Копрарио (Коперарио), Джон (Джованни)
1570 - 1626
Назад
Coprario (Coperario), John (Giovanni)
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джон Копрарио был английским композитором, гамбистом и учителем музыки. Плейфорд называл его "господин Джон Коперарио, также известный как Купер", Джон Обри писал "Дж. Коперарио, чьё настоящее имя, как мне сказали, было Коупер", а Роджер Норт — "Коперарио, который, к слову, был простым Купером, но предпочёл итальянское окончание". Сам композитор подписывал свои работы как "Джон Копрарио". В документе 1617 года он упоминается как "Джон Коперарио, джентльмен". Дарта (1961) предполагал, что он мог быть тем Джоном Коупером, который стал хористом в Чичестерском соборе в 1575 году, однако это кажется маловероятным. Псевдоним он использовал уже к февралю 1601 года, когда Уильям Петр подарил ему 10 шиллингов "за уроки, которые он мне дал, находясь в Лондоне".
Записи Энтони Вуда содержат первое указание на то, что итальянизация имени произошла после пребывания в Италии, описывая его как "рожденного англичанина, который, проведя много времени в Италии, там назывался Копрарио, и это имя он сохранил, вернувшись в Англию". Возможный визит в Италию не исключён, хотя доказательства отсутствуют. Известно, что он находился на континенте в 1603 году: расходы личного секретаря Государя, сэра Роберта Сесила, за 2–13 апреля включают сумму в 3 фунта "по распоряжению лорда Коперарио при его поездке в Нидерланды".
В 1606 году он написал "Похоронные слёзы" в память о Чарльзе Блаунте, графе Девонширском. За песни, сочинённые для банкета в честь Якова I, устроенного компанией купцов-портных 16 июля 1607 года, он получил 12 фунтов. Главным покровителем Копрарио в эти годы, похоже, был Роберт Сесил, получивший титул графа Солсбери в 1605 году и назначенный лордом-казначеем в 1608 году. Когда музыканты Сесила выступали перед королевой Анной 31 октября 1605 года, Копрарио получил 5 фунтов как "организатор музыки".
Документы Сесила в Хэтфилд-Хаусе фиксируют частые выплаты Копрарио с июня 1607 по апрель 1613 года, включая проживание, расходы на настройку инструментов, к которым относилась "лира", выплаты, связанные с мальчиком Джорджем Мейсоном, награды музыкантам для развлечения короля в Солсбери-Хаусе в мае 1608 года, "свободный подарок" 20 фунтов на Рождество 1609 года и подарок 10 фунтов от второго графа перед поездкой в Гейдельберг в 1613 году. Среди этих бумаг найдены документы с его подписью, что окончательно подтверждает авторство знаменитой рукописи его "Правил сочинения".
Другими покровителями были Эдвард Сеймур, граф Хартфорд, и Фрэнсис Клиффорд, граф Камберленд. Обри утверждал, что Копрарио "большую часть времени жил" на владениях Сеймура в Вилтшире, в Эймсбери и Вулфолле, а Фуллер писал, что Сеймур оставил мальчика Уильяма Лоуза учеником по музыке и "воспитывал его за свой счёт в этой профессии под руководством господина Джованни Коперарио". Платежи Клиффорда включали 7 фунтов в июле 1614 года за "лиру-виол" "отправленную морем в Лондсброу" и 11 фунтов в январе 1617 года после "его возвращения из города Рагузы в Италии". Вероятно, именно для этой поездки в Рагузу ему был выдан пропуск от Тайного совета 13 июля 1616 года "для поездки за границу на один год по делам личного характера". Ещё один годовой пропуск для визита в Германию был выдан 28 июня 1617 года.
Копрарио написал музыкальные сопровождения для сборника Кампиона "Песни скорби: оплакивая преждевременную смерть принца Генри" (1613), включая элегии, адресованные лично Якову I, королеве Анне, принцу Чарльзу, принцессе Елизавете и курфюрсту Фридриху, которому посвящён весь сборник. За музыку к "Маске лордов" Кампиона, первому из масок в честь свадьбы принцессы Елизаветы с Фридрихом 14 февраля 1613 года, он получил 20 фунтов; позднее сопровождал брачную пару в поездке в Гейдельберг. В том же году он снова сотрудничал с Кампионом, для "Маски оруженосцев" (декабрь 1613 года) создав три песни.
Хокинс писал, что Копрарио "обучал музыке детей Якова Первого", Берни утверждал, что принц Чарльз "ученик Копрарио на виоле да гамба". Несмотря на осторожность в оценке этих сведений, ясно, что он занял особое место при дворе принца Уэльского. В марте 1618 года он получил 50 фунтов "для особого использования и службы его высочества", а с 25 марта 1622 года получал ежегодно 40 фунтов как один из штатных музыкантов принца. Четыре фантасии могли входить в подарок для Филиппа III, заказанный герцогом Бекингемом при проектируемой свадьбе Чарльза в Испании в 1623 году. В петиции от 12 мая 1625 года скрипач Джон Вудингтон называл себя "музыкантом при короле Якове 6 лет и при его величестве в музыке Копрарио 3 года". В этот период он создал "несравненные" фантазийные сюиты, которые, по словам Плейфорда, больше всего радовали Чарльза, и в которых тот "мог играть свою партию прекрасно на бас-виоле". После восшествия Чарльза в 1625 году Копрарио назначили композитором при дворе; в июле 1626 года его место занял Феррабоско после смерти Копрарио.
К раннему периоду творчества Копрарио относятся итальянские виланеллы и, более значительные, фантасии или "инструментальные мадригалы" на пять и шесть голосов, ставшие позднее его наиболее известными произведениями. Почти все эти работы имеют итальянские названия, многие из которых идентифицируются как первые строки текстов мадригала, канцонетты или виланеллы известных композиторов того времени. Только три произведения на пять и шесть голосов сохранились с полностью подстроенным текстом, включая хроматические вариации строк из сонетов Петрарки и Гуарини.
Фантасии на два, три или четыре голоса не имеют литературных ассоциаций и представляют собой чисто инструментальные ансамбли для виол, классические примеры "главного типа музыки, созданной без песни". Музыка для лир-виол Копрарио демонстрирует новаторство: он писал уроки как для сольного исполнения, так и для ансамблей из двух или трёх лир-виол, которые высоко оценивали выдающиеся музыканты. Его фантасии для двух бас-виол и органа представляют собой поздние работы, структурно приближенные к серьёзным фугированным песням, с органом, обогащающим гармоническую и контрапунктовую ткань. В клавишных партиях фантазий, альманов и гальярд для одной или двух скрипок, бас-виол и органа орган играет ключевую роль; эти произведения дали начало жанру "фантазийной сюиты", популярному до Реставрации, отличаясь оригинальной инструментовкой, строгой формой, ритмической изобретательностью и смелым использованием диссонансов.
Копрарио выделялся как оригинальная, влиятельная и образованная фигура среди младшего Феррабоско, Орландо Гиббонса и Томаса Лупо. Его песни менее значительны, чем инструментальная музыка, хотя "Похоронные слёзы" и "Песни скорби" демонстрируют индивидуальный элегический стиль английской музыки того времени. Его единственные религиозные произведения — это внесение в сборник "Слёзы или стенания" сэра Уильяма Лейтона. Теоретическое руководство "Правила сочинения" сохранилось в голографической рукописи и служило практическим пособием по композиции с основ фуги до более сложных примеров; многие его методы использовались ещё почти сто лет спустя.
Сакральная музыка
Светская вокальная музыка
Инструментальная музыка
Теоретические работы
Ноты сочинений Джона (Джованни) Копрарио (Коперарио) на сайте библиотеки IMSLP