Клерк, Сэр Джон
1676 - 1755
Назад
Clerk, Sir John
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Сэр Джон Клерк был шотландским политиком, композитором и меценатом. Родившись в знатной шотландской семье землевладельцев, с 1694 по 1697 год он изучал право в Лейденском университете, где, вероятно, брал уроки композиции у Якоба Кремберга. Затем, вплоть до 1700 года, он совершил большое путешествие по Европе, посетив Вену и прожив пятнадцать месяцев в Риме, где брал уроки композиции у Арканджело Корелли. После возвращения в Шотландию он активно включился в общественные дела, что привело к тому, что он стал одним из подписантов Договора об объединении между Шотландией и Англией в 1707 году. Начиная примерно с 26 лет, у него, по-видимому, не оставалось времени для серьезного сочинения музыки: все его основные сохранившиеся музыкальные произведения были написаны примерно к 1703 году. Он унаследовал титул второго баронета Пеникуйка после смерти своего отца в 1722 году. В зрелые годы бывший композитор довольствовался ролью покровителя музыкальных начинаний других; его важным протеже был писатель Аллан Рэмзи, чья песня "Вот ты кто, я встретился вчера вечером" и балладная опера "Нежный пастух" воспевают сельскую местность Мидлотиана вокруг поместья Клерка. Под руководством Корелли, о котором он оставил интересные заметки в дневнике, Клерк расцвел как композитор, проявляя воображение и настоящий потенциал, который, впрочем, так и не был полностью реализован.
Его лучшее произведение — кантата «Я иду в печальном унынии», которая выдерживает 25-минутный хронометраж благодаря чистой мелодической силе, несмотря на свободную форму. Корелли дирижировал оркестром на премьере на вилле герцога Бедфорда в Риме в 1698 году, что было знаком уважения мастера к своему ученику. Также примечательна кантата «Разгневанный шотландский лев», восхваляющая борющуюся шотландскую колонию в Дарьене (ныне в Панаме). Латинский текст для нее написал Герман Бургаве, знаменитый голландский врач и ученый, с которым Клерк познакомился в Лейдене и который стал его другом на всю жизнь. Его музыкальный стиль сформировался под сильным влиянием итальянского барокко, в частности, его учителя Корелли, что проявляется в мелодичности и использовании инструментовки.
Кантаты
Инструментальная музыка