Комес, Хуан Баутиста
1568 - 1643

Назад

Хуан Баутиста Комес (Juan Bautista Comes) - Испанский композитор

Родился в 1582 году, Валенсия - умер 5 января 1643 года, Валенсия. 

Он был одним из пяти детей Гаспара Комеса, изготовителя сабо, и Иеронимы Вильяфранка. Хуан Баутиста был певчим в кафедральном соборе Валенсии с 1594 по 1 августа 1596 года. Возможно, в 1602 году он работал органистом и хормейстером в Суэке (Валенсия), а с 1605 по 1608 год работал певцом в кафедральном соборе Лериды, а затем маэстро де Капилья. Он вернулся в Валенсию в 1608 году в качестве вице-маэстро Капильи в Реальном колледже Корпус-Кристи (Патриархия), а 20 апреля 1613 года был назначен маэстро капильи в кафедральном соборе Валенсии. Комес был рукоположен в сан настоятеля 15 мая 1615 года, а три года спустя он был назначен наместником королевской капеллы в Мадриде. Его сохранившиеся письма свидетельствуют о том, что он скучал по жизни в Валенсии, а платежные ведомости указывают на то, что в период с 1622 по 1626 год он трижды отсутствовал в королевской часовне, на периоды от нескольких месяцев до более чем полутора лет. Несмотря на дополнительную "площадь Боргуньи", присужденную ему судом, 29 июня 1628 года он навсегда вернулся в Валенсию в качестве маэстро де Капилья в Патриархате, а 16 октября 1632 года был вновь назначен маэстро кафедральным собором Валенсии. В 1638 году он был освобожден от обязанностей, связанных с мальчиками из церковного хора, сохранив при этом свое жалованье в полном объеме, и власти продолжали оплачивать лечение и другие личные расходы, даже возместив его наследникам около 400 либр (за вычетом стоимости некоторых займов) за композиции, которые он завещал собору после своей смерти. Он был похоронен в пантеоне священников в кафедральном соборе Валенсии.

Сохранилось около 215 сочинений Комеса, многие из которых написаны для двух-четырех хоров. Его часто цитируемый "Dixit Dominus" из 17 частей содержит инструментальные указания, в то время как в других произведениях указаны имена солистов для каждой части в трех из четырех хоров. Переработанная им "Страсть по Матфею" Яна Наско добавляет или убирает отдельные части или разделы, чтобы отразить количество персонажей в повествовании. Его античная миса в стиле "Exsultet caelum" содержит удивительные гармонические пассажи, в то время как две его пародийные мессы, "Iste confessor" и "Ad instar praelii constructa" (обе с продолжением), используют мессы (а не мотеты) в качестве образцов, а именно мессу Палестрины "Iste confessor" и мессу Виктории "pro victoria" соответственно. Почти половина из дошедших до нас произведений Комеса - это переложения религиозных испанских текстов, таких как "вильянсико" или "тонады". В них есть разделы для сольного голоса (ов) и хора, а также используются народные и серьезные музыкальные стили в необычной трехчастной структуре.

Ноты сочинений Хуана Баутисты Комеса на сайте библиотеки IMSLP