корелли. Зная, что французы больше всего на свете любят иностранные новинки, и будучи неуверенным в себе, я добился очень хороших результатов, прибегнув к небольшому "техническому" обману. Я притворился, что мой родственник, который на самом деле состоит на службе у короля Сардинии, прислал мне сонату нового итальянского композитора. Я переставил буквы в своем имени так, чтобы получилось итальянское, которое я и использовал вместо этого. Соната была прочитана с энтузиазмом, и мне не нужно было утруждать себя оправданиями. Тем не менее, я был воодушевлен. Я сочинил и другие, и мое итальянизированное имя, пусть и замаскированное, принесло мне немалые аплодисменты. К счастью, мои сонаты снискали достаточно благосклонности, чтобы меня ни в малейшей степени не смущала эта уловка.
Таким образом, эти ранние сонаты являются первыми плодами восхищения Куперена мастерами итальянского барокко и, в частности, Корелли. Знакомство с итальянской инструментальной музыкой, возможно, произошло благодаря участию в музыкальной жизни двора изгнанного Якова II в Сен-Жермен-ан-Ле, где итальянские вещи ценились очень высоко.  Восхищение Куперена итальянским стилем в конечном счете было открыто выражено в его "Апофеозе Корелли" 1724 года, но гораздо более ранним стремлением, сохранявшимся на протяжении всей его жизни, было объединить взаимодополняющие сильные стороны итальянского и французского стилей.

Назначение Куперена королевским органистом (26 декабря 1693 года) стало, пожалуй, самым важным событием в его карьере. Вскоре после своего прибытия ко двору он был нанят преподавать игру на клавесине герцогу Бургундскому и нескольким другим принцам и принцессам, в том числе графу Тулузскому, от которого Куперен получил щедрую ежегодную пенсию в размере 1000 ливров), вдовствующей принцессе Конти и дочерям мадемуазель де Бурбон и де Шароле. Куперен обзавелся собственным гербом всего через три года пребывания при дворе, воспользовавшись эдиктом Людовика XIV от 1696 года, предлагавшим дворянство лицам, занимающим респектабельную должность, которые могли позволить себе оплатить эту привилегию. Примерно в 1702 году он был удостоен еще одной чести - звания кавалера ордена Латрана. О его растущем благосостоянии свидетельствует также его переезд в 1697 году из дома органиста в Сен-Жерве в более просторную квартиру на улице Сен-Франсуа.
Диапазон музыкальной деятельности Куперена в начале его карьеры был обширен: обязанности при французском дворе, участие в музыкальных мероприятиях при дворе Стюартов в изгнании в Сен-Жермен-ан-Ле (где в 1710 году он арендовал загородный дом), участие в концертах в Версале, Фонтенбло и Со, замещение с возрастающей регулярностью младшего Д'Англебера, официально занимавшего должность ординарца королевской музыкальной палаты по клавесину, поскольку у Д'Англебера ухудшалось зрение. Куперен также активно работал как придворный композитор, не только в области камерной музыки, но и духовной музыки для королевской капеллы. В течение первого десятилетия XVIII века Куперен также занимался сочинительством для клавесина. Несколько пьес из его первой книги для клавесина (1713), несомненно, были в рукописном виде распространены задолго до этой даты; некоторые из них были даже анонимно напечатаны в "Избранных произведениях Балларда для клавесина" (1707).

В период, охватывающий последние 15 лет правления Людовика XIV, Куперен зарекомендовал себя как один из ведущих французских композиторов своего времени, заслужив восхищение своих современников. Тем не менее, он не получил ни одной из восьми самых важных музыкальных должностей, которые стали вакантными при дворе в период с 1693 по 1715 год. Возможно, Лаланд, который занял шестое место и который когда-то был таким бескорыстным наставником Куперена, теперь был слишком сильным его соперником. Однако в 1717 году было окончательно признано, что Д'Англебер не может выполнять свои обязанности королевского клавесиниста, и Куперену было предложено право унаследовать должность после смерти Д'Англебера.

На пике своей карьеры Куперен считался непревзойденным преподавателем игры на клавесине и органе, за исключением, возможно, Луи Маршана; его считали третьим среди парижских клавесинистов преподавателем игры на органе (первыми двумя были Лебег и Томелин). Но эти занятия отнимали у него много времени и энергии. Он обвинял в запоздалом появлении своей первой книги по клавесину, частично из-за своих обязанностей преподавателя при дворе и в Париже. Что касается его обязанностей органиста, то, хотя его королевское назначение было назначено только на первую четверть года, в остальное время его, конечно же, ожидали в Сен-Жерве.

Наряду с этими обязательствами Куперен должен был находить время для сочинения музыки и подготовки ее к печати. В 1713 году он получил лицензию на книгопечатание сроком на 20 лет, которая, как оказалось, должна была обеспечить публикацию его музыки до конца его жизни. Распространение его произведений для клавесина было его первой заботой, начиная с 1713 года, когда он опубликовал свои "Пьесы о клавесине...", а затем "Трактат об игре на клавесине", "Искусство туше на клавесине", впервые опубликованный в 1716 году, за которым последовало второе, существенно переработанное издание в 1717 году. Его вторая книга "Сочинения клавесина", вероятно, также датируется тем же годом. Кроме того, на этом этапе печати была опубликована важная духовная вокальная музыка "Lecons de tenebres". Из запланированных девяти уроков представлены только первые три; последние шесть никогда не публиковались и не сохранились в рукописном виде.

Неясно, насколько изменились обстоятельства для Куперена после смерти Людовика XIV в 1715 году. Разумно предположить, что он предпочитал серьезность старого режима относительной легкомысленности нового, и хотя у него все еще были обязанности при дворе (среди его королевских учеников в начале 1720-х годов была польская принцесса Мария Лечинская, обрученная с Людовиком XV), вполне вероятно, что он был менее увлечен своим делом. в период регентства он больше участвовал в музыкальной жизни, чем при дворе Людовика XIV. Примерно в то же время, что и при регентстве, в течение 11 лет Куперен трижды менял дом, прежде чем в 1724 году поселиться в просторной квартире на улице Нев-де-Бон-Анфанс (она все еще существует на углу улицы Радзивилла и улицы Малых полей). За год до этого, когда его здоровье становилось все более хрупким, он обратился за помощью в выполнении своих обязанностей в Сен-Жерве, назначив своего двоюродного брата Николя Куперена своим помощником и, в конечном счете, преемником.
Тем временем публикация его музыки продолжалась, и в период между появлением третьей (1722) и четвертой (1730) книг по клавесину появился постоянный поток печатных изданий. "Королевские концерты" (состоящие из четырех произведений) были проданы как вторая часть "трехтысячелетнего сборника произведений клавесина"; "Новые концерты" вышли в 1724 году как продолжение "королевских концертов", нумерация которых, начатая в более раннем издании, дошла до 14, и заканчивалась следующим номером: "большая сонада в трио" под названием "Парнас", посвященная Аполлону де Корелли. В следующем году появился естественный преемник сонаты Корелли: концертно-инструментальный сборник "Бессмертная поэма несравненного месье де Люлли". Мы знаем, что королевские концерты использовались при дворе на склоне лет Людовика XIV (в предисловии Куперена к 1722 году говорится о выступлениях в 1714 и 1715 годах). Несколько лет отделяют их сочинение от их окончательного появления в изданиях 1722 и 1724 годов. Апофеоз сонаты Корелли, возможно, был написан несколько ближе к году ее публикации (1724). В предисловии к "Сонате Корелли" Куперен заявил о своих намерениях написать произведение в память о Люлли, если его "соната Корелли" будет иметь успех.
Издание "Les nations" (1726), обозначенное на титульном листе как "Сонады и сюиты симфоний в трио", уже упоминалось в связи с ранними сонатами-трио: три из них, "Пучель", "Провидец" и "Астрея", включены в это издание под названием “Франсуаза”, “Эспаньоль” и “Пьемонтуаз” соответственно. Но каждый из них составляет только первую половину, так сказать, итальянскую половину диптиха, вторая половина которого в каждом случае представляет собой сюиту во французском стиле, для которой у нас нет ранее существовавших рукописей. Четвертый диптих, "Империал", содержит трио-сонату, которая также отсутствует в более ранних рукописях и, возможно, является гораздо более поздней работой.

Последним, что появилось перед четвертым сборником пьес для клавесина 1730 года, были пьесы Куперена для виол (1728).
В предисловии к своему четвертому сборнику пьес для клавесина Куперен писал, что его здоровье ухудшается “день ото дня”. В том же году он отказался от обоих своих придворных должностей, назначив свою талантливую дочь Маргариту-Антуанетту клавесинисткой (она должна была унаследовать должность Д'Англебера в 1736 году), а Гийома Маршана - на его место в королевской капелле. Три года спустя Куперен умер.
Незадолго до своей смерти он получил новую привилегию сроком на десять лет, чтобы оплатить печать своей оставшейся неопубликованной работы. К сожалению, никто из членов семьи Куперена, на кого легла эта задача, не проявил достаточного интереса или сообразительности, чтобы довести проект до конца. Это бездействие почти наверняка привело к потере другой вокальной музыки (Титон дю Тийе ссылался на рукописные мотеты "для большого хора" и кантаты) и, вполне возможно, какой-то неопубликованной камерной музыки. Поскольку четвертая книга для клавесина представляет собой сборник того, что осталось, маловероятно, что большая часть клавесинной музыки была утрачена.
Биографам Куперена – по крайней мере, тем, кто хочет проникнуть в суть личности композитора, – приходится работать с удивительно скудным материалом. Ничего из его переписки не сохранилось: письма, которыми он якобы обменивался с Бахом, несколько лет спустя были использованы в качестве обложек для "Джампота". Современные и почти современные рассказы о нем редки, и он явно не был такой яркой фигурой в общественной жизни, как его коллеги, в том числе Луи Маршан и Антуан Форкере. Из предисловий Куперена и его работ можно составить впечатление о человеке, не запятнанном национальными предрассудками, осторожном в своей работе, способном на прямоту и не лишенном самоуважения. Отсутствие у него формального образования, возможно, объясняет неуверенность, с которой он подошел к написанию своих предисловий. Однако он не был глупцом. Внимательное прочтение его клавесинной музыки показывает, что он был необычайно проницательным и интеллигентным наблюдателем своего времени. Гравюра, выполненная Жан-Жаком Флипартом по мотивам портрета Андре Буи, придает ему вид спокойной уверенности, черты его лица твердые и сдержанные, в его больших глазах, пожалуй, можно уловить след той задумчивости и иронии, которые присутствуют и в сдержанной выразительности его музыки. Ничто на этом портрете не выдает болезни, о которой Куперен несколько раз упоминал в своих предисловиях и которая, по-видимому, сильно мучила его в старости.

Ноты сочинений Франсуа Куперена на сайте библиотеки IMSLP