Коллен де Бламон, Франсуа
1690 - 1760
Назад
Collin de Blamont, François
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франсуа Коллен де Бламон был французским композитором. Первоначальное образование он получил у своего отца, Николя Коллена, придворного музыканта короля. В семнадцать лет он поступил на службу к герцогине Мэн, кратковременно участвуя в ее знаменитых "Ночах в Со". Ранняя кантата "Цирцея" так впечатлила Мишеля-Ришара Делаланда, что он согласился учить молодого композитора, который годы спустя написал трогательную дань уважения этому "тщательному наставлению" (напечатано как предисловие к мотетам Делаланда, издание 1729 года). Коллен был назначен высоким тенором в королевской капелле в 1709 году. Дружба с интендантом финансов Фаганом помогла ему получить должность суперинтенданта камерной музыки (19 ноября 1719 года), сменив Жана-Батиста Люлли-сына. После смерти Делаланда он был назначен руководителем камерной музыки (1 июля 1726 года). Вместе с Андре Кардиналом Дестушем Коллен организовывал и сочинял музыку для частных концертов в Версале и Марли, некоторые из которых давались для короля, другие — для королевы. В декабре 1750 года Людовик Пятнадцатый пожаловал ему дворянскую грамоту — честь, оказанная лишь пяти композиторам. Восьмого мая 1751 года он стал кавалером ордена Святого Михаила.
Большая часть его музыки была сочинена для сцены. Произведения по случаю прославляли королевские рождения и браки. Что более важно, Коллен и Фюзелье создали героический балет своим произведением "Греческие и римские празднества" (1723), которое они охарактеризовали как балет "совершенно нового рода". Работа имела немедленный успех и возобновлялась вплоть до 1770 года. Относительно возобновления 1733 года "Меркюр де Франс" сообщал: "никогда еще возобновление в Опере не было более блестящим или более аплодируемым". Ни более поздние героические балеты, ни героическая пастораль "Диана и Эндимион" (1731), не смогли соперничать с успехом более ранней работы. Коллен также сочинял кантаты и книгу мотетов, которая включает "Te Deum", написанный для коронации Людовика Пятнадцатого в 1726 году; он тесно смоделирован на "Te Deum" Делаланда и, как и то произведение, существует в двух версиях. Его творчество развивалось в русле французской придворной традиции, сочетая величественный стиль Большого века с более легкими и галантными элементами, характерными для эпохи Регентства и правления Людовика XV.
Музыка Коллена соответствует эстетике его времени и места, которую он поддерживал в поздние годы в "Опыте о старых и новых вкусах французской музыки" (1754), полемическом труде, направленном в основном против Руссо. Его сценическая музыка следует традиции дорамоновских опер-балетов и дивертисментов. Хотя ему не хватало мелодической грации Мурэ, Коллен обладал типичной французской чувствительностью к инструментальному колориту, что можно видеть в Рондо для двух фаготов из "Возвращения богов" (сцена IV); арии "Я могу на свободе" ("Диана и Эндимион", акт 5, сцена III), оркестрованной для двух флейт и сопрано со скрипкой в качестве "баса"; и Луре из "Дианы и Эндимиона" (акт 3, сцена V) с независимыми партиями для двух фаготов, скрипок, гобоя и флейты. Его кантаты в равной степени опираются на французские и итальянские источники. Встречаются драматические симфонии, напоминающие таковые во французской опере (например, "буря" из "Дидоны", книга 1); в то время как речитативы, подобные "Вот так" из переработанной версии "Цирцеи" (книга 3), являются французскими "оперными" монологами с тирадами для солирующих инструментов. В то же время предпочтение отдается арии да капо, теперь натурализованной как "ариетта", а также имеются ритурнели с энергичными ритмами, мелодическими оборотами и гармоническими приемами итальянского концерта.
Его творчество представляет собой синтез французской и итальянской стилистик, характерный для французской музыки первой половины XVIII века. Сохраняя верность национальной традиции в области декламации и структурных форм, таких как опера-балет, он адаптировал итальянские мелодические и ритмические идеи, что отражало общую эволюцию музыкального вкуса в этот период.
Сценические произведения
Утерянные дивертисменты
Прочие светские вокальные сочинения
Духовная музыка
Письменные труды
Ноты сочинений Франсуа Коллена де Бламона на сайте библиотеки IMSLP