Корси, Якопо
1561 - 1602
Назад
Якопо Корси (Jacopo Corsi) - Итальянский меценат и композитор
Родился 17 июля 1561 году, Флоренция - умер 29 декабря 1602 года, Флоренция.
Он был аристократического происхождения и, возможно, был связан с Камератой графа Джованни де Барди, которая была наиболее активна в период с 1577 по 1582 год, хотя между Барди и Корси, а также среди музыкантов и меценатов, связанных с каждым из них, существовало соперничество. После отъезда Барди в Рим в 1592 году Корси возглавил главную художественную группу Флоренции и, за исключением семьи Медичи, стал самым важным покровителем музыки во Флоренции. В то время как "Камерата" Барди была сосредоточена на философии и теории музыки, кружок Корси определял свои интересы более узко, проявляя практический интерес к взаимосвязи музыки и драматической поэзии. Карло Роберто Дати (см. "Солерти", 1904) вспоминал, что дом Корси "всегда был открыт, словно общественная академия, для всех, кто проявлял живой интерес к свободным искусствам... дворян, литераторов, выдающихся поэтов и музыкантов", и называл Тассо, Кьябреру, Марино, Монтеверди и Ефрема в качестве некоторых из них. из присутствующих там гостей; но еще более важным было регулярное посещение фестиваля флорентийцами, особенно Оттавио Ринуччини и Якопо Пери, чьи дискуссии и эксперименты привели к тому, что сейчас считается рождением оперы. Зимой 1594-1595 годов Корси и Ринуччини попросили Пери завершить музыкальное оформление драматической пасторали Ринуччини "Дафна" в стиле раппрезентативо. Три года спустя, во время карнавала 1598 года, она была представлена во дворце Корси, и Ринуччини позже заявил, что "она доставила невероятное удовольствие тем немногим, кто ее услышал". Она была повторена, по-видимому, в измененном виде, по меньшей мере трижды во Флоренции в течение следующих двух лет: 18 января 1599 года в доме Корси, три дня спустя во дворце Питти и дважды в 1600 году, снова в доме Корси. Хотя она и не была напечатана, в первом десятилетии XVII века ее все еще исполняли. Полной партитуры "Перикорси Дафны" не сохранилось, но шесть кратких фрагментов, сохранившихся в нескольких рукописях, были идентифицированы как принадлежащие этому произведению. По крайней мере, две из них, "Non curi la mia pianta" и "Bella ninfa fuggitiva" (на русском и английском языках; транскрипция на портере), написаны Корси. 6 октября 1600 года Корси был ответственным за постановку оперы Ринуччини "Эвридика" в постановке Пери, дополненной музыкой Каччини. В качестве свадебного подарка Корси Марии Медичи и Генриху IV Французскому он был исполнен перед невестой и избранной аудиторией в личных апартаментах дона Антонио Медичи во дворце Питти на следующий день после свадьбы. В предисловии к опубликованной партитуре (1601) Пери назвал Корси в числе выдающихся музыкантов, игравших за кулисами этого спектакля; он играл на клавесине. Влияние "Дафны Пери-Корси" и "Эвридики Пери", которые спонсировала компания "Корси", было экстраординарным и далеко идущим. "Эвридика", хотя и в новом стиле, с легкостью затмила "официальное" свадебное представление - "Рапименто ди Чефало" Кьябреры, с музыкой в основном Каччини. С успехом опубликованной партитуры "Эвридики" (напечатанной в 1601 и 1608 годах) в свое время мог соперничать только "Орфей" Монтеверди (напечатанный в 1609 и 1615 годах). Важная роль Корси в становлении нового жанра была понята и оценена его современниками, а о его покровительстве долго помнили. На момент его смерти анонимный ученый-панегирик говорил о Корси и его особой приверженности музыке, вспоминая также о его щедрости по отношению к музыкантам и о том, как "он был привязан к [им], как к дорогим братьям, и как братья он любил их, и как братья они разделяли его общие интересы". [с ним]’. Вторая книга мадригалов Марко да Гальяно (1604) включает в себя три мадригала в память о Корси – "Корсо жизни" Джованни дель Турко, "Портрете неба" Пьеро Строцци и "Фуджи ло Спирто" самого Гальяно, которые были исполнены на похоронах Корси во флорентийской компании Арканджело. Рафаэлло, 21 февраля 1603 года. Корси также запомнился поэту Кьябрере, который посвятил ему эпитафию и прославил его как Дафни в семи траурных эклогах.