Клемент, Иоганн Георг
1710 - 1794
Назад
Иоганн Георг Клемент (Johann Georg Clement) - Немецкий композитор
Родился 1 апреля 1710 года, Фройденталь (ныне Брунталь, Чехия) - умер 23 мая 1794 года, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша).
Он изучал поэтику и логику в иезуитской академии Леопольдины в Бреслау и принимал участие в спектаклях, которые ставились там с 1727 по 1731 год. Он упоминается в 1729 году как бас-гитарист в церкви Святого Винсента, а в 1730 году - как настоятель Сандкирхе, и этот пост он занимал по меньшей мере до 1750 года. После смерти Андреаса Августина Шпехта в августе 1735 года он был назначен епископом и капельмейстером кафедрального собора Бреслау, а в 1737 году сменил Капидлавского на посту органиста и регента коллегиальной церкви Святого Кройца. Он занимал обе должности до самой своей смерти, отпраздновав свой золотой юбилей в качестве капельмейстера 5 ноября 1758 года. На титульных листах 1759 и 1772 годов он назван кавалером Золотой шпоры и апостольским нотариусом; согласно Гофману, он также был присяжным заседателем и старшим в кафедральном капитуле. Похоже, что Климент полностью оправдал ожидания католических властей Бреслау, которые придавали большое значение проведению зрелищного обряда (прежде всего, с помощью музыки), чтобы привлечь верующих среди населения, в котором преобладают протестанты. К 1730 году его уже называли "орнатиссимус" и "виртуоз доминус", а в дневнике Стейнбергера упоминается, что 23 марта 1736 года множество людей поспешили в собор, чтобы послушать его страстную музыку. В последующие годы исполнялись пасхальные кантаты Климента для солистов, хора и расширенного инструментального ансамбля. Предположительно, у него были хорошие отношения с капитулом кафедрального собора, который в 1761 году заплатил ему 217 талеров за 540 рукописей церковной музыки, большая часть которых осталась во владении Heilige Kreuz. Вероятно, сделка была совершена для того, чтобы оправдать финансовую помощь, оказанную Клименту после потери его имущества в результате пожара 9 июня 1759 года. Предполагалось, что Климент напишет совместные мессы для воскресений и праздничных дней, а также хоралы-миссеи для Адвента и Великого поста. Большинство из них были адаптированы к ограничениям музыкальных заведений в Хайлиге Кройц и кафедральном соборе; последний в 1760 году состоял из пяти мальчиков (три сопрано и два альта) и восьми инструменталистов, пятеро из которых также были певцами. Для особых случаев были наняты дополнительные музыканты из других церквей и из частной часовни епископа, в том числе итальянские кастраты. Самым масштабным произведением является Реквием ре минор для двух вокально-инструментальных хоров (около 80 музыкантов), исполненный в кафедральном соборе Бреслау на похоронах императора Карла VI 15 декабря 1740 года. Гофман упомянул также праздничную пьесу, вероятно, "Те Deum", в честь победы при Мольвице, исполненную в присутствии Фридриха Великого в Сандкирхе, и еще одну, посвященную закладке первого камня в основание церкви Хедвигскирхе в Берлине в 1747 году (обе работы в настоящее время утрачены). К.Ф.Д. Шубарт в своей "Немецкой хронике" за 1790 год отзывался о Клименте как о хорошем контрапунктисте, известном своей церковной музыкой, но другие авторы были более пренебрежительны. Гофман (1830), который, должно быть, знал музыку по бреслауским рукописям и эпизодическим исполнениям, создал образ Клемента как композитора, не обладающего ни вдохновением, ни мастерством, - мнение, вероятно, унаследованное от И.И. Шнабеля, учеником которого Гофман был. Гуккель пришел к выводу, что в своих ранних произведениях Клемент проявлял естественное чувство мелодии, но ему не хватало глубоких познаний в теории музыки и четкого понимания формальной структуры. Его ранние строфические кантаты "Я - грабитель" и "Я - король земли" (обе в исполнении Гуккеля) привлекательны и демонстрируют влияние итальянского оперного стиля, с которым Клемент, возможно, соприкоснулся через труппу Антонио Биони, работавшую в Бреслау с 1725 по 1734 год. В библиотеке собора хранятся многочисленные экземпляры оперной музыки XVIII века (некоторые написаны рукой Клемента) со священными текстами, что отражает популярную в Бреслау практику, подвергшуюся критике в "Allgemeine musikalische Zeitung" в феврале 1801 года. В 1770-е годы творческий потенциал Климента ослаб, и большинство произведений, которые он использовал для церковных служб, были его собственными ранними композициями. В "Письме из Бреслау" ("Краткое содержание Бреслау", AMZ, февраль 1804) его упрекали в том, что он отдает предпочтение собственной музыке и поддерживает консервативный репертуар. В 1780-х годах он, вероятно, стал совершенно неактивным, а состояние музыки в соборе было настолько плохим, что министр граф фон Хойм в письме, адресованном капитулу 30 августа 1792 года, рекомендовал некоего Кирие на его место. Однако орден пообещал этот пост сыну Клемента Карлу и в любом случае был озабочен последствиями великого пожара 1791 года. Только в 1804 году, более чем через десять лет после смерти Климента, они назначили нового капельмейстера, Йозефа Игнаца Шнабеля. Клемент женился на Марии Агнес Ментцель 7 ноября 1731 года, и из церковных документов известно о девяти детях. Двое сыновей, Иоганн Непомук (р. 1739) и Карл (1743-1805), были профессиональными музыкантами. Первый работал учителем музыки в Вене. Карл дирижировал публичными концертами в Бреслау, а позже, под именем Клементи, работал скрипачом в Штутгарте (1790) и Касселе (1792), а с 1794 года - музыкальным руководителем и актером придворного театра в Карлсруэ, где и скончался в качестве вышедшего на пенсию капельдиректора.