Кокки, Джоаккино
1712 - 1796

Назад

Джоаккино Кокки (Gioacchino Cocchi) - Итальянский композитор

Родился в 1712 году, Неаполь - умер 11 сентября 1796 года, Венеция. 

Поскольку в либретто он неизменно фигурирует как неаполитанец, маловероятно, что он родился в Падуе, как утверждал Гербер. Аннотации в рукописи, хранящейся в Вене, позволяют предположить, что он учился у Джованни Венециано, возможно, в консерватории Святой Марии Лорето в Неаполе. В его самом раннем из сохранившихся либретто ("Матильда", 1739) он назван "маэстро ди капелла принцессы Бельмонте", что позже не встречается. Между 1739 и 1750 годами он зарекомендовал себя как композитор серьезных и комических опер в Неаполе и Риме. Примерно в это же время он женился на флорентийской сопрано Элизабетте Джани (1720-1786), чья короткая карьера певицы в Неаполе включала участие в опере Кокки "Брат Беффати" в 1746 году. К этому периоду относится величайший успех в карьере Кокки - "Маэстра" (Неаполь, 1747); она широко исполнялась, претерпевая, как это было тогда принято, радикальные изменения в содержании и названии. Как "Правительница Скальтры", она стала единственной трехактной комической оперой, поставленной труппой Бамбини во время "Охоты на буффонов" (Париж, 1752-1754). Во время визита в Венецию в 1749-1750 годах Кокки был назначен магистром и модератором хори в Оспедале дельи Инкурабили, где он сочинил множество сольных мотетов и несколько ораторий. Он продолжал выступать как оперный композитор как в Венеции, так и на материке, но не добился такого международного успеха, как "Ла маэстра". Гольдони снабдил его четырьмя либретто, одно из которых, "Маскарад" (1750), было одним из лучших в творчестве либреттиста, но ни одно из них не продержалось на сцене долго. Тем не менее, его репутация в то время была значительной, и в 1755 году ему было поручено написать первую оперу для нового престижного театра Бенедетто в Венеции. Именно в эти годы Кокки давал уроки "театрального стиля" Андреа Луккези, будущему боннскому капельмейстеру. В 1757 году Кокки перешел в лондонский театр "Хеймаркет" в качестве оперного композитора и музыкального руководителя; в течение следующих пяти сезонов он руководил постановкой серии опер, сам сочинил несколько опер и внес свой вклад в пастиччо. У Берни было мало добрых слов об этих постановках, особенно о двух комических операх, созданных в самом конце правления Кокки: они явно меркли по сравнению с постановками Галуппи, которые тогда были в моде. После того как в 1762 году на Хеймаркете его сменил И.С. Бах, Кокки оставался в Лондоне еще около десяти лет. Пользующийся большим спросом как педагог, он опубликовал несколько сборников учебных произведений, как вокальных, так и инструментальных. В течение нескольких лет он руководил абонементными концертами, организованными миссис Корнелис в Карлайл-хаусе на Сохо-сквер; здесь Моцарты познакомились с ним в 1764 или 1765 году. Около 1772 года Кокки, теперь уже состоятельный, вернулся в Венецию. Он не вернулся, как утверждалось, на свою должность в больнице Инкурабили. Эту должность Галуппи занимал до реорганизации больницы в 1776 году, когда музыкальный персонал был распущен. Хор, однако, продолжал выступать, и в 1784 году Кокки все еще писал для него песни. Предположительно, он сочинил заупокойную мессу по своей жене в 1786 году, как того требовало ее завещание, и существует рукопись Dixit Dominus, датированная 1788 годом. Надпись указывает на место в церкви Святого Джованни Гризостомо, где похоронены он и его жена, рядом с театром, где он дебютировал в Венеции. Судя по "Матти за любовь" (Венеция, 1754), единственной полной рукописи оперы, опубликованной в современном издании, Кокки легко владел своими вокальными и инструментальными данными. Его комическая манера отличается живостью, характерной для неаполитанцев склонностью к коротким повторяющимся фразам и ломбардским ритмам. Его серьезные арии в той же опере отличаются возвышенным стилем, но не запоминаются мелодически. Согласно посвящению к своему соч.63, Кокки стремился к "естественности и легкости исполнения" - классическому идеалу, который он разделял с прогрессивными композиторами своего поколения. Вполне вероятно, как и предполагал Берни, что в более поздние годы его вдохновение иссякло; однако критические замечания Берни кажутся чрезмерными, и более справедливая оценка музыки Кокки, несомненно, появится при более близком знакомстве с его ранними работами.

Ноты сочинений Джоаккино Кокки на сайте библиотеки IMSLP