Конти, Франческо Бартоломео
1681 или 1682 - 1732

Назад

Франческо Бартоломео Конти (Francesco Bartolomeo Conti) - Итальянский теолог и композитор

Родился 20 января 1681 или 1682 года, Флоренция - умер в июле 1732 года, Вена. 

Письма, адресованные Фердинандо Медичи в период с 1699 по 1701 год, свидетельствуют о том, что еще до начала века Конти пользовался большим уважением за свои выступления в качестве теолога во Флоренции, Ферраре и Милане. Слухи о его виртуозной игре распространились за пределы Италии, и к 1701 году двор Габсбургов в Вене предложил ему должность младшего теориста с таким же жалованьем, какое выплачивалось главному теористу Орацио Клементи. Конти занимал этот пост с 1701 по 1708 год, за исключением периода с октября 1706 по июль 1707 года, когда его имя отсутствует в записях. После смерти Клементи в августе 1708 года он был назначен главным теорбистом и занимал эту должность до тех пор, пока болезнь не вынудила его уйти в отставку в 1726 году. Двор с трудом выбрал его преемника; в январе 1727 года был назначен Иоахим Сарао из Неаполя. Конти также был высококвалифицированным исполнителем на мандолине и написал одну из самых ранних сонат для этого инструмента. Однако в венских источниках о его карьере исполнителя на обоих инструментах почти ничего не известно. О масштабах его деятельности в качестве солиста можно судить по сообщениям лондонской газеты Daily Courant, которые подтверждают, что "синьор Франческо" участвовал в благотворительном концерте в мае 1703 года, развлекал королеву Анну при дворе в марте 1707 года и представил широкой публике программу теорбо и музыки на мандолине в апреле 1707 года. В 1708 году он был избран членом Филармонической академии в Болонье, а ближе к концу своей карьеры получил звание "первого теорбиста мира" за участие в постановке оперы Дж. Дж. Фукса "Констанца и фортецца" в Праге в 1723 году. Используя мандолину и теорбо в качестве обязательных инструментов в нескольких своих операх, кантатах и ораториях, Конти создал дополнительные возможности для виртуозного исполнения. Исполнение "Галатеи вендикаты" в 1719 году - единственный случай, когда он соединил два инструмента в одном музыкальном номере; это произошло за пять дней до того, как его сын Иньяцио получил назначение при дворе, что позволяет предположить, что уникальная партитура была предназначена для исполнения отцом и сыном. Задолго до того, как Габсбурги официально признали Конти композитором, он отличился при дворе несколькими успешными исполнениями своей музыки, в том числе оперой "Клотильда", предположительно написанной к карнавалу 1706 года, хотя, как известно, не сохранилось ни партитуры, ни каких-либо свидетельств современников о постановке. Остатки оригинальной партитуры сохранились в версии пастиччо "Клотильда", которая в 1709 году была поставлена по меньшей мере семь раз в Королевском театре в Лондоне. Они также звучат в опере Генделя "Pasticcio Ormisda", впервые исполненной в Лондоне 4 апреля 1730 года. Еще одним таким произведением была оратория "Иль Джозефо", текст которой был написан в честь императора Иосифа I, чья коронация состоялась в марте 1706 года. По прошествии четырех лет Конти представил ко двору ораторию (1710) и оперу (1711), прежде чем его попросили заполнить вакансию, образовавшуюся в результате повышения Дж. Дж. Фукса до должности заместителя капельмейстера. Его назначение в 1713 году придворным композитором дало ему право получать две стипендии: одну как композитора, другую как теорбиста, что в совокупности сделало его одним из самых высокооплачиваемых музыкантов Вены. Его финансовое положение еще больше укрепилось после второго и третьего браков, оба с придворными примадоннами. Конти был женат трижды. После смерти своей первой жены Терезии (Кюглер) в апреле 1711 года он женился на богатой примадонне Марии Ландини, вдове с тремя детьми. Она не только унаследовала состояние своего мужа, но и была самым высокооплачиваемым музыкантом в Вене того времени. С 1714 по 1721 год она исполняла главные партии в каждой из опер Конти. После ее смерти в 1722 году должность примадонны оставалась вакантной до 1724 года, когда двор назначил на нее Марию Анну Лоренцани. Она исполнила главные партии в трех операх Конти и стала его третьей женой в апреле 1725 года. В 1726 году Конти заболел и к 1729 году уехал из Вены в Италию. Предположительно, он вернулся во Флоренцию, где у него был дом и другая собственность. К 1732 году он вернулся в Вену и представил при дворе две новые работы перед своей смертью в июле того же года. О значимости Конти как композитора светской драматической музыки для двора можно судить по мероприятиям, на которых исполнялась его музыка. Например, опера, поставленная во время карнавального сезона, была признана главной музыкальной постановкой года. Это было полнометражное произведение (в трех- или пятиактном исполнении), и его неоднократно ставили. В период с 1714 по 1725 год Конти написал все карнавальные оперы, кроме одной. (Калдара, служивший при дворе в тот же период, был вынужден ждать этой чести до 1726 года, и то только потому, что Конти был болен; когда в 1732 году Конти вернулся к своим обязанностям, Кальдаре снова пришлось отойти в сторону.) Конти также писал драматические произведения в честь дней рождения и именин членов императорской семьи, и снова он обладал монополией на некоторые из этих мероприятий: почти каждый год с 1713 по 1726 год он писал музыку в честь дня рождения или именин императрицы Елизаветы Кристины. Конти сотрудничал с несколькими либреттистами, в частности со Стамплильей, Париати, Зеноном и Метастазио. Многие либретто Париати предлагали Конти возможности для воплощения комедии на сцене; из всех их совместных работ, пожалуй, наиболее известна трагикомедия "Дон Чисотте в Сьерра-Морене" (1719). Эта сатира на оперу-сериал и ее героические арии, ставшая популярной благодаря многочисленным постановкам за пределами Вены (главным образом в Гамбурге и Брауншвейге) в период с 1720 по 1737 год. Склонность Конти к комедии и пародии, а также его мастерство в написании басовых арий-буффонад нашли выражение в его многочисленных интермеццо. Еще в 1714 году он поставил на императорской сцене "Доримену, Тубероне" - серию интермеццо из оперы Пастиччо "Атенаида" М.А. Зиани, Негри и Кальдары. "Доримена, Турберона", вполне возможно, была первым интермеццо, когда-либо поставленным в Вене независимо от принимающей оперы, и когда в 1719 году они были повторены в Гамбурге, там, возможно, также начали ставить независимые интермеццо. В период с 1715 по 1718 год Париати и Конти сотрудничали по меньшей мере еще в четырех постановках интермеццо, и эти оперы, а также их трагикомедии (включавшие несколько запоминающихся комических сцен) пользовались большим спросом за пределами Вены, особенно в Дрездене, Гамбурге, Бреслау и Брауншвейге. Чтобы сделать их доступными для немецкоговорящей аудитории, Кайзер, Телеман, Маттесон и другие переводили, редактировали и даже пиратски публиковали оригинальные партитуры. Благодаря этим постановкам музыка Конти оказала влияние на значительную группу композиторов. Склонность Конти к драматизму нашла выражение и в его духовной музыке. Десять его ораторий стилистически близки к духовным операм, в которых акцент делается на солиста, а не на хор. Его разнообразное исполнение хора лучше всего видно в коротких светских драматических произведениях, таких как "Галатея", где хор выступает в качестве пролога, эпилога, комментатора и участника. Однако в этих оперных хорах нет величественного фугального звучания, присущего хорам ораторий. Конти сочинил несколько вариантов исполнения мессы в стиле концертато с полным составом оркестра, хора и солистов и, возможно, был первым, кто сочинил так называемую мессу "Кредо", где слово "кредо" повторяется снова и снова на фоне литургического текста. Хотя при жизни Конти прославился как театральный композитор, именно как церковный композитор его имя было увековечено на более чем 150 лет благодаря неоднократному использованию его Missa Sancti Pauli в Шоттенкирхе, Вена. Сочинение Конти "Languet anima mia" сохранилось в виде набора из 11 частей и партитуры, которые частично являются автографами И.С. Баха. Партитура датируется 1716 годом, когда Бах был в Веймаре, но он не исполнял эту музыку до тех пор, пока не оказался в Кетене, где к партитуре были добавлены гобои. Бах снова исполнил эту музыку в Лейпциге, переставив партию continuo, чтобы приспособить ее к более низкой тональности органа. Хотя Конти уделял особое внимание сочинению интересных арий для партии баса и баритона в своих операх и ораториях, большинство его камерных вокальных произведений предназначены для соло сопрано. Многие из его кантат требуют аккомпанемента только в стиле бассо континуо, но многие из них сопровождаются оркестром, в том числе различными инструментами-облигато. Его "L'Istro", написанное в 1719 году для свадебных торжеств Марии Жозефы, дочери императора Иосифа I, и наследного принца Фридриха Августа Саксонского, отличается грандиозностью: увертюра и две арии написаны для труб, гобоев, литавр и струнных инструментов. В музыкальном стиле Конти стремление к экспериментам сочетается с четкостью замысла, выраженной тематическими и тональными принципами. Нигде это не проявляется так ярко, как в его увертюрах и ариях. В увертюрах он развил концепции, которые превратились в полностью узнаваемые сонатные формы как в первой, так и в третьей частях в традиционном стиле "быстро-медленно-быстро". В ариях его использование принципа ритурнелло в структурах da capo приближает его музыку к классическому стилю. Аккомпанементы к ариям исключительно разнообразны по фактуре и звучанию. Его предпочтение фаготу и нижним струнным (баритон, виола да гамба, виолончель) в качестве обязательных инструментов распространяется даже на альт, который выступает на первый план как сторонник мелодического материала в Мелеагро и как сторонник гармонической основы в Тесео.

Ноты сочинений Франческо Бартоломео Конти на сайте библиотеки IMSLP