Клемент, Иоганн Георг
1710 - 1794
Назад
Clement, Johann Georg
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Георг Клемент был немецким композитором. Он изучал поэтику и логику в Леопольдинской иезуитской академии в Бреслау и принимал участие в пьесах, исполнявшихся там в период с 1727 по 1731 год. Он упоминается в 1729 году как певец-бас в церкви Святого Винсента, а в 1730 году — как ректор в Сандкирхе, пост, который он сохранял по крайней мере до 1750 года. После смерти Андреаса Аугустинуса Шпехта в августе 1735 года он был назначен капельмейстером в соборе Бреслау, а в 1737 году сменил Капидлавского на посту органиста и регента хора в коллегиатской церкви Святого Креста. Он занимал обе должности до своей смерти, отметив золотой юбилей в качестве капельмейстера 5 ноября 1758 года. На титульных страницах 1759 и 1772 годов он назван рыцарем Золотой шпоры и апостольским нотариусом; согласно Гофману, он также был присяжным асессором и старшиной капитула собора.
Судя по всему, Клемент хорошо оправдывал ожидания католических властей в Бреслау, которые придавали большое значение обеспечению зрелищного обряда (прежде всего с помощью музыки), чтобы привлекать верующих в населении, где доминировали протестанты. К 1730 году его называли "наидостойнейшим" и "виртуозным господином", а дневник Штайнбергера упоминает многочисленных людей, спешивших в собор 23 марта 1736 года, чтобы послушать его музыку Страстей. Пасхальные кантаты Клемента для солистов, хора и расширенного инструментального ансамбля исполнялись в последующие годы. Предположительно, он пользовался хорошими отношениями с капитулом собора, который в 1761 году заплатил ему 217 талеров за 540 рукописей церковной музыки, большая часть которых осталась во владении церкви Святого Креста. Сделка, вероятно, была совершена, чтобы оправдать финансовую помощь, оказанную Клементу после утраты его имущества в пожаре 9 июня 1759 года.
Иоганн Георг Клемент был центральной фигурой музыкальной жизни католического Бреслау (Вроцлава) середины XVIII века. От него ожидали сочинения концертных месс для воскресений и праздников и хоральных месс для Адвента и Великого поста. Большинство из них были созданы с учетом ограничений музыкальных составов церкви Святого Креста и собора; последний в 1760 году состоял из пяти мальчиков (три сопрано и два альта) и восьми инструменталистов, пятеро из которых также были певцами. Для особых случаев нанимались дополнительные музыканты из других церквей и из личной капеллы епископа, в которую входили итальянские кастраты. Крупнейшим сочинением является Реквием ре минор для двух вокальных и инструментальных хоров (около 80 музыкантов), исполненный в соборе Бреслау на похоронах императора Карла VI 15 декабря 1740 года. Гофман также упоминал торжественную пьесу, вероятно, "Те Деум", в честь победы при Мольвице, исполненную в присутствии Фридриха Великого в Сандкирхе, и другую — для освящения закладки краеугольного камня церкви Святой Ядвиги в Берлине в 1747 году (обе работы ныне утрачены).
Карл Фридрих Даниель Шубарт в своей "Немецкой хронике" 1790 года упомянул Клемента как хорошего контрапунктиста, известного своей церковной музыкой, но другие писатели были более пренебрежительны. Гофман (1830), который, должно быть, знал музыку по бреслауским рукописям и случайным исполнениям, создал образ Клемента как композитора, лишенного как вдохновения, так и мастерства, — мнение, вероятно, унаследованное от Иоганна Игнаца Шнабеля, чьим учеником был Гофман. Гуккель заключил, что Клемент проявлял естественное чувство мелодии в своих ранних работах, но ему не хватало основательной подготовки в музыкальной теории и уверенного понимания формальной структуры. Его ранние строфические кантаты "Это ли твоя могила" и "Придите, ожесточенные грешники" привлекательны и показывают влияние итальянского оперного стиля, с которым Клемент, возможно, столкнулся через труппу Антонио Биони, активную в Бреслау между 1725 и 1734 годами. Многочисленные копии XVIII века (некоторые рукой Клемента) оперной музыки с подтекстовкой духовных текстов существуют в библиотеке собора, отражая практику, популярную в Бреслау, которую критиковали в "Всеобщей музыкальной газете" в феврале 1801 года.
Творческая активность Клемента снизилась в течение 1770-х годов, и большинство произведений, которые он использовал для церковных служб, были его собственными более ранними сочинениями. "Письмо из Бреслау" упрекало его в предпочтении собственной музыки и сохранении консервативного репертуара. В 1780-х годах он, вероятно, стал довольно неактивен, и состояние соборной музыки было настолько плохим, что министр граф фон Хойм в письме, адресованном капитулу 30 августа 1792 года, рекомендовал некоего Кирие заменить его. Однако капитул пообещал эту должность сыну Клемента Карлу и в любом случае был озабочен последствиями великого пожара 1791 года. Только в 1804 году, более чем через десять лет после смерти Клемента, они назначили нового капельмейстера, Йозефа Игнаца Шнабеля.
Клемент женился на Марии Агнес Менцель 7 ноября 1731 года, и из церковных документов известно о девяти детях. Два сына, Иоганн Непомук и Карл, были профессиональными музыкантами. Первый работал учителем музыки в Вене. Карл дирижировал публичными концертами в Бреслау и позже был активен под именем Клементи как скрипач в Штутгарте и Касселе, а с 1794 года — как музыкальный директор и актер при придворном театре в Карлсруэ, где умер в должности пенсионированного директора капеллы.
Мессы и части месс
Реквиемы
Части месс
Вечерни
Литании
Прочие духовные сочинения
Утраченные сочинения