Кортеллини, Камилло
1561 - 1630

Назад

Камилло Кортеллини (Camillo Cortellini) - Итальянский композитор и инструменталист

Родился 24 января 1561 года - умер 12-13 февраля 1630 года, Болонья. 

Его называли "иль Виолино", вероятно, потому, что среди ранних членов его семьи, возможно, был знаменитый скрипач; его отец был его первым преподавателем музыки; впоследствии он учился игре на тромбоне, пению и контрапункту у Альфонсо Ганасси. Как и его отец, он играл в знаменитом болонском гражданском инструментальном ансамбле Concerto Palatino; в 1577 году он был принят в качестве второго сопрано ди корнетто. В своей первой публикации 1583 года он назвал себя "музыкально-иллюстративной группой синьории Болоньи", а в 1613 году стал директором группы. Он был членом музыкальной капеллы Сан-Петронио в качестве певца в 1582 году и снова с 1593 по 1599 год; в 1600-07 и 1610-29 годах он служил там тромбонистом. С 1601 по 1603 год он время от времени работал певцом в капелле Святого Франческо. В 1626 году он стал членом Академии филомузыки, Болонской музыкальной академии, первоначально основанной в 1615 году под названием Академия Флориди. Среди его печатных работ - три сборника мадригалов (второй из которых был первым нотным изданием, напечатанным в Болонье), две книги переложений псалмов, набор из восьми переложений магнификата и три книги месс. Музыка Кортеллини раскрывает сильную музыкальную индивидуальность, часто новаторскую, всегда разборчивую в выборе технических средств. Его мадригалы искусно написаны в элегантных, ясных мелодических линиях, иногда в смелых арабесках. Не все голоса звучат с одинаковой имитацией, а постоянно меняют тембр и окраску. Некоторые произведения сильно описывают текст, но особенно в третьей книге он часто отказывается от музыкального оформления отдельных слов в пользу музыкального оформления, которое соответствует общему смыслу текста, но не всем его деталям. Он использует ограниченное количество хроматизма и диссонанса, часто для того, чтобы раскрасить статичную музыкальную ситуацию, а не выделить конкретное слово. Его настройки псалмов представляют собой смесь гомофонии и полифонии, всегда чувствительную к ритму слов. Произведения для двух хоров демонстрируют его неизменный интерес к различным музыкальным оттенкам, характерный для его массовых постановок. В сборниках месс для восьми голосов (1617 и 1626) он использовал уникальную нотацию, чтобы указать на участие инструментов в двух самых ранних образцах согласованной мессы: в Глории одной мессы в каждом сборнике ("Месса Святого Карла", 1617; "Месса в господском доверии", 1626) он ввел в текст большие заглавные буквы, чтобы обозначить места, где сопрано из первого хора поет "концертато" под аккомпанемент трех тромбонов вместо трех нижних голосов. В этих нижних частях он заменил текст пунктирной линией. Каждый второй куплет исполняется тромбонами в сопровождении сопрано, что, несомненно, навеяно традицией чередовать куплеты с игрой на органе. Это важный шаг в развитии болонской концертной мессы.