Комес, Хуан Баутиста
1582 - 1643
Назад
Comes, Juan Bautista
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Хуан Баутиста Комес был испанским композитором. Он был одним из пяти детей Гаспара Комеса, изготовителя деревянной обуви, и Иеронимы Вильяфранки. Хуан Баутиста был певчим в соборе Валенсии с 1594 года до 1 августа 1596 года. Возможно, он работал органистом и руководителем хора в Суэке (Валенсия) в 1602 году и служил в соборе Лериды между 1605 и 1608 годами в качестве певца, а затем руководителя капеллы. Он вернулся в Валенсию в 1608 году в качестве заместителя руководителя капеллы в Королевской коллегии Тела Христова (Патриарха), а 20 апреля 1613 года был назначен руководителем капеллы собора Валенсии. Комес был рукоположен в приоры 15 мая 1615 года, а три года спустя он был назначен заместителем руководителя королевской капеллы в Мадриде. Его сохранившиеся письма позволяют предположить, что он скучал по жизни в Валенсии, а записи о выплатах указывают, что он отсутствовал в королевской капелле три раза между 1622 и 1626 годами на периоды от нескольких месяцев до более чем полутора лет. Несмотря на дополнительную должность при дворе, он вернулся на постоянное жительство в Валенсию в качестве руководителя капеллы в Патриархе 29 июня 1628 года и был вновь принят на должность руководителя собором Валенсии 16 октября 1632 года. В 1638 году он был освобожден от обязанностей, связанных с хористами, сохранив при этом полный оклад, и власти продолжали оплачивать медицинское лечение и другие личные расходы, даже возместив его наследникам около четырехсот ливр (за вычетом стоимости определенных займов) за сочинения, которые он завещал собору после своей смерти. Он был похоронен в пантеоне священников в соборе Валенсии.
Около двухсот пятнадцати сочинений Комеса сохранилось, многие из которых написаны для двух-четырех хоров. Его часто упоминаемый "Dixit Dominus" на семнадцать голосов содержит указания для инструментов, в то время как другие произведения включают имена солистов для каждой партии в трех из четырех хоров. Его переработка "Страстей по Матфею" Яна Наско добавляет или убирает голоса или разделы, чтобы отразить количество лиц в повествовании. Его месса в стиле антико "Exsultet caelum" содержит удивительные гармонические ходы, в то время как его две мессы-пародии, "Iste confessor" и "Ad instar praelii constructa" (обе с бассо континуо), используют в качестве моделей сами мессы (а не мотеты), а именно мессу "Iste confessor" Палестрины и мессу "Pro victoria" Виктории соответственно. Почти половина сохранившихся произведений Комеса — это обработки благочестивых испанских текстов в виде вильянсико или тонад. Они содержат разделы для сольного голоса (голосов) и хора и используют народноподобный и серьезный музыкальные стили в необычной трехчастной структуре. Его творчество представляет собой синтез строгой полифонической традиции Высокого Возрождения, унаследованной от Палестрины и Виктории, и более современных барочных тенденций, таких как использование бассо континуо, концертантного стиля с несколькими хорами и включение элементов испанской народной и популярной религиозной музыки. Это делает его ключевой фигурой в переходе от ренессансной к барочной эстетике в испанской музыке.
Мессы и Страсти
Прочие сочинения
Духовная музыка (на латыни)
Духовная музыка (на испанском языке)
Ноты сочинений Хуана Баутисты Комеса на сайте библиотеки IMSLP