Клеман, Шарль-Франсуа
ок.1720 - ок.1789
Назад
Шарль-Франсуа Клеман (Charles-François Clément) - Французский композитор, аранжировщик и теоретик
Родился около 1720 года, Прованс - умер после 1789 года, Париж (?).
Его дядей был аббат Клеман (р. 1697), каноник монастыря Сен-Луи-дю-Лувр и автор оды "Музыка в честь короля Людовика Великого" (Париж, 1735). Пьеса великого виолончелиста Антуана Форкерея называлась "Клеман" (1743), и в том же году Клеман посвятил свою первую публикацию сыну и невестке Форкерея. В 1755-1766 годах Клеман начал работать в Итальянской комедии; в 1757 году Роза Джованна Баллетти (1701-1758), итальянская актриса комедии, известная как Сильвия, пообещала ему свою дочь. Он давал девушке уроки игры на клавесине в течение трех лет, и Клеман ей нравился, и она была готова выйти за него замуж, пока не встретила Казанову, большого друга своей матери. "Клемана уволили, и я оказалась в еще худшем положении", - написала Казанова. Клеман был аранжировщиком в театре Итальянской комедии, адаптируя музыку Перголези, Джоммелли и Ринальдо ди Капуа к вольным переводам их интермеццо Фаваром (и, возможно, другими композиторами); однако после 1756 года не известно ни одного сценического произведения. 29 мая 1755 года на концерте "Спиричуэл" была исполнена его собственная аранжировка для оркестра "премьерной сюиты из пьес клавесина", а с 1758 года его основные усилия были направлены на написание двух эссе и первого в своем роде "Журнала о клавесине". В 1789 году он все еще числился учителем. Сохранились только сонаты для клавира в сопровождении оркестра и три кантатили, свидетельствующие об оригинальном композиторском мастерстве Клемана. Кантатили состоят из шести традиционных арий и нескольких речитативов. Однако в 1743 году "Сонаты в трио", должно быть, звучали совсем по-новому. Единственными музыкальными прецедентами такого рода, которые мог знать Клеман, были сонаты для клавесина–оближато и мелодического инструмента Мондонвиля (1738-1740), Рамо (1741), Буамортье и Корретта (1742). По стилю они ближе всего к скучным и небрежным произведениям Корретта, но сонаты Клемана более современны, плотнее и более тщательно проработаны. К клавишным и скрипке относятся скрупулезно, иногда обмениваясь материалом, попеременно аккомпанируя и беря инициативу на себя, и часто играя вместе с разным, но одинаково важным материалом. Однако сами идеи не отличаются особой индивидуальностью, а постоянное движение всех частей приводит к довольно плотным и монотонным текстурам, похожим на те, что были в сонатах Гиймена двумя годами позже. "Эссе о сотрудничестве" Клемана (1758) и "Эссе о нижнем фонде" Клемана (1762), взятые вместе, представляют собой солидный метод сочинения, объемом около 60 страниц, и с 1763 года они продавались как единое целое. Автор признал, что он опирался на словарь Броссара, на его "анализ" в "Journal de Trévoux" (XII, октябрь 1703 г.), а также на Рамо и д'Аламбера. Он объяснил мажорный и минорный лады по Рамо, предположение, ударение, правило октавы, теорию Рамо о выведении мелодии из гармонии и о том, как извлечь басовое продолжение из басового фундамента. Художественная сторона композиции остается незамеченной: Перед композитором нет другой задачи, кроме как дать волю своему вкусу, гению и воображению, варьировать свою мелодию и делать ее приятной, формулировать ее четным числом тактов, использовать различные тональности, лады и роды в соответствии с рассматриваемым сюжетом: наконец, изобразить страсти звучат так, как живопись изображает их в красках. Новое издание, переработанное и в значительной степени переписанное заново, появилось в 1775 году и продолжало переиздаваться до 1790 или 1792 года. Основным занятием Клемана в период с 1762 по 1772-1773 годы было ежемесячное издание его "Journal de clavecin". Название менялось на протяжении многих лет, но первое из них хорошо описывало серию: "Сборник клавесинных пьес, написанных на основе избранных ариеток и арий из самых успешных интермеццо и комических опер". … Эти пьесы также могут служить аккомпанементом к песням; их можно исполнять на арфе". Большинство пьес было задумано с дополнительным сопровождением для скрипки, которое было либо указано в партитуре, либо указано в партии клавишных с указанием "viol. и клавир.". "Сюиты" состояли из двух-шести пьес, всегда выбранных из разных опер, таких композиторов, как Дюни, Монсиньи, Филидор, Джардини, Гавиньер, Овернь и Блез, аранжированных в виде идиоматической клавишной музыки, и все в одной тональности. Термин ‘сюита’ был отменен после 1766 года, и, по аналогии с сонатой, средние части были написаны в контрастных тональностях. Предприятие Клемана породило множество подражаний, но лишь в немногих случаях предпринимались попытки создать настоящую клавесинную музыку из аранжировок, как это делал Клеман.
Ноты сочинений Шарля-Франсуа Клемана на сайте библиотеки IMSLP