Колонна, Джованни Паоло
1637 - 1695
Назад
Colonna, Giovanni Paolo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Паоло Колонна был итальянским композитором, учителем, органистом и органным мастером. Он был сыном известного органного мастера из Брешии, Антонио Колонны (также известного как Даль Корно), и Франчески Динарелли, и сам стал активным специалистом по строительству органов. В юности он брал уроки игры на органе в Болонье у Агостино Филиппуччи, а затем отправился в Рим изучать композицию у Аббатини, Беневоли и Кариссими. Там он усвоил технику полихорального письма, которая стала prominent чертой его позднего творчества. Находясь в Риме, он, возможно, какое-то время был органистом в церкви Сан-Аполлинаре. Он вернулся в Болонью, пользовался растущей репутацией композитора и был назначен вторым органистом в базилике Сан-Петронио в сентябре 1658 года (хотя он не приступил к своим обязанностям до декабря 1659 года). В 1661 году он стал единственным органистом, но вернулся на свою прежнюю должность, когда Карло Джузеппе Коссони был назначен первым органистом в 1662 году. Одиннадцатого февраля 1662 года он женился на Лауре Феличе Чекки в церкви Сан-Никола-ди-Сан-Феличе; у них было два сына, Джованни Антонио и Джованни Доменико (дон Сильвио). После смерти его отца в том же году Колонна сменил его на посту настройщика и смотрителя органов в Сан-Петронио. Седьмого ноября, три года после ухода Каццати, он был назначен руководителем капеллы и занимал этот важный пост до своей смерти. Он также был руководителем капеллы в церкви Мадонна-ди-Галльера (1673–1688) и в церкви Сан-Джованни-ин-Монте (1689–1690).
Джованни Паоло Колонна был одним из ведущих композиторов болонской школы второй половины семнадцатого века. Усвоив в Риме технику полихорального письма, он стал мастером масштабных духовных произведений для нескольких хоров и оркестра, что особенно проявляется в его псалмах и мотетах, написанных для базилики Сан-Петронио. Между 1680 и 1694 годами Колонна активно участвовал в сочинении ораторий и строительстве органов для Франческо Второго д'Эсте, с которым регулярно переписывался. Он также работал для маркиза Ипполито Бентивольо из Феррары, служил экспертом по инструментам для Рануччо Второго Фарнезе, герцога Пармского, и сочинял светские кантаты для двора Медичи во Флоренции.
В 1685 году Колонна вместе с другими болонскими музыкантами вступил в знаменитую полемику с Арканджело Корелли, обвинив того в использовании параллельных квинт в одной из сонат. Колонна проиграл в этом споре, что привело к охлаждению отношений и большему разделению между болонской и римской школами. Летом 1694 года Колонна совершил поездку в Рим в попытке восстановить свою репутацию там и посвятил свою третью книгу псалмов, соч. 11, папе Иннокентию Двенадцатому. Папа предложил ему пост руководителя капеллы в соборе Святого Петра в Ватикане, но Колонна отказался, возможно, по состоянию здоровья. Он был широко признан при жизни и в восемнадцатом веке как один из самых выдающихся итальянских церковных музыкантов. Его стиль характеризуется монументальностью, мастерским контрапунктом и эффективным использованием инструментальных и вокальных ресурсов, типичным для величественной барочной духовной музыки.
Джованни Паоло Колонна был важным композитором ораторий между Кариссими и Генделем, но сохранилось только восемь из них. Благодаря особой договоренности с императором Габсбургов Леопольдом Первым, который заказал копию каждого из его духовных сочинений, восемьдесят три из них сохранились в Национальной библиотеке в Вене. Многие неопубликованные работы представляют собой сложные концертные обработки мессы и вечерних псалмов для одного или двух хоров, солистов и оркестра, иногда включая трубы, которые были особой чертой базилики Сан-Петронио.
Искусный и оживленный контрапункт, хорошо адаптированный по гармонии и фактуре к особенно резонирующей акустике Сан-Петронио, является основной чертой большинства работ Колонны. Его "Мессы и концертные псалмы", соч. 10, относятся к числу лучших его зрелых печатных работ. Струнные аккомпанементы больше не рабски дублируют вокальные линии, как в более ранней итальянской концертной музыке, а переняли стиль инструментального концерта с его подвижными шестнадцатыми нотами. Сборники сольных мотетов, соч. 2, и мотетов на два и три голоса, соч. 3, по сути являются церковными кантатами в римской традиции Кариссими и Бонифацио Грациани, демонстрируя оживленный контрапункт и свежие привлекательные мелодии; они явно предвосхищают стиль камерных кантат Генделя. В отличие от своих непосредственных итальянских предшественников, Колонна был способен развивать свои фразы и удлинять целые разделы благодаря уверенному владению гармонией, функционирующей в рамках тональной системы. В своей поздней хоровой музыке он часто использовал задержания и побочные септаккорды, которые в произведениях, написанных для многих голосов, производят насыщенный и часто трогательный эффект.
Духовная музыка (опубликованные сборники)
Оратории
Светская сценическая музыка
Прочие светские сочинения
Ноты сочинений Джованни Паоло Колонны на сайте библиотеки IMSLP