Коллассе, Паскаль
1649 - 1709

Назад

Паскаль Коллассе (Pascal Collasse) - Французский композитор

Родился 22 января 1649 года, Реймс - умер 17 июля 1709 года, Версаль. 

К 1651 году его семья переехала из Реймса в Париж. Он стал мальчиком из церковного хора в церкви Святого Павла и завершил свое образование в Коллеж де Наварра. В 1677 году он сменил Лаллуэтта на посту секретаря Ж.-Б. Люлли (i) и помощника дирижера Парижской оперы, которые занимал в течение десяти лет. Его главной работой для Люлли было сочинение "внутренних голосов", в которых Люлли использовал только партии сопрано и баса для некоторых фрагментов своих опер. Мощная поддержка Люлли практически гарантировала ему должность в королевской капелле во время конкурса 1683 года на четырех су-мэтров, которые должны были заменить Дю Мон и Пьера Робера: были названы имена Колласса, Миноре, Гупийе и М.-Р. де Лаланда, причем Коллассу было предоставлено полугодовое обучение, начинавшееся в апреле. Он оставался в часовне до 1704 года, когда ему была назначена пенсия в размере 900 ливров. 8 января 1685 года он сменил Дю Мона на посту камерного композитора; он делил этот пост с Лаландом. В 1689 году он женился на Блазине Беран, дочери Жана Берана, сценографа Люлли. После смерти Мишеля Ламбера в 1696 году Колласс был назначен метрдотелем музыкальной палаты и метрдотелем пажей; последнюю должность он занимал до самой своей смерти. Он также продолжал сотрудничать с Королевской академией музыки как оперный композитор, и в 1698 году ему была назначена пенсия в размере 3000 ливров.

Вскоре после смерти Люлли его наследники втянули Колласса в судебный процесс. Он потерял пенсию в размере 100 пистолей и жилье, завещанные ему Люлли. Журнал "Серф де ла Вьевиль" сообщил, что Колласс сохранил несколько отвергнутых арий Люлли для виолончели и что эти и другие произведения Люлли вошли в его собственные сочинения (например, припев "Rangeons-nous" из пролога к "Балету сезонов" - это в значительной степени припев "Rien n'est"). две девушки" из балета Люлли "Музы" 1666 года). В некоторых предисловиях Колласс признавал свой долг перед Люлли (см. "Балет сезонов", выпуски 1695 и 1700 годов, и "Возрождение Венуса", выпуски 1696 года), но он не всегда уточнял, какая музыка принадлежит Люлли, а какая - ему самому; это привело к очередным нападкам со стороны семьи Люлли, которая обвинила его в том, что он не хочет, чтобы ее исполняли. обвинил его в плагиате. В 1690 году Колласс получил королевские привилегии на основание оперных трупп в Бордо, Тулузе, Монпелье и Лилле. Только Лилль отвечал его интересам. Когда в 1696 году здание, в котором размещалась компания, было уничтожено пожаром, на восстановление потребовалось 10 000 ливров от Collasse, 6000 из которых были предоставлены Людовиком XIV. Эти события наложили свой отпечаток, как и его неспособность повторить успех "Тетиса и пеле" (1689) в его более поздних лирических трагедиях. Не приводя доказательств, Титон дю Тийе (стр. 518) утверждает, что Колласс тогда оставил музыку ради поисков философского камня – тщетных поисков, которые "только разорили его и подорвали здоровье’.

Годы музыкальной индоктринации под руководством Люлли мало помогли Коллассе выработать свой собственный музыкальный язык и во многом оградили его от итальянских встречных течений, которые распространились по Парижу в конце великого века. Его лучшее произведение - "Тетис и пелея", которое оставалось в репертуаре на протяжении 76 лет. В нем он использовал оркестр более творчески, чем Люлли. Акт 2 включает в себя 100-тактовый "темп", который, вероятно, послужил образцом для оркестровых бурь в "Танкреде и Идомене" Кампры и в "Алкионе" Марин Марэ. Его волнующие тирады для скрипок и фаготов проникают как в припев "Quel bruit soudain" из сцены VII, так и в последующую сцену, посвященную Нептуну. "Балет сезонов" (1695) - один из первых сценических балетов, в котором каждое действие имеет свой сюжет. Это была непосредственная структурная модель оперы-балета Кампры "Галантная Европа", но, в отличие от персонажей этого произведения, его персонажи исключительно мифологические и аллегорические.

Вместе с Ж.-Н. Маршаном (i), Ж.-Б. Моро и Лаландом Колласс поставил "Духовные песнопения" Расина для юных леди Королевского дома в Сен-Сире; четыре его постановки включают короткие арии (в основном бинарные), дуэты и трио, перемежающиеся симфониями для флейт или магнитофонов, а также скрипки и женский хор из четырех частей. Несмотря на то, что в партитуре указано количество исполнителей, Колласс в своем предисловии утверждает, что песни "могут исполняться на протяжении всего произведения одним голосом, потому что основная мелодия ("le sujet") всегда звучит самым высоким голосом’. Большинство великих песнопений Колласса для королевской часовни утеряны. Однако на титульном листе рукописи песнопений Лаланда (F-Pn) сообщается, что три из них написаны Коллассе: они имеют сильное сходство с песнопениями Лаланда в их речевых ритмах и самостоятельных оркестровых партиях.

Ноты сочинений Паскаля Коллассе на сайте библиотеки IMSLP