Колонна, Джованни Паоло
1637 - 1695

Назад

Джованни Паоло Колонна (Giovanni Paolo Colonna) - Итальянский композитор, педагог, органист и органный мастер

Родился 16 июня 1637 года, Болонья - умер 28 ноября 1695 года, Болонья. 

Он был сыном известного изготовителя органов из Брешии Антонио Колонны (он же Даль Корно) и Франчески Динарелли и сам стал активным специалистом в области органного дела. В молодости он брал уроки игры на органе в Болонье у Агостино Филипуччи, а затем отправился в Рим изучать композицию у Аббатини, Беневоли и Кариссими. Там он овладел техникой полихорального письма, которая стала характерной чертой его позднего творчества. Находясь в Риме, он, возможно, некоторое время был органистом в церкви Святого Аполлинария. Он вернулся в Болонью, приобрел все большую репутацию композитора и в сентябре 1658 года был назначен вторым органистом в Сан-Петронио (хотя приступил к своим обязанностям только в декабре 1659 года). В 1661 году он стал единственным органистом, но вернулся на свой прежний пост, когда К.Д. Коссони был назначен первым органистом в 1662 году. 11 февраля 1662 года он женился на Лауре Феличе Чекки в церкви Святого Николы ди Феличе; у них родилось двое сыновей, Джованни Антонио и Джованни Доменико (дон Сильвио). После смерти своего отца в том же году Колонна сменил его на посту настройщика и смотрителя органов в Сан-Петронио. 7 ноября, через три года после ухода Каццати, он был назначен маэстро капеллы и занимал этот важный пост до самой смерти. Он также был маэстро капеллы в церкви Мадонны ди Галлиера (1673-88) и в соборе Святого Джованни в Монте (1689-90). Между 1680 и 1694 годами Колонна активно участвовал в сочинении ораторий и создании органов для Франческо II д'Эсте, с которым он регулярно переписывался. Он также работал на маркиза Ипполито Бентивольо Феррарского, был экспертом по инструментам у Рануччо Иль Фарнезе, герцога Пармского, и сочинял светские кантаты для двора Медичи во Флоренции. В 1666 году он стал одним из основателей Болонской филармонической академии, был избран ее директором в 1672 году и переизбирался в 1674, 1685 и 1691 годах. Биографы часто ссылаются на знаменитый спор, который произошел в переписке в 1685 году, когда Колонна вместе с Маттео Зани, Антимо Либерати, Джованни Баттиста Витали и другими обвинили Корелли в Риме в написании параллельных 5-х нот в аллеманде третьей сонаты его соч.2. Колонна оказался сильнее в споре, и это привело к охлаждению отношений и еще большему разделению между болонской и римской школами. Летом 1694 года Колонна отправился в Рим, пытаясь восстановить там свою репутацию, и посвятил свою третью книгу псалмов, соч.11, папе Иннокентию XII. Папа римский предложил ему должность маэстро капеллы в соборе Святого Петра в Ватикане, но Колонна отказался, возможно, по состоянию здоровья. После продолжительной болезни его смерть была торжественно отмечена в соборе Святого Петронио. Среди его учеников были Клари, Джованни Бонончини (сын), Джакомо Чезаре Предьери, Сильвани, Г.Ф. Този, Фиоре, Черичи и Урио. Он был широко признан при жизни и в 18 веке как один из самых выдающихся итальянских церковных музыкантов. Колонна был важным композитором ораторий, стоявших между Кариссими и Генделем, но до наших дней дошло только восемь из них. Благодаря особой договоренности с императором Габсбургов Леопольдом I, который заказал по экземпляру каждого из своих священных трудов (наиболее интересной и обширной части его творчества), 83 из них хранятся в Национальной библиотеке Вены. Многие неопубликованные произведения представляют собой тщательно продуманные переложения мессы и вечерних псалмов для одного или двух хоров, солистов и оркестра, иногда с трубами, которые были особенностью "Сан-Петронио". Опубликованные произведения для двойного хора часто снабжены двумя отдельными партиями для органа continuo, предназначенными для исполнения на двух органах Сан-Петронио, хотя рукописные версии (в I-Bsp) этих композиций в стиле антико показывают, что они были исполнены с использованием струнных инструментов colla parte, корнеттов и тромбонов. Искусный и живой контрапункт, гармонично и фактурно сочетающийся с особенно резонирующей акустикой Сан-Петронио, является основной чертой большинства работ Колонны. Его "Мессе и концерт Сальми", соч.10, являются одними из лучших его зрелых печатных работ. Струнный аккомпанемент больше не дублирует вокальные партии, как в более ранней итальянской концертной музыке, и приобрел стиль инструментального концерта с его открытыми полуколебаниями. Сборники сольных песнопений, соч.2, и двух- и трехчастных песнопений, соч.3, по сути, представляют собой церковные кантаты в римской традиции Кариссими и Бонифацио Грациани, демонстрирующие энергичный контрапункт и свежие и привлекательные мелодии; они явно предвосхищают стиль камерных кантат Генделя. В отличие от своих непосредственных итальянских предшественников, Колонна умел растягивать фразы и удлинять целые разделы благодаря уверенному пониманию гармонии, действующей в рамках тональной системы. В своей более поздней хоровой музыке он часто использовал паузы и вторые-седьмые аккорды, которые в произведениях, написанных во многих частях, производят богатый и часто трогательный эффект.

Ноты сочинений Джованни Паоло Колонны на сайте библиотеки IMSLP