Колиста, Лелио
1629 - 1680

Назад

Лелио Колиста (Lelio Colista) - Итальянский лютнист, гитарист и композитор

Родился 13 января 1629 года, Риме - умер 13 октября 1680 года,  Рим.

Его отцом был Пьетро Колиста из Аквилы, который стал сотрудником Ватиканской библиотеки, а затем риформатором в Римском университете. О музыкальном образовании Лелио ничего не известно. Высокие связи его отца, возможно, способствовали его быстрому восхождению к славе; в 1650 году Кирхер описал его (в книге "Musurgia universalis") как "истинно римского городского Орфея". Под патронажем папства Киджи Колиста быстро добился продвижения по службе, с 1656 года числясь в списке членов семьи Александра VII, а в 1660 году он унаследовал прибыльную должность священника делле питторе в Сикстинской капелле, которую занимал до своей смерти. Он служил в некоторых главных церквях Рима, в частности, на пышных престольных праздниках в Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1658-9 и 1673-5 годах. С 1660 года он ежегодно выступал в серии великопостных ораторий, подготовленных Братством Санта-Крочифиссо в Сан-Марчелло. В 1661 и 1667 годах он был назначен временным маэстро капеллы для этих случаев, сочинив две оратории (ныне утраченные). В знак особой признательности за выполнение этих обязанностей его гонорар был дополнен парой перчаток, наполненных пожертвованиями зрителей. В 1664 году он был в числе 200 человек, сопровождавших кардинала Киджи в его неудачной дипломатической миссии ко двору Людовика XIV.

Колиста пользовался большим спросом на частных собраниях аристократии: Кирхер описывает исполнение одной из своих трио-сонат в академии; а 17 января 1661 года в часовне испанского посла Роберт Саутвелл пишет, что "музыкант Лелио Колиста исполнял редкие вольности". В 1669 году он женился на Маргарите Петриньяни, и несколько их детей стали музыкантами. В священный 1675 год он принял участие в 14 ораториях в соборе Святого Джованни деи Франчези, общаясь с самыми выдающимися музыкантами того времени – Пасквини, Бернабеи, Мелани, Страделлой, Лонати и своим родственником Маннелли. 3 февраля он принял участие в инструментальном концерте, а "Il Bolognese" (Корелли) вошла в концертную программу concerto grosso. Влияние Колисты на молодого Корелли не вызывает сомнений. Колиста был не только одним из самых известных музыкантов своего времени, но и проницательным бизнесменом, который путем хитроумных финансовых операций сколотил значительное состояние, позволявшее ему жить на Виа дель Корсо, самой фешенебельной части Рима, и содержать целую свиту слуг.

За исключением нескольких фрагментов, напечатанных Кирхером в качестве примеров, ни одно из сочинений Колисты не было опубликовано при его жизни. Сохранившиеся рукописи представляют собой почти непреодолимые проблемы с датировкой и атрибуцией. Возможно, приоритет следует отдать источникам римского происхождения, которые ставят под сомнение подлинность различных английских рукописей, неправильно написанных в современных изданиях. Например, "соната" "знаменитого Лелио Калисты", цитируемая Перселлом в книге Плейфорда "Введение в искусство музыки" (1694), приписывается Лонати в итальянских источниках; танцевальные сюиты в Тринити-колледже в Дублине на самом деле взяты из сочинения Дж.Б . Витали, соч.4; и нет никаких свидетельств того, что соната, озаглавленная "Н.Н. Романо" в болонской антологии 1680 года, написана Колистой.

Творчество Колисты в основном инструментальное. По сравнению с его более молодыми современниками, Лонати и Страделлой, его симфонии кажутся технически нетребовательными, но в некоторых из них есть басовые партии для импровизации соло. Каждая композиция состоит из четырех-шести частей, часто связанных тематическими перекрестными ссылками. Помимо сложных фугальных движений или канцон, эти содержательные композиции отличаются большим количеством бинарных танцев, что свидетельствует о явном отсутствии успеха у папских запретов на "мирские" мелодии в церкви.

Ноты сочинений Лелио Колиста на сайте библиотеки IMSLP