Корреа де Арауксо, Франсиско
1584 - 1654
Назад
Франсиско Корреа де Арауксо (Francisco Correa de Arauxo) - Испанский композитор, органист и теоретик
Крещён 17 сентября 1584 года, Севилья - умер между 16 октября и 3 ноября 1654 года, Сеговия.
Похоже, у него не было никакой теоретической подготовки, и он сформировал свой стиль, изучая работы Диего дель Кастильо и Франсиско де Перазы. 1 сентября 1599 года он был назначен органистом коллегиальной церкви Сан-Сальвадор в Севилье, но судебный процесс, начатый его соперником Хуаном Пикафортом, отложил утверждение его назначения до 24 сентября 1605 года. Он занимал этот пост до 31 марта 1636 года. Рукоположенный в сан священника, он стал членом братства Сальвадора и, возможно, около 1630 года был назначен капелланом в Мадридский реальный монастырь Энкарнасьон. Между 1608 и 1635 годами в некоторых подписях стоит дополнительная фамилия де Асебедо. В этот период он безуспешно боролся за должности в кафедральных соборах Севильи (1613), Малаги (1613) и Толедо (1618). После того как в 1629-30 годах он был вовлечен в ряд судебных процессов с главой коллегиальной церкви Сальвадора и провел некоторое время в тюрьме, в 1636 году он был назначен органистом Хаэнского собора. Он оставил этот пост 16 апреля 1640 года; 2 мая 1640 года он был избран пребендарием кафедрального собора Сеговии. Несмотря на полученное в конце дня приглашение от капитула Севильского кафедрального собора вернуться в свой родной город, он оставался в Сеговии до самой смерти в нищете. Его племянник Хуан Ариас [Масиас], его ученик в Севилье в 1630-х годах, сменил его на посту временного органиста в Сеговии. В завещании Корреа ничего не говорится о его музыкальных произведениях. Вся музыка Корреа, сохранившаяся до наших дней, представлена в его "Книге о музыке и курсах практической и теоретической музыки органического факультета" (Алькала, 1626). Это важное издание, свидетельствующее о том, что он был одним из главных композиторов, создавших стиль барокко в Испании, сочетает в себе репертуар органной музыки с теоретическим трактатом и некоторыми дидактическими элементами. Композиции расположены в пять этапов в порядке возрастания сложности, заключительные из которых создают серьезные технические проблемы для исполнителя. Они также служат для иллюстрации положений, изложенных во вступительном абзаце; к ним относятся основы табулатуры (основанной на испанской клавиатурной табулатуре, используемой Кабесоном) и различные аспекты игры на клавишных. Описаны четыре возможных сигнатуры ключа (‘рода’): без подписи (‘genero diatonico’), одна плоская (‘genero semicromatico blando’), одна острая (‘genero semicromatico duro’) и три острых (‘genero semiarmonico duro’). Затем они связаны с 12-режимной системой Зарлино. Ритмические сложности, которыми изобилуют более поздние композиции, включают в себя не только тройки, но и группировки из 3, 5, 7, 9, 11 и 18 нот. Другой особенностью является неправильная группировка одинаковых нот, таких как 4 + 3 + 2, 4 + 2 + 3 и 2 + 2 + 2 + 3. Корреа смело относился к диссонансу и особо отметил новый диссонанс ("punto intenso contra remisso"), включающий одновременное звучание ноты и ее хроматическое изменение (пример 2). Он также рассказал об украшениях, которые должны быть подобраны со вкусом, независимо от того, указано это специально или нет.
Из 69 композиций, представленных на органическом факультете, 62 являются tientos; остальные включают в себя две шансонные интабуляции, две кантус-фирмус-обработки духовных мелодий и три набора вариаций. Термин "дискурсы", используемый в названии, относится к занятиям с более продвинутой техникой. Те, что расположены ближе к началу тома, демонстрируют незначительный прогресс в технике и стиле по сравнению с аналогичными произведениями Кабесона, но более поздние работы все больше и больше изобилуют украшениями, которые заменяют контрапунктическое тематическое развитие. Целых 28 из них являются монотематическими, а почти половина остальных посвящена только двум темам; таким образом, они резко контрастируют с политематическими произведениями Родригеса Коэльо, которые, как правило, также гораздо длиннее. Корреа обычно писал на архаично модальном языке, иногда приправленном диссонансом, о котором уже говорилось, и усиленном случайными аффективными мелодическими переходами, такими как увеличенные 4-е и уменьшенные 4-е и 5-е. В третьей и последней группе из 38 тиенто, разработанных для разделенной клавиатуры в 1560-х годах, он отказался от модального письма в пользу более современного подхода, уделяя особое внимание тембру, плотности (в произведениях из пяти частей), ритмической артикуляции и виртуозности. Композиции Корреа "cantus firmus" контрастируют с простой заимствованной мелодией для сопрано или тенора. Вариации похожи, за исключением того, что мелодия повторяется несколько раз, каждый раз с разными аккомпанирующими голосами. Из шансонных интабуляций наиболее удачной является та, которая основана на "Унг гей Бержье" Крекильона, с ее образными и разнообразными образными схемами. Корреа ссылался в "Органическом факультете" на другие свои работы, как практические, так и теоретические: "Описание терций", "Весы версоса", "Моральные принципы музыки" и "О тщательном контроле за тщательным ремиссией"; все они утрачены, но в Хаэне сохранился написанный его рукой документ о желательных качествах регента. Кафедральный собор.
Ноты сочинений Франсиско Корреа де Арауксо на сайте библиотеки IMSLP