- Дата рождения: около 1712 года
- Место рождения: Неаполь, Италия
- Дата смерти: 11 сентября 1796 года
- Место смерти: Венеция, Италия
Биография
Джоаккино Кокки был итальянским композитором. Поскольку в либретто его неизменно называли неаполитанцем, маловероятно, что он родился в Падуе, как утверждал Гербер. Пометки в одной венской рукописи позволяют предположить, что он учился у Джованни Венециано, возможно, в Консерватории Санта-Мария-ди-Лорето в Неаполе. В самом раннем из сохранившихся либретто его называют «руководителем капеллы принцессы Бельмонте» — звание, которое впоследствии не встречается. В период с 1739 по 1750 год он утвердился в Неаполе и Риме как композитор опер-сериа и опер-буффа. Примерно в это время он женился на флорентийской сопрано Элизабетте Джани, чья краткая карьера певицы в неаполитанской опере-буффа включала выступление в собственной опере Кокки «Два одураченных брата» в 1746 году. Самый большой успех в карьере Кокки, опера «Учительница», датируется этим периодом; ее широко ставили, и, как тогда было принято, по ходу дела вносили радикальные изменения в содержание и название. Под названием «Хитрая управительница» она стала единственной трехактной комической оперой, исполненной труппой Бамбини во время «Войны буффонов» в Париже.
Визит в Венецию в 1749–1750 годах привел к назначению Кокки на пост руководителя хора в Оспедале дельи Инкурабили, в качестве которого он сочинил многочисленные сольные мотеты и несколько ораторий. Он продолжал работать оперным композитором как в Венеции, так и на материке, но больше не повторил международного успеха «Учительницы». Гольдони предоставил ему четыре либретто, одно из которых, «Маскарад», было среди лучших у либреттиста, но ни одна из опер надолго не задержалась в репертуаре. Тем не менее, его репутация в то время была значительной, и в 1755 году ему заказали сочинить оперу для открытия престижного нового театра Сан-Бенедетто в Венеции. Именно в эти годы Кокки давал уроки «в театральном стиле» Андреа Луккези, будущему капельмейстеру в Бонне.
В 1757 году Кокки отправился в театр Хеймаркет в Лондоне в качестве композитора опер и музыкального руководителя; в течение следующих пяти сезонов он курировал постановки опер-сериа, сочинил несколько собственных опер и участвовал в создании пастиччо. У Берни нашлось мало добрых слов для этих постановок, особенно для двух комических опер самого конца пребывания Кокки: они явно блекли на фоне опер Галуппи, бывших тогда в моде. После того, как его в 1762 году в Хеймаркете сменил И.К. Бах, Кокки оставался в Лондоне еще около десяти лет. Пользуясь большим спросом как учитель, он опубликовал несколько сборников учебных работ, как вокальных, так и инструментальных. В течение нескольких лет он руководил абонементными концертами, которые организовывала миссис Корнелис в Карлайл-Хаусе на площади Сохо; там с ним встретились Моцарты в 1764 или 1765 году.
Около 1772 года Кокки, к тому времени состоятельный, вернулся в Венецию. Он не вернулся на свой пост в Инкурабили, как утверждалось. Его занимал Галуппи до реорганизации госпиталя в 1776 году, когда музыкальный персонал был распущен. Однако хор продолжал свои концерты, и Кокки еще писал для него в 1784 году. Предположительно, он сочинил заупокойную мессу для своей жены в 1786 году, как было завещано. Есть рукопись «Dixit Dominus», датированная 1788 годом. Надпись отмечает место в церкви Сан-Джованни-Гризостомо, где он и его жена похоронены, недалеко от театра, где он дебютировал в Венеции.
Творчество
Судя по опере «Безумцы от любви» — единственной полной оперной рукописи, изданной в современном издании, — Кокки легко владел своими ресурсами, как вокальными, так и инструментальными. Его комический стиль оживленный, для него характерно неаполитанское пристрастие к коротким повторяющимся фразам и ломбардским ритмам. Его серьезные арии в той же опере достигают возвышенного стиля, не будучи мелодически запоминающимися. Согласно посвящению его сочинения 6, Кокки стремился к «той естественности и легкости, которые характеризуют истину» — классическому идеалу, который он разделял с прогрессивными композиторами своего поколения. Вероятно, как предполагал Берни, его вдохновение иссякло в поздние годы; однако строгие оценки Берни кажутся чрезмерными, и более справедливая оценка музыки Кокки, несомненно, появится при более близком знакомстве с его ранними работами.
Произведения
Оперы
- "Матильда" ("La Matilde") (комическая опера, 3 акта, А. Паломба), Неаполь, театр Фьорентини, зима 1739
- "Аделаида" ("Adelaide") (серьезная опера, 3 акта, А. Сальви), Рим, театр Дам, сезон карнавала 1743
- "Элиза" ("L’Elisa") (комическая опера, 3 акта, Паломба), Неаполь, театр Фьорентини, осень 1744
- "Ирена" ("L’Irene") (комическая опера, Д. Каника), Неаполь, театр Фьорентини, весна 1745
- "Два одураченных брата" ("I due fratelli beffati") (комическая опера, «Э. Пиджругиспано»), Неаполь, театр Нуово, зима 1746
- "Баязет" ("Bajazette") (серьезная опера, 3 акта, А. Пьовене), Рим, театр Дам, январь 1746; переработана как "Тамерлан" ("Tamerlano"), Венеция, театр Сан-Самуэле, сезон карнавала 1754, совместно с Дж.Б. Пешетти
- "Исцеленный ипохондрик" ("L’ipocondriaco risanato") (интермеццо), Рим, театр Валле, 1746
- "Учительница" ("La maestra") (комическая опера, 3 акта, Паломба), Неаполь, театр Нуово, весна 1747; переработана как "Современная школа, или Учительница с хорошим вкусом" ("La scuola moderna o sia La maestra di buon gusto") (К. Гольдони, по Паломбе), Венеция, осень 1748, дополнительная музыка В. Чиампи; переработанная версия, Неаполь, театр Фьорентини, сезон карнавала 1751, совместно с Корделлой и Латиллой; как "Хитрая управительница" ("La scaltra governatrice"), Париж, 1753; переработанная версия, Венеция, 1754
- "Меропа" ("Merope") (серьезная опера, 3 акта, А. Дзено), Неаполь, театр Сан-Карло, 20 января 1748
- "Арминий" ("Arminio") (серьезная опера, Сальви), Рим, театр Арджентина, сезон карнавала 1748
- "Сифак" ("Siface") (серьезная опера, 3 акта, П. Метастазио), Неаполь, театр Сан-Карло, 30 мая 1748
- "Ханжествующая служанка" ("La serva bacchettona") (комическая опера, 3 акта, Паломба), Неаполь, театр Фьорентини, весна 1749
- "Музыкальная фарсетта" ("Farsetta in musica") (интермеццо, 2 акта, ? А. Лунджи), Рим, театр Валле, сезон карнавала 1749; переработана как "Терраццано" ("Il terrazzano"), Флоренция, театр Кокомеро, сезон карнавала 1754; как "Свадьба сер Николо" ("Le nozze di Ser Niccolò"), Рим, театр Пас, 1760
- "Притворный турок" ("Il finto turco") (комическая опера, Паломба), Неаполь, театр Фьорентини, осень 1749; переработанная версия, Неаполь, театр Фьорентини, зима 1753, совместно с Эррикелли
- "Сирой" ("Siroe") (серьезная опера, 3 акта, Метастазио), Венеция, театр Сан-Джованни-Гризостомо, сезон карнавала 1750
- "Джисмонда" ("La Gismonda") (комическая опера, 3 акта, Паломба), Неаполь, театр Фьорентини, весна 1750
- "Маскарад" ("La mascherata") (комическая опера, 3 акта, Гольдони), Венеция, театр Сан-Кассиано, 27 декабря 1750
- "Отмщенные женщины" ("Le donne vendicate") (комическая опера, 3 акта, Гольдони), Венеция, театр Сан-Кассиано, сезон карнавала 1751
- "Нитокрис" ("Nitocri") (серьезная опера, 3 акта, Дзено), Турин, Королевский театр, 26 декабря 1751
- "Опекун" ("Il tutore") (комическая опера), Рим, театр Валле, сезон карнавала 1752
- "Сесостри, царь Египта" ("Sesostri, re d’Egitto") (серьезная опера, 3 акта, П. Парьяти), Неаполь, театр Сан-Карло, 30 мая 1752
- "Притворный слепец" ("Il finto cieco") (комическая опера, 3 акта, П. Тринчера), Неаполь, театр Нуово, осень 1752
- "Семирамида узнанная" ("Semiramide riconosciuta") (серьезная опера, 3 акта, Метастазио), Венеция, театр Сан-Кассиано, сезон карнавала 1753; переработанная версия, Лондон, 1771
- "Хитрая служанка" ("La serva astuta") (комическая опера, 3 акта), Неаполь, театр Фьорентини, весна 1753, совместно с Эррикелли
- "Верная Росмира" ("La Rosmira fedele") (серьезная опера, 3 акта, С. Стампилья), Венеция, театр Сан-Самуэле, праздник Вознесения, 1753
- "Самовлюбленный безумец" ("Il pazzo glorioso") (комическая опера, 3 акта, А. Виллани), Венеция, театр Сан-Кассиано, осень 1753
- "Свадьба месье Фаготто" ("Le nozze di Monsù Fagotto") (интермеццо, 2 акта, ? Лунджи), Рим, театр Валле, сезон карнавала 1754
- "Демофонт" ("Demofoonte") (серьезная опера, Метастазио), Венеция, театр Сан-Сальваторе, праздник Вознесения, 1754
- "Безумцы от любви" ("Li matti per amore") (комическая опера, 3 акта, П. Феджехо [Гольдони], по Дж.А. Федерико: "Любовь требует терпения"), Венеция, театр Сан-Самуэле, осень 1754; переработана как "Мессир То-есть" ("Il signor Cioè"), Модена, театр Рангони, 1755
- "Андромеда" ("Andromeda") (серьезная опера, 3 акта, В.А. Чинья-Санти), Турин, Королевский театр, 18 января 1755
- "Странствующий рыцарь" ("Il cavalier errante") (комическая опера, А. Медичи), Феррара, театр Бонакосси, сезон карнавала 1755
- "Артаксеркс" ("Artaserse") (серьезная опера, 3 акта, Метастазио), Реджо-нель-Эмилия, Общественный театр, май 1755
- "Зоя" ("Zoe") (серьезная опера, 3 акта, Ф. Сильвани), Венеция, театр Сан-Бенедетто, 26 декабря 1755
- "Эмира" ("Emira") (серьезная опера, 3 акта), Милан, Герцогский театр, январь 1756
- "Деметрий" ("Demetrio") (серьезная опера, 3 акта, Метастазио), Лондон, театр Хеймаркет, 1757, пастиччо, частично Кокки
- "Зенобия" ("Zenobia") (серьезная опера, 3 акта, Метастазио), Лондон, театр Хеймаркет, 10 января 1758
- "Гипсипила" ("Issipile") (серьезная опера, 3 акта, Метастазио), Лондон, театр Хеймаркет, 14 мая 1758
- "Фарнак" ("Farnace") (серьезная опера), 1759
- "Кир узнанный" ("Ciro riconosciuto") (серьезная опера, 3 акта, Метастазио), Лондон, театр Хеймаркет, 3 февраля 1759
- "Милосердие Тита" ("La clemenza di Tito") (серьезная опера, 3 акта, Метастазио), Лондон, театр Хеймаркет, 15 января 1760
- "Эргинда" ("Erginda") (серьезная опера, 3 акта, по М. Норису), Лондон, театр Хеймаркет, май 1760
- "Ариадна и Тесей" ("Arianna e Teseo") (серьезная опера, 3 акта), Лондон, театр Хеймаркет, 22 ноября 1760, пастиччо, частично Кокки
- "Антигона" ("Antigona") (серьезная опера), Лондон, 1760
- "Тит Манлий" ("Tito Manlio") (серьезная опера, 3 акта, Норис), Лондон, театр Хеймаркет, 7 февраля 1761
- "Александр в Индии" ("Alessandro nell’Indie") (серьезная опера, 3 акта, Метастазио), Лондон, театр Хеймаркет, 13 октября 1761
- "Семья в смятении" ("La famiglia in scompiglio") (комическая опера, 3 акта, Дж.Г. Боттарелли), Лондон, театр Хеймаркет, весна 1762
- "Свадьба Дорины" ("Le nozze di Dorina") (комическая опера, 3 акта, Гольдони), Лондон, театр Хеймаркет, весна 1762
- "Анагильда" ("Anagilda")
Сомнительные и приписываемые
- "Самозванец" ("L’impostore") (комическая опера), Барселона, театр Санта-Крус, 1752, совместно с Дж. Скарлатти
- "Ревнивые влюбленные" ("Gli amanti gelosi") (комическая опера), Лондон, театр Хеймаркет, 17 декабря 1753
- "Шутка по-настоящему" ("La burla da vero") (интермеццо), Мадрид, дворец Буэн-Ретиро, 23 сентября 1754
- "Антигон" ("Antigono"), Бергамо, 1754
- "Рыцарь Бертоне" ("Il cavalier Bertone") (интермеццо, А. Бельмуро), Мадрид, дворец Буэн-Ретиро, 23 сентября 1784
Оратории (все исполнены в Оспедале дельи Инкурабили, Венеция)
- "Раскаяние Петра в Страстях Господа нашего Иисуса Христа" ("Petri contritio in Passione Domini Nostri Jesu Christi recinenda"), Страстная неделя, 1754
- "Убиенный Авель, прообраз Искупления Христова" ("Abel occisus Christi redemptionis figura"), Страстная неделя, 1755
- "Хвала Божественной Ипостаси" ("Divinae hypostasis encomium"), 1755
- "Обращенный ко Христу Господу Иерусалим" ("Jerusalem ad Christum Dominum conversa"), Страстная неделя, 1756
- "Апостольская проповедь после Воскресения Преображения Господня в его праздничный день" ("Sermo apostolicus post Dominicam Transfigurationem ejus die Festo recurrente"), 1756
- "Ной" ("Noe"), Страстная неделя, 1757
- "Гора Божественного сияния" ("Mons divinae claritatis"), 6 августа 1757
- "Хвала Божественной Ипостаси" ("Divinae hypostasis encomium"), 1784
Прочие сочинения
Духовная музыка
- Мотеты (сольные и для двух голосов): "Священные песни" ("Carmina sacra"), 1753; "Священный диалог, объемлющий стихом Божественную любовь и святую веру" ("Sacer dialogus carmine complexus divini amoris et sanctae fidei"), 6 августа 1754; тексты еще 20 мотетов
- Прочая духовная музыка: Хоры для интронизации Папы Климента XIII, Падуя, 27 сентября 1758; "Dixit Dominus", 1788
Серенады и кантаты
- "Храм славы" ("Il tempio della gloria"), Лондон, театр Хеймаркет, 31 января 1759
- "Истинная хвала" ("La vera lode"), "Заслуга, увенчанная" ("Il merito coronato"), обе — Оксфорд, 2 июля 1759
- "Надежды земли" ("Le speranze della terra"), Лондон, театр Хеймаркет, 4 июня 1761
- "Большая серенада" ("Grande serenata"), Лондон, театр Хеймаркет, 6 июня 1761
- "Обещания небес" ("Le promesse del cielo"), Лондон, театр Хеймаркет, 19 сентября 1761
Вокальная камерная музыка
- "Дивертисменты" ("Divertimenti"), для 1–2 голосов, с инструментами/без сопровождения, соч. 5 (Лондон, 1759)
- "16 песен и дуэтов" ("16 Songs and Duets"), для 1–2 голосов, скрипки/гобоя/флейты/гитары/виолончели, бассо континуо (клавесин), соч. 6 (Лондон, 1763)
- "6 дуэтов" ("6 Duettos"), для 2 голосов, 2 скрипки/флейты, соч. 2 (Лондон, 1764)
- "15 дуэтов" ("15 Duets"), для 2 голосов, клавесин (Лондон, около 1765)
- "Новая коллекция вокальной музыки, состоящая из многих канонов, кэтчей, терцетов и вакханалий" ("Nuova collezione per musica vocale, consistente in molti canoni, catchs, terzetti e bacchanali") (Лондон, около 1765)
- "20 итальянских дуэтов партитурой" ("20 It. Duets in Score"), соч. 5 (Лондон, 1767)
- "12 итальянских гли" ("12 It. Glees"), для 2/3 голосов (Лондон, около 1770)
Инструментальная музыка
- "6 увертюр" ("6 Ovs.") (Лондон, около 1760)
- "20 менуэтов" ("20 Minuets"), для флейты/скрипки/клавесина (Лондон, без даты)
- "20 менуэтов" ("20 Minuets"), для скрипки/клавесина/гобоя/флейты, соч. 6 (Лондон, 1763)
- "6 дуэтов" ("6 Duets"), для 2 виолончелей, соч. 3 (Лондон, 1764)
- "6 квинтетов" ("6 Qnts"), для 2 флейт/скрипок/кларнетов/гобоев, 2 валторны, бас (Лондон, около 1780)
Ноты сочинений Джоаккино Кокки на сайте библиотеки IMSLP