Корретт, Мишель
1707 - 1795

Назад

Мишель Корретт (Michel Corrette) - Французский органист, педагог, композитор-аранжировщик и автор методик исполнительской практики

Родился 10 апреля 1707 года, Руан - умер 21 января 1795 года, Париж. 

Сын Гаспара Коррета. Хотя о его жизни известно немного, его произведения, которые охватывают почти 75 лет, дают необычайно широкое представление об обычной легкой музыке во Франции XVIII века, а его методы являются богатым источником информации об исполнительской практике и музыке того периода. 8 января 1733 года он женился на Мари-Катрин Мориз. У них родились дочь Мари-Анна (1734-1822) и сын Пьер–Мишель (1744-1801), который стал органистом.

Корретт впервые прославился, став музыкальным руководителем театров Сен-Жермен и Сен-Лоран, где он аранжировал и сочинял водевили и дивертисменты для комической оперы (1732-1799). С 1737 года до его закрытия в 1790 году он был органистом в церкви Святой Марии при храме великого приора Франции, таким образом, служа шевалье Орлеанскому, затем принцу де Конти (1749) и, наконец, герцогу Ангулемскому (1776). Примерно через год после начала работы в тампле он стал органистом в иезуитском колледже на улице Сент-Антуан и занимал эту должность до тех пор, пока иезуиты не были изгнаны в 1762 году. В 1734 году он был назначен великим магистром кавалеров дю Пивуа, а с 1750 года - кавалером Ордена Христа. Он был хорошо известен как учитель, хотя его репутация не всегда была благоприятной. Недоброжелательные люди называли его учеников "анахоретами", а в 1779 году "Mercure" написал о новом издании "Les amusemens du Parnasse" ("Метод игры на клавесине"), что оно было хорошо для своего времени, но современные студенты не найдут в нем ничего ценного. Тем не менее, для историков его небольшие трактаты представляют большую ценность. В книге "Метод игры на контрабасе" (1773) рассказывается о том, что он посетил Англию:

Полагаю, нет необходимости предупреждать тех, кто носит очки, о необходимости иметь их при себе для улучшения зрения вдаль. Я помню, как был на концерте в маленьком городке в Англии, где увидел трио в очках за клавесином. Каждый из игроков соревновался за место, расположенное ближе всего к пюпитру. После того как головы музыкантов столкнулись, певцу, который был кастратом, недавно приехавшим из Италии, и у которого были проблемы со зрением, несмотря на три пары очков на носу, пришла в голову идея сесть верхом на горбатую спину клавесиниста. Это преимущество длилось недолго, потому что у арчилютиста, сидевшего на краю группы гротесков, была, к несчастью для него, деревянная нога; и поскольку он играл стоя и, несмотря на подзорную трубу, которую он носил на своем свекольном носу, видел не лучше остальных, он ухитрился воспользоваться своим он отбивал такт то на спине кастрата, то на горбу клавесиниста, и подавал знак да капо перевернуть страницу на древнееврейский манер, чтобы его деревянная нога соскользнула, отчего они все упали, как фаэтон. Зритель, оценивший новизну, крикнул: "Браво, браво’.

Судя по формулировке, поездка состоялась задолго до 1773 года; возможно, английские контрапункты для дуэта флейт, опубликованные в 1740 году, были собраны из первых рук. Рассказывая о своем методе игры на флейте, он авторитетно говорил о правильном исполнении английских мелодий: "Англичане сочиняют много водевилей и деревенских танцев на этот размер [6/4]. Среди английских песен - "Ярмарка Варфоломея", "Охота на белку", "Лиллиберлеро", "Хупт Петтикот". Эти мелодии следует исполнять благородно, четко выделяя вязание крючком и расставляя акценты по два’.

Эти две цитаты иллюстрируют одну из самых ценных особенностей работ Корретта: фрагменты исторической информации представлены с редкой ясностью и конкретностью. В его книге "Метод игры на скрипке", "Школа Орфея", есть 23 страницы пьес, иллюстрирующих французский и итальянский стили, которые дают ценное представление о том, что французы того периода подразумевали под этими обозначениями, что так важно для понимания их объяснений исполнительской практики. Значительная часть музыки Корретта основана на самых разных популярных мелодиях и является важным источником для их изучения. Музыка из оперы "Комик" или написанная для нее представлена в полном объеме, иногда с указанием места и даты исполнения. Аранжировки варьируются от простых гармонизаций до превращения мелодий в концертные части, как в "25 концертах комик". Корретт хорошо сделал, что в значительной степени опирался на заимствованный материал; его оригинальная музыка традиционна и тематически лишена вдохновения.

Фетис и другие авторы (включая RISM) ошибочно называют автора "Пьес для творчества в новом жанре" Мишелем Корретом сына, но из названия и предисловия ясно, что работа принадлежит старшему Мишелю.

Ноты сочинений Мишеля Корретта на сайте библиотеки IMSLP