Кук, Генри
1615 - 1672
Назад
Генри Кук (Henry Cooke) - Английский певец, руководитель хора и композитор
Родился в 1615 году, Личфилд - умер 13 июля 1672 года, Хэмптон-Корт.
Сразу после реставрации он познакомил хористов Королевской капеллы с итальянскими техниками композиции и пения. Хотя достоинства его собственных сочинений невелики, их влияние было значительным; более того, он был неутомимым и одаренным педагогом, умевшим распознавать молодые таланты, и в его первую группу хористов входили Хамфри, Блоу, Уайз, Тернер, Роберт Смит (i) и Тадвей, которым суждено было стать лидерами расцветающего поколения английских музыкантов, последовавшего за ним он. Кук, вполне возможно, был сыном Джона Кука, басиста из Личфилда, который 16 декабря 1623 года стал "меченосцем" Королевской капеллы и умер 12 сентября 1625 года. Все, что известно о ранних годах жизни Генриха, - это то, что, по словам Энтони Вуда, он "воспитывался в часовне" Карла I и что он нацарапал свою подпись и дату 1642 года на стекле в Иерусалимской палате Вестминстерского аббатства. Примерно в это же время он присоединился к роялистским войскам во время гражданской войны, став сначала лейтенантом, а затем капитаном, и под этим званием он был известен до конца своих дней. В следующий раз о нем упоминают в 1651 году, когда он был указан на титульном листе книги Джона Плейфорда "Музыкальный банкет" в числе "превосходных и способных мастеров" вокала и виолы в Лондоне; а в октябре 1654 года он развлекал гостей, среди которых был и автор дневника Джон Эвелин, пением под свой собственный аккомпанемент на теорбо. 23 мая 1656 года он присоединился к Генри Лоусу, Локку, Чарльзу Коулману и Джорджу Хадсону в создании музыки к спектаклю Давенанта "Первые дни развлечений в Ратленд-Хаусе" с декламациями и музыкой "в духе древних". Поскольку этот театральный эксперимент не вызвал никакого противодействия со стороны кромвелевских властей, Давенант последовал ему позже, в 1656 году, поставив "Осаду Родоса", в которой Кук исполнил партию Солимана и написал музыку ко второй и третьей постановкам. Однако ему по-прежнему приходилось искать работу далеко за пределами Лондона: лорд Хаттон из Кирби-Холла, графство Нортгемптоншир, чьим управляющим был своеобразный композитор-любитель Джордж Джеффрис, нанял Кука в качестве приглашенного музыкального наставника для своих дочерей. Первая запись в архивах лорда-камергера после реставрации отмечает назначение Кука бас-гитаристом в Личную музыкальную палату короля, а позже в том же году он был назначен композитором в частную музыкальную палату и музыкантом для лютни и виргинских инструментов. Уже 29 июня 1660 года он был назначен наставником мальчиков в частной музыкальной школе, и вполне возможно, что именно эти мальчики, числом около четырех человек, составили ядро детей Королевской капеллы, наставником которой Кук был назначен 29 сентября 1660 года. Ему пришлось создавать хоровую секцию для мальчиков с нуля, но к концу десятилетия благодаря его тщательному отбору и строгим методам был создан хор, которому не было равных, и который был идеально оснащен, чтобы способствовать утверждению стиля барокко в английской церковной музыке. В течение первого года своего пребывания на посту воспитателя детей Кук возродил систему воинской повинности в соответствии с королевским указом и 4 июля 1661 года вызвал пятерых мальчиков (один из них почти наверняка был Блоу) из Ньюарка и Линкольна. Помимо подготовки мальчиков к посещению часовни, Кук отвечал за их более широкое музыкальное образование, обучая игре на органе, клавесине, лютне и скрипке, а также за их питание, проживание, одежду и стирку. В течение десятилетия ему приходилось сталкиваться с задержками платежей из казны на содержание всех аспектов его работы в часовне, несмотря на то, что в марте 1667 года музыкальное учреждение было освобождено от серьезного сокращения королевских расходов. 19 января 1668 года Кук не пустил детей в часовню, потому что их одежда была в лохмотьях; Казначеи были шокированы этим и вызвали Кука к себе. Два года спустя ливреи детей снова пришли в негодность, и после подачи петиции Куком был отдан приказ "содержать детей так, как это было до введения сокращений". Платежи, тем не менее, оставались просроченными на годы, и на момент его смерти Кук был должен более 1600 фунтов стерлингов. Кук не только занимал ведущие посты при дворе, но и был известен среди музыкантов города. В 1662 году он был избран помощником гильдии, Корпорации музыки, а позже служил одним из заместителей маршала, дослужившись до звания маршала в 1670 году. Тем временем в 1669 году он покинул Литтл-Санктуарий в Вестминстере и поселился "в дальнем конце Старой Боулинг-аллеи в Хэмптон-Корте’. Однако, по-видимому, он не прекратил исполнять свои обязанности королевского хормейстера, и только 24 июня 1672 года он подал в отставку с поста главы музыкальной корпорации "по болезни’. Он составил свое завещание 6 июля и умер 13 июля. 17 июля он был похоронен в восточном монастыре Вестминстерского аббатства; возможно, именно по этому случаю молодой Перселл сочинил свои надгробные фразы, поскольку они дополняют высказывания самого Кука, образуя полное изложение в подходящих тональностях семи фраз, приведенных в Книге общей молитвы. До Кука умерла одна из его дочерей, Мэри, но у него остались жена и несколько других дочерей, включая Кэтрин, которая позже, в 1672 году, вышла замуж за Пелхэма Хамфри. Самое раннее упоминание о Куке как о композиторе после реставрации было сделано Пеписом, который услышал его гимн в Королевской капелле, "который он сам пел", 12 августа 1660 года. 17 апреля 1661 года Кук сочинил впечатляющий стихотворный гимн для церемонии награждения рыцарей ордена Подвязки в Виндзоре, в котором хоры Королевской часовни и часовни Святого Георгия в Виндзоре сопровождались "громкой инструментальной музыкой... двумя двойными сакбутами и двумя двойными корталами" (Эшмол, 1672).. Менее чем через неделю, 23 апреля, четыре или пять из девяти песен, спетых на коронации Карла II, были написаны Куком. Пепис еще несколько раз упоминал о мастерстве Кука как композитора и певца, приписывая ему "лучшую манеру пения в мире" (Дневник, 27 июля 1661 года); но позже его возмутило "его хвастовство тем, что он разбирается в тембрах и звуках не хуже любого человека в мире". мире, и лучше, чем сэр У. Давенант или кто-либо другой", описал его как "тщеславного хлыща... хотя он так хорошо поет и сочиняет музыку" (Дневник, 13 февраля 1667 года). В дополнение к изложению Никейского символа веры и четырех надгробных фраз, Кук, как известно, сочинил два или три полных гимна и около 30 стихотворных гимнов, из которых сохранилось только 11; в девяти из них есть инструментальные прелюдии и ритурнели. Стихи для солиста или ансамбля, перемежаемые короткими припевами и простыми инструментальными вставками, составляют наиболее характерные черты гимнов Кука. Он использовал сравнительно широкий гармонический словарь, с которым был знаком по итальянской музыке, но по большей части его выразительный потенциал ускользал от него, и его использование хроматизма, хотя иногда и показательное, часто было произвольным. В своих стихах он, по понятным причинам, отдавал предпочтение дискантам и басам, и именно здесь, как правило, можно найти его наиболее эффектные произведения. Гимн "Воздай благодарение" почти на всем протяжении делится на три части - куплеты и припевы, что свидетельствует о мастерстве его собственного хора. Этот интерес к звучности очевиден во многих его гимнах, где разделение (по общему признанию, короткое и бессистемное) одного или нескольких голосов встречается как в припеве, так и в ансамблевых куплетах: например, в финальном аккорде песни "Господи, услышь тебя" басы разделены на пять частей. Инструментальные партии Кука представляют собой бесхитростное подражание формам, встречающимся в английской музыке для маскарадов; некоторые из его гимнов явно предназначены для струнных, но другие, скорее всего, для корнетов и сакбутов. Структуры по большей части фрагментарны, в них очень мало последовательного развития музыкальных идей, но он первым применил несколько важных приемов, которые впоследствии стали характерными для гимна Реставрации: включение самостоятельных, а не просто вступительных инструментальных фрагментов; повторение вступительной симфонии в середине произведения. гимн; чередование тройного такта с вездесущим до сих пор двойным; и использование последовательности сольных или ансамблевых куплетов, обычно контрастирующих по текстуре или вокальному оформлению, вместо обычного чередования куплетов и припева, характерного для гимнов до реставрации. Он также ввел в Англии принцип пространственного разделения: впервые он использовал его в своих гимнах к коронации Карла II, на котором, по словам очевидца, хор в полном составе, группа солистов и скрипичный оркестр "отвечали поочередно" с разных галерей, в то время как партитура с автографом другого из в его гимнах содержатся указания о том, что вокальные солисты и инструменталисты должны располагаться "вверху" и "внизу", предположительно в Королевской капелле с галереей. Однако, несмотря на эти новаторские черты, гимны Кука - это прежде всего вклад певца, и его старшим ученикам оставалось дополнить их общие очертания более убедительными и творческими музыкальными идеями. Три его придворные оды повторяют узоры и пропорции его стихотворных гимнов со струнными, а его песни представляют собой непритязательные миниатюры, не имеющие ничего общего со стилем минорной музыки позднего периода Содружества.
Ноты сочинений Генри Кука на сайте библиотеки IMSLP