Копрарио (Коперарио), Джон (Джованни)
ок.1570 - 1626

Назад

Джон (Джованни) Копрарио (Коперарио) (John (Giovanni) Coprario (Coperario)) - Английский композитор, виолончелист и педагог

Родился около 1570 года - умер в июне 1626 года, Лондон.

Плейфорд называл его "мистер Джон Коперарио Элиас Купер", Джон Обри - "Джо. Коперарио, чье настоящее имя, как мне сказали, было Каупер", и Роджера Норта как "Коперарио", который, кстати, был просто Купер, но с итальянским окончанием". Он сам написал свое имя “Джон Копрарио”. В документе, датированном 1617 годом, он записан как “Джон Коперарио, джентльмен”. Дарт (мл., 1961) предположил, что он, возможно, был тем самым Джоном Каупером, который стал певчим Чичестерского собора в 1575 году, но это кажется невероятным. Он уже взял себе псевдоним к февралю 1601 года, когда Уильям Петре преподнес в дар 10 шиллингов “Коллеге за уроки, которые он давал мне во время пребывания в Лондоне”. В заметках Энтони Вуда, по-видимому, содержится самое раннее предположение о том, что итальянизация его имени была результатом пребывания в Италии, где он описывается как "уроженец Англии, который провел большую часть своего времени в Италии и был там прозван Копрарио, и это имя он сохранил, когда вернулся в Англию". О таком визите в Италию не может быть и речи, хотя доказательств по-прежнему не хватает. Однако в течение 1603 года он находился на Континенте, поскольку личные расходы государственного секретаря сэра Роберта Сесила за 2-13 апреля включали сумму в размере 3 фунтов стерлингов "в связи с назначением милорда Коперери в связи с его поездкой в Нидерланды". В 1606 году он сочинил надгробные песни в память о Чарльзе Блаунте, графе Девонширском. За сочинение песен для банкета, устроенного в честь Якова I компанией Мерчант Тейлорс 16 июля 1607 года, ему заплатили 12 фунтов стерлингов. Но именно Сесил, ставший графом Солсбери в 1605 году и назначенный лордом-казначеем в 1608 году, по-видимому, был главным покровителем Копрарио в эти годы. Когда музыканты Сесила играли для королевы Анны 31 октября 1605 года, Копрарио получил 5 фунтов стерлингов как “музыкальный исполнитель”. Как показал Чартерис (Charteris, 1974), документы Сесила в Хэтфилд-хаусе указывают на частые выплаты ему в период с июня 1607 по апрель 1613 года, которые покрывали проживание, расходы на струнные инструменты, находившиеся на его попечении (включая "лиру"), выплаты в связи с Бой Джорджем Мейсоном, вознаграждение нанятым музыкантам вероятно, для развлечения короля в Солсбери-хаусе в мае 1608 года, "бесплатного подарка ему" в размере 20 фунтов стерлингов на Рождество 1609 года и подарка в размере 10 фунтов стерлингов от второго графа перед его поездкой в Гейдельберг в 1613 году; среди обнаруженных таким образом документов есть несколько с его подписью, которые убедительно доказывают, что знаменитая рукопись его "Правил составления текстов" (US-SM EL 6863) написана рукой Копрарио (см. иллюстрацию). Другими покровителями были Эдвард Сеймур, граф Хартфорд (1539-1621) и Фрэнсис Клиффорд, граф Камберленд (1559-1641). Обри утверждал, что Копрарио "больше всего жил" в уилтширских поместьях Сеймура в Эймсбери и Вулфолле, а Фуллер писал, что Сеймур взял к себе в ученики мальчика Уильяма Лоуза и "воспитывал его за свой счет на этом факультете под руководством своего учителя Джованни Коперарио". Выплаты Клиффорда Копрарио включали 7 фунтов стерлингов в июле 1614 года за "лиро-виолу, отправленную морем в Лондсбро", и 11 фунтов стерлингов в январе 1617 года после "его возвращения из города Рагузин в Италии" (Hulse, 1993). Предположительно, именно для того, чтобы покрыть расходы на поездку в Рагузу (Дубровник), 13 июля 1616 года Тайный совет выдал ему пропуск "на один год в дальние страны для проведения своих личных мероприятий". Еще один годовой пропуск для посещения Германии был выдан 28 июня 1617 года.

Композиция "Траурные песни Кэмпиона: оплакивание безвременной кончины принца Генриха", изданная Копрарио в начале 1613 года, включает элегии, адресованные лично Якову I, королеве Анне, принцу Чарльзу, принцессе Елизавете и курфюрсту Фридриху (которому и была посвящена вся композиция). За сочинение музыки к спектаклю Кэмпиона "Лорды маски", первому из маскарадов, посвященных бракосочетанию принцессы Елизаветы и Фридриха 14 февраля 1613 года, он получил 20 фунтов стерлингов; впоследствии он был одним из тех, кто сопровождал новобрачных в их поездке в Гейдельберг. Позже в том же году он снова сотрудничал с Кэмпионом, для чьего "Маскарада оруженосцев" (который состоялся в декабре по случаю женитьбы графа Сомерсета) он сочинил три песни.

Хокинс установил традицию, согласно которой он "преподавал музыку детям Якова Первого", а Берни - что принц Чарльз был "знатоком игры на виоле да гамба в Коперарио’. Хотя к этим утверждениям следует отнестись с осторожностью, очевидно, что он занял особое место в доме принца Уэльского. В марте 1618 года он получил "за особые заслуги перед своим высочеством" сумму в 50 фунтов стерлингов, а с 25 марта 1622 года ему выплачивалась ежегодная стипендия в размере 40 фунтов стерлингов как одному из рядовых музыкантов принца. Четыре его фантазии, возможно, были частью подарка Филиппу III, заказанного герцогом Букингемским во время предполагаемой женитьбы Карла на испанке в 1623 году (Раш, 1991). В петиции Чарльзу, датированной 12 мая 1625 года, скрипач Джон Вудингтон назвал себя "исполнителем музыки для короля Якова 6 лет и его величества в "музыке Коперарио 3 года". Несомненно, именно в этот период и для ансамбля, к которому принадлежал Вудингтон, Копрарио сочинил "несравненные" сюиты-фантазии, которые, по словам Плейфорда, восхищали Чарльза больше, чем любая инструментальная музыка, и в которых он "прекрасно мог сыграть свою партию на бас-виоле". После своего восшествия на престол в 1625 году Карл назначил Копреарио штатным композитором, должность, которую Феррабоско занял в июле 1626 года "вместо умершего Джона Копреарио’.

К раннему периоду творчества композитора можно отнести итальянские вилланеллы и, что более важно, фантазии или "инструментальные мадригалы" (как лучше назвать большинство из них) из пяти и шести частей, которые впоследствии стали одними из самых знаменитых его произведений. Почти все они имеют итальянские названия, некоторые из которых могут быть идентифицированы как зачатки текстов для мадригала, канцоне или вилланеллы, созданных такими композиторами, как Маренцио, Анерио, Эремита, Горзанис (в чьем "Первом наполитанском сборнике" 1570 года содержалось большинство стихов, использованных для трехчастных вилланелл) и другими. Векки. Из пяти- и шестичастных пьес Копрарио сохранились только три с полностью вставленными текстами: они включают в себя высокохроматические переложения строк из "Песни о прощании" Петрарки и "Пастора Фидо" Гуарини. Открытие (Braun, 1977; Charteris, 1986), что Морицу, ландграфу Гессен-Кассельскому, принадлежал набор рукописных сборников "Мадригалы а. 5. Джованни Копрарио компосте" 1613 года, в какой-то мере подтверждает предположение о том, что большинство других сборников также, должно быть, возникли как мадригалы, жанр который в Англии стал считаться "подходящим для виолончелей или голосов’. В основе его фантазий, состоящих из двух, трех или четырех частей, нет таких явных литературных ассоциаций; действительно, наборы для трех и четырех виол являются классическими примерами этого "главнейшего вида музыки, который создается без частушек". Сохранилось несколько прекрасных идиоматических композиций для лира-виол; Вуд, вслед за Плейфордом, назвал Копрарио "одним из первых авторов, который преподал уроки игры на лире-виолончели и сочинил уроки не только для игры в одиночку, но и для двух или трех лира-виол в паре, что было одобрено многими выдающимися музыкантами". мастерс’. Его фантазии для двух бас-альтов и органа, которые кажутся поздними произведениями и по структуре больше напоминают серьезные полифонические арии, представляют собой новшество в музыкальной текстуре консорта, где орган обеспечивает важное гармоническое и контрапунктическое обогащение. Клавишные играют еще более важную роль в сюитах "Фантазия", "Альман" и "Гальярд" для одной или двух скрипок, бас-виолы и органа; эти пьесы, давшие начало жанру "фантазия-сюита", который процветал вплоть до Реставрации, примечательны не только своей инструментовкой и формальным решением, но и тем, что они демонстрируют четкость линий, ритмическое остроумие и смелую диссонансную трактовку Копрарио на самом высоком уровне.

Копрарио выделяется как оригинальная, влиятельная и образованная фигура в кругу, в который входили младший Феррабоско, Орландо Гиббонс и Томас Лупо. Его песни менее важны, чем инструментальная музыка, хотя похоронные песнопения и траурные песнопения выдержаны в стиле декламационно-элегической риторики, весьма характерном для английского творчества того периода. Для первого он, возможно, написал не только музыку, но и слова (в том числе для "Позволь мне пребывать во тьме"). Вклад в "Слезы и причитания" сэра Уильяма Лейтона - его единственные религиозные композиции. Его трактат "Правила композиции" (который в деталях иногда перекликается с "Новым способом контрапунктического построения четырех частей" Кэмпиона) сохранился в виде голографической рукописи, принадлежавшей Джону Эджертону, по-видимому, до того, как он стал графом Бриджуотерским в 1617 году (см. иллюстрацию).; это в высшей степени ясное и практичное руководство, от первых принципов до изучения "Как поддерживать форму", с прогрессивным подходом, проявляющимся в неординарности некоторых примеров, и в измененной форме ("Правила композиции доктора Блоу", GB-Lbl, Add.30933). он все еще использовался почти 100 лет спустя. Томас Томкинс посвятил ему одну из своих песен, написанных в 1622 году; позже Уильям Лоус воздал своему учителю красноречивую дань уважения в своих сочинениях "Paven of Coprario" для арфы, скрипки, бас-виолы и теорбо (MB, xxi, 1963, 2/1971) и в своих 16 сюитах-фантазиях.

Ноты сочинений Джона (Джованни) Копрарио (Коперарио) на сайте библиотеки IMSLP