Клерамбо, Луи-Николя
1676 - 1749
Назад
Clérambault, Louis-Nicolas
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Луи-Николя Клерамбо был французским органистом и композитором, сыном Доминика Клерамбо. Он проявил преждевременные музыкальные таланты. Вероятно, он получил свое самое раннее образование от своего отца, обучаясь игре на скрипке и клавесине. Он изучал орган у Андре Рэзона; некоторое представление о том, как ученик относился к своему учителю, можно оценить по теплым словам посвящения Рэзону, которое Клерамбо поместил во главу своей "Органной книги". Его другим учителем был Жан-Батист Моро, у которого он изучал композицию и пение. В 1707 году Клерамбо был органистом монастыря Гран-Огюстен в Париже, но, как и его предки, он нашел службу в королевском доме. Его первое назначение в этом качестве было руководителем концертов, которые мадам де Ментенон устраивала для Людовика XIV в последние несколько лет жизни короля; за этим последовало назначение органистом Королевского дома Сен-Сир близ Версаля после смерти Нивера в 1714 году. Примерно в то же время он также занял должность Нивера в церкви Сен-Сюльпис в Париже. Клерамбо, возможно, помогал Ниверу в течение некоторого времени до его смерти; согласно архивному документу, процитированному Броссаром, Клерамбо использовал титул «органист Королевского дома Сен-Луи в Сен-Сире и приходской церкви Сен-Сюльпис» за шесть месяцев до смерти Нивера. Основанный в 1688 году мадам де Ментенон как школа для бедных, но знатного происхождения девочек и управляемый в строго религиозном духе, Сен-Сир предоставлял своим воспитанницам некоторое музыкальное образование, чтобы повысить уровень пения в часовне. Обязанности Клерамбо в основном заключались в игре на органе во время специальных служб в течение года и время от времени в обучении девочек пению. Были также случаи, когда воспитанницы принимали участие в полудраматических представлениях. "Эсфирь" Расина (положенная на музыку Моро) была написана специально для них, и в последующие годы Клерамбо предоставил им свою "Идиллию Сен-Сира". Несколько лет спустя он оставил свою должность в Сен-Сире в пользу одного из своих сыновей (вероятно, Сезара-Франсуа-Николя), но из-за отсутствия имен в официальных документах, касающихся их работы там, неизвестно точно, когда произошла эта перемена (Бер полагал, что это было уже в 1721 году). Тем не менее, Клерамбо-отец, как его стали называть, сохранил связь с Сен-Сиром. После смерти Рэзона в 1719 году Клерамбо был назван его преемником в монастыре якобинцев на улице Сен-Жак в Париже, назначение, которое он принял в дополнение к должности в Сен-Сюльпис.
Его престиж оставался высоким до конца жизни. Его широко считали одним из лучших органистов Франции, в то время как как композитор французских кантат его репутация взлетела выше всех остальных. Эти произведения начали появляться с 1710 года и занимали его внимание до нескольких лет до его смерти. От его брака с Мари-Маргерит Грюле (до 1709 года) было семеро детей, из которых трое пережили младенчество; среди них были два сына, унаследовавшие должности своего прославленного отца.
Самое раннее опубликованное сочинение Луи-Николя Клерамбо появилось в "Собрании серьезных и застольных арий" Баллара в 1697 году, первое из немногих подобных произведений, которые он вносил в серию на протяжении ряда лет. Примечательно, что одним из них была ария на итальянский текст, ибо Клерамбо был среди тех композиторов, которых захватила волна итальянизма, нахлынувшая на Париж на рубеже веков, и хотя его первая крупная работа, "Книга пьес для клавесина" (1704), осталась полностью верной французской традиции, его другие сочинения того времени показывают несомненное влияние итальянской школы. Это особенно заметно в его неопубликованном цикле сольных и трио-сонат для скрипки (скрипок) и бассо континуо, которые, как generally полагают, были сочинены в первые годы века. В то время как их технические требования довольно консервативны по сравнению с аналогичными итальянскими работами того периода, и даже с некоторыми работами новой французской скрипичной школы, сама музыка явно обязана сонатному стилю Корелли, особенно в непрерывной пассажной работе и проворных басовых линиях быстрых частей. Медленные части менее откровенно итальянизированы. В другом инструментальном сборнике, написанном чуть позже, известной "Органной книге", итальянские элементы более тонко вплетены в выражение двух сюит, составляющих этот том. Они очевидны в мелодичном контрапункте дуэтных и трионых частей (включая изящно сделанную фугу), в убедительном развитии тематических идей и в целеустремленном и часто трогательном потоке гармонии. Однако эти техники проникнуты утонченностью выражения, которая, активно используя традиционную клавирную орнаментику, выдает француза.
Именно в своих кантатах Клерамбо достиг наиболее плодотворного объединения французского и итальянского стилей. Французская кантата как характерная форма XVIII века была установлена всего за несколько лет до появления первого тома Клерамбо "Французские кантаты для одного и двух голосов с симфонией и без симфонии" (1710); в кантатах Морена, Бернье, Штука и Кампры можно было найти основы формы, которой Клерамбо придал печать подлинной индивидуальности. Его кантата "Орфей" для высокого голоса, скрипки, флейты и бассо континуо из этого первого тома показывает, каких высот красноречия можно было достичь, когда галльский лиризм был наполнен итальянским теплом и блеском, — качества, которые Клерамбо сумел объединить совершенно убедительным и естественным образом, ибо, подобно Рамо, он впитал иностранные техники в личный стиль. Он опубликовал 25 кантат, 20 из которых содержатся в пяти томах, выходивших с 1710 по 1726 год. Наряду с напряженными и драматическими кантатами, такими как "Орфей", "Ревнивец" и "Медея", есть простые и очаровательные, как "Амур, ужаленный пчелой" и "Мюзет"; внутри каждой кантаты также присутствует considerable разнообразие.
Помимо многих мотетов общего назначения, его духовная музыка включает некоторые легкие мотеты для использования в Сен-Сире, которые, несмотря на свою расчетливую простоту, все же несут отпечаток выразительного воображения Клерамбо.
Кантаты (собрания)
Кантаты (Том 1, 1710)
Кантаты (Том 2, 1713)
Кантаты (Том 3, 1716)
Кантаты (Том 4, 1720)
Кантаты (Том 5, 1726)
Отдельные кантаты
Духовная музыка
Дивертисменты и сценическая музыка
Инструментальная музыка
Прочие вокальные сочинения
Ноты сочинений Луи-Николя Клерамбо на сайте библиотеки IMSLP