Коллин де Бламон, Франсуа
1690 - 1760

Назад

Франсуа Коллин де Бламон (François Collin de Blamont) - Французский композитор

Родился 22 ноября 1690 года, Версаль - умер 14 февраля 1760 года, Версаль. 

Сначала учился у своего отца, Николя Колина, ординатора королевской музыки. В 17 лет он поступил на работу к герцогине Мэн, недолго участвуя в ее знаменитых ночных клубах. Ранняя кантата "Цирке" произвела на Лаланда такое сильное впечатление, что он согласился обучать молодого композитора, который много лет спустя написал трогательную дань уважения этому "тщательному обучению" (напечатана как предисловие к мотетам Лаланда, изд. 1729). В 1709 году Коллин был назначен главным архитектором королевской капеллы. Дружба с Фаганом, управляющим финансами, помогла ему занять пост управляющего музицирующей палатой (19 ноября 1719 года), сменив Дж. Б. Люлли сына. После смерти Лаланда он был назначен камерным мастером (1 июля 1726 года). Совместно с Дестушем Коллен организовывал и сочинял музыку для частных концертов в Версале и Марли, некоторые из которых давались для короля, другие - для королевы. В декабре 1750 года Людовик XV пожаловал ему дворянские грамоты – честь, которой удостаивались только пять композиторов. 8 мая 1751 года он стал кавалером ордена Святого Мишеля. Большая часть его музыки была написана для сцены. На праздниках в честь королевских рождений и бракосочетаний. Что еще более важно, Коллин и Фюзелье создали балет "Героика" со своими "Праздниками греков и римлян" (1723), который они назвали "балетом нового времени". Постановка сразу же приобрела успех и возобновлялась вплоть до 1770 года. Что касается возрождения 1733 года, то "Меркюр" сообщил: "Никогда еще возрождение оперы не было таким блестящим и встречалось такими аплодисментами". Ни более поздние балеты "Героика", ни "Пастораль"Диана и Эндимион" (1731) не могли сравниться по успеху с более ранними работами. Коллин также сочинял кантаты и сборник песнопений, в который входит "Te Deum", написанное к посвящению Людовика XV в 1726 году; оно очень похоже на "Te Deum" Лаланда и, как и это произведение, существует в двух версиях. Музыка Коллина соответствует эстетике его времени и места, которую он поддержал в конце жизни в "Очерке о древних и современных музыкантах Франсуазы" (1754), полемике, направленной главным образом против Руссо. Его сценическая музыка следует традициям классических опер-балетов и дивертисментов. Хотя Коллену и не хватало мелодического изящества Муре, он обладал типичной для французов чувствительностью к инструментальному колориту, что можно увидеть в рондо для двух фаготов из “Возвращения смерти”; ария "Я хочу свободы" ("Диана и Эндимион") для двух флейт и сопрано со скрипкой в качестве баса; и "Лур" из “Дианы и Эндимиона” с независимыми партиями для двух фаготов, скрипок, гобоя и флейты. Его кантаты в равной степени основаны на французских и итальянских источниках. Есть драматические симфонии, напоминающие те, что звучат во французской опере (например, "Темпе" из “Дидоны”); в то время как речитативы, такие как "C'est ainsi" из переработанной версии “Цирцея”, представляют собой французские "оперные" монологи с тирадами для солирующих инструментов. В то же время предпочтение отдается арии да капо, которая теперь получила название "ариетта", а также ритурнелям с зажигательными ритмами, мелодическими формами и гармоническими приемами итальянского концерта.

Ноты сочинений Франсуа Коллина де Бламона на сайте библиотеки IMSLP