Колиста, Лелио
1629 - 1680

Назад

Colista, Lelio

  • Дата рождения: 13 января 1629 года
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: 13 октября 1680 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Лелио Колиста был итальянским лютнистом, гитаристом и композитором. Его отец, Пьетро Колиста из Л'Акуилы, был чиновником Ватиканской библиотеки, а затем реформатором Римского университета. О музыкальном образовании Лелио ничего не известно. Высокие связи его отца, возможно, способствовали его быстрому восхождению к славе; в 1650 году Атанасиус Кирхер описал его как "истинного Орфея Римского города". Под покровительством папства Киджи Колиста быстро добился продвижения, числясь в списках семьи папы Александра Седьмого с 1656 года, а в 1660 году он получил доходную синекуру Хранителя живописи в Сикстинской капелле, которую занимал до своей смерти. Он служил в некоторых главных церквях Рима, в частности для пышных престольных праздников в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1658–1659 и 1673–1675 годах. С 1660 года он ежегодно участвовал в серии великопостных ораторий, проводимых Братством Святого Распятия в церкви Сан-Марчелло. В 1661 и 1667 годах он назначался временным руководителем капеллы для этих мероприятий, сочинив две оратории (ныне утерянные). В знак особой признательности за эти обязанности его гонорар увеличивался за счет подарка в виде пары перчаток, наполненных пожертвованиями от аудитории. В 1664 году он был среди свиты из двухсот человек, сопровождавшей кардинала Киджи в его неудачной дипломатической миссии ко двору Людовика Четырнадцатого.

Колиста был очень востребован на частных собраниях аристократии: Кирхер описывает исполнение одной из его трио-сонат на академическом собрании; а 17 января 1661 года в капелле испанского посла Роберт Саутвелл записал, что "лютнист Лелио Колиста играл редкие вольности". Он женился на Маргарите Петриньяни в 1669 году, и несколько их детей стали музыкантами. В течение Юбилейного года 1675 года он участвовал в четырнадцати ораториях в церкви Сан-Джованни-деи-Франчези, общаясь с самыми знаменитыми музыкантами того времени — Пасквини, Бернабеи, Мелани, Страделлой, Лонати и своим родственником Маннелли. Третьего февраля он входил в состав инструментального концертино, а "Болонезе" (Корелли) указан в составе концерто гроссо. Влияние Колисты на молодого Корелли не подлежит сомнению. Колиста был не только одним из самых знаменитых музыкантов своего времени, но и проницательным бизнесменом, который благодаря умелым финансовым операциям скопил considerable состояние, позволившее ему жить на Виа-дель-Корсо, самой фешенебельной части Рима, и содержать прислугу.

Творчество

За исключением нескольких пьес, напечатанных в качестве примеров Кирхером, ни одно из сочинений Колисты не было опубликовано при его жизни. Сохранившиеся рукописи представляют почти непреодолимые проблемы с датировкой и атрибуцией. Приоритет, возможно, следует отдавать источникам римского происхождения, которые ставят под сомнение подлинность различных английских рукописей, ошибочно приписанных ему в современных изданиях. Например, "соната" "знаменитого Лелио Калисты", процитированная Пёрселлом в "Введении в искусство музыки" Плейфорда, в итальянских источниках приписывается Лонати; танцевальные сюиты в Тринити-колледже в Дублине на самом деле из сочинения 4 Джованни Баттисты Витали; и нет свидетельств, что соната с заголовком "Н.Н. Романо" в болонской антологии 1680 года принадлежит Колисте.

Наследие Колисты в основном инструментальное. По сравнению с его младшими современниками, Лонати и Страделлой, его симфонии кажутся технически нетребовательными, но несколько из них содержат basso ostinato для импровизации солирующих партий. Каждое произведение состоит из четырех-шести частей, часто связанных тематическими перекличками. Помимо сложных фугированных частей или канцон, эти значительные по объему сочинения примечательны большим количеством бинарных танцев, что указывает на явный недостаток успеха папских запретов против "светских" мелодий в церкви.

Произведения

Вокальная музыка

  • Пять кантат
  • Три арии для сопрано и бассо континуо

Инструментальная музыка

  • Двадцать четыре симфонии (сонаты) на три голоса
  • Три камерные сонаты на три голоса
  • Пять сонат-дуэтов
  • Шесть симфоний для ансамблей лютневых инструментов
  • Отдельные танцы (аллеманды, сарабанды, куранта, пассакалья) для гитары
  • Три сонаты для органа

Утерянные произведения

  • Две оратории (Рим, 1661, 1667)

Ноты сочинений Лелио Колиста на сайте библиотеки IMSLP