Клерамбо, Луи-Николя
1676 - 1749

Назад

Луи-Николя Клерамбо (Louis-Nicolas Clérambault) - Французский органист и композитор

Родился 19 декабря 1676 года, Париж - умер 26 октября 1749 года, Париж. 

Сын Доминика Клерамбо. Луи-Николя проявил не по годам развитые музыкальные таланты. Вероятно, свое самое раннее обучение игре на скрипке и клавесине он получил от отца. Он учился игре на органе у Андре Резона; о некотором уважении ученика к своему учителю можно судить по теплым словам в посвящении Резону, которое Клерамбо поместил в начале своей книги "Livre d'orgue". Другим его учителем был Жан-Батист Моро (1656-1733), у которого он изучал композицию и пение. В 1707 году Клерамбо был органистом дома Великих Августинцев в Париже, но, как и его предки, он поступил на службу в королевский дом. Его первым назначением в этом качестве было руководство концертами, организованными мадам де Ментенон для Людовика XIV в последние несколько лет жизни короля; за этим последовало назначение органистом Королевского дома Сен-Сир, недалеко от Версаля, после смерти Ниверса в 1714 году. Примерно в то же время он также занял должность Ниверса в церкви Сен-Сюльпис в Париже. Возможно, Клерамбо помогал Ниверсу в течение некоторого времени до его смерти; согласно Броссару, в архивном документе Клерамбо использовал титул "органист королевского дома Сен-Луи-Сен-Сира и церкви Парижской богоматери Сен-Сюльпис" за шесть месяцев до смерти Ниверса. Основанная в 1688 году мадам де Ментенон как школа для бедных, но высокородных девочек, основанная на строго религиозных принципах, школа Сен-Сир давала некоторое музыкальное образование своим ученицам, чтобы повысить уровень пения в часовне. Обязанности Клерамбо заключались главным образом в том, что он в течение года играл на органе для специальных служб и время от времени тренировал голоса девочек. Были также случаи, когда ученики принимали участие в полудраматических представлениях. Специально для них была написана "Эстер" Расина (на музыку Моро), а в последующие годы Клерамбо должен был представить им свою "Идиллию Сен-Сира". Несколько лет спустя он отказался от своей должности в Сен-Сире в пользу одного из своих сыновей (вероятно, Сезара-Франсуа-Николя), но из-за отсутствия имен в официальных документах, касающихся их работы там, доподлинно неизвестно, когда была произведена эта замена (Берт полагал, что это было еще в 1721 году). Тем не менее, Клерамбо ле Пер, как его впоследствии стали называть, сохранил свои связи с Сен-Сиром. После смерти Резона в 1719 году Клерамбо был назначен его преемником в доме якобинцев на улице Сен-Жак в Париже, и это назначение он принял в дополнение к назначению в церкви Сен-Сюльпис.Француз.

Его авторитет оставался высоким до конца его жизни. Он считался одним из лучших органистов Франции, а как композитор французских кантат его репутация превзошла все остальные. Эти работы начали появляться с 1710 года и занимали его внимание вплоть до нескольких лет, предшествовавших его смерти. От брака с Мари-Маргаритой Груле (до 1709 года) у него было семеро детей, трое из которых пережили младенчество; среди них были два сына, унаследовавшие должности, занимаемые их знаменитым отцом.

Самое раннее опубликованное сочинение Луи-Николя Клерамбо появилось в книге Балларда "Воспоминания о сере и буаре" (1697), первой из нескольких подобных работ, которые он публиковал в серии в течение нескольких лет. Примечательно, что одной из них была ария на итальянские слова, поскольку Клерамбо был одним из тех композиторов, которых подхватила волна итальянизма, захлестнувшая Париж на рубеже веков, и, хотя его первое крупное произведение, "Жизнеописание клавесинских пьес" (1704), оставалось полностью верным французскому языку. как и в других его композициях этого времени, прослеживается несомненное влияние итальянской школы. Это особенно заметно в его неопубликованном собрании сольных и трио-сонат для скрипки (скрипок-ов) и континуо, которые, как считается, были написаны в начале века. Хотя их технические требования довольно консервативны по сравнению с аналогичными итальянскими произведениями того периода и даже с некоторыми произведениями новой французской скрипичной школы, сама музыка явно обязана сонатному стилю Корелли, особенно в неустанной работе над пассажами и ловких басовых партиях быстрых частей. Более медленные композиции не так явно напоминают итальянские. В другом инструментальном сборнике, написанном несколько позже, хорошо известном "Livre d'orgue", итальянские элементы более тонко воплощены в двух сюитах, составляющих этот том. Они очевидны в сладкозвучном контрапункте дуэтов и трио (включая тонко выверенную фугу), в убедительном развитии тематических идей и в целенаправленном и часто пронзительном течении гармонии. Эти приемы, однако, пронизаны изысканностью выразительности, которая, благодаря широкому использованию традиционных украшений клавиатуры, выдает француза.

Именно в кантатах Клерамбо достиг наиболее плодотворного слияния французского и итальянского стилей. Французская кантата как характерная форма 18-го века была создана всего за несколько лет до выхода в свет первого тома "Французских кантат" Клерамбо (1710). "Голос за симфонию и без симфонии"; в кантатах Морена, Бернье, Штука и Кампры можно было найти основные элементы французской кантаты. о форме, которой Клерамбо придал отпечаток подлинной индивидуальности. Его кантата "Орфей" для высокого голоса, скрипки, флейты и континуо, представленная в этом первом томе, показывает, каких высот красноречия можно было достичь, когда галльский лиризм сочетался с итальянской теплотой и блеском - качествами, которые Клерамбо сумел объединить совершенно убедительно и естественно, поскольку, как и Рамо, он впитал в себя иностранные приемы превращаются в личный стиль. Он опубликовал 25 кантат, 20 из которых собраны в пяти томах, вышедших с 1710 по 1726 год. Наряду с насыщенными и драматичными кантатами, такими как "Орфей", "Жалю" и "Медея", есть простые и очаровательные, такие как "Любовь, как у девочки" и "Мюзетт"; в каждой кантате есть значительное разнообразие.

Наряду со многими песнопениями для общего пользования, его духовная музыка включает в себя несколько легких песнопений для использования в Сен-Сире, которые, несмотря на их продуманную простоту, все еще несут на себе отпечаток выразительного воображения Клерамбо.

Ноты сочинений Луи-Николя Клерамбо на сайте библиотеки IMSLP