Клемент, Иоганн Георг
1710 - 1794

Назад

Clement, Johann Georg

  • Дата рождения: 1 апреля 1710 года
  • Место рождения: Фройденталь (ныне Брунталь, Чехия)
  • Дата смерти: 23 мая 1794 года
  • Место смерти: Бреслау (ныне Вроцлав, Польша)

Биография

Иоганн Георг Клемент был немецким композитором. Он изучал поэтику и логику в Леопольдинской иезуитской академии в Бреслау и принимал участие в пьесах, исполнявшихся там в период с 1727 по 1731 год. Он упоминается в 1729 году как певец-бас в церкви Святого Винсента, а в 1730 году — как ректор в Сандкирхе, пост, который он сохранял по крайней мере до 1750 года. После смерти Андреаса Аугустинуса Шпехта в августе 1735 года он был назначен капельмейстером в соборе Бреслау, а в 1737 году сменил Капидлавского на посту органиста и регента хора в коллегиатской церкви Святого Креста. Он занимал обе должности до своей смерти, отметив золотой юбилей в качестве капельмейстера 5 ноября 1758 года. На титульных страницах 1759 и 1772 годов он назван рыцарем Золотой шпоры и апостольским нотариусом; согласно Гофману, он также был присяжным асессором и старшиной капитула собора.

Судя по всему, Клемент хорошо оправдывал ожидания католических властей в Бреслау, которые придавали большое значение обеспечению зрелищного обряда (прежде всего с помощью музыки), чтобы привлекать верующих в населении, где доминировали протестанты. К 1730 году его называли "наидостойнейшим" и "виртуозным господином", а дневник Штайнбергера упоминает многочисленных людей, спешивших в собор 23 марта 1736 года, чтобы послушать его музыку Страстей. Пасхальные кантаты Клемента для солистов, хора и расширенного инструментального ансамбля исполнялись в последующие годы. Предположительно, он пользовался хорошими отношениями с капитулом собора, который в 1761 году заплатил ему 217 талеров за 540 рукописей церковной музыки, большая часть которых осталась во владении церкви Святого Креста. Сделка, вероятно, была совершена, чтобы оправдать финансовую помощь, оказанную Клементу после утраты его имущества в пожаре 9 июня 1759 года.

Творчество

Иоганн Георг Клемент был центральной фигурой музыкальной жизни католического Бреслау (Вроцлава) середины XVIII века. От него ожидали сочинения концертных месс для воскресений и праздников и хоральных месс для Адвента и Великого поста. Большинство из них были созданы с учетом ограничений музыкальных составов церкви Святого Креста и собора; последний в 1760 году состоял из пяти мальчиков (три сопрано и два альта) и восьми инструменталистов, пятеро из которых также были певцами. Для особых случаев нанимались дополнительные музыканты из других церквей и из личной капеллы епископа, в которую входили итальянские кастраты. Крупнейшим сочинением является Реквием ре минор для двух вокальных и инструментальных хоров (около 80 музыкантов), исполненный в соборе Бреслау на похоронах императора Карла VI 15 декабря 1740 года. Гофман также упоминал торжественную пьесу, вероятно, "Те Деум", в честь победы при Мольвице, исполненную в присутствии Фридриха Великого в Сандкирхе, и другую — для освящения закладки краеугольного камня церкви Святой Ядвиги в Берлине в 1747 году (обе работы ныне утрачены).

Карл Фридрих Даниель Шубарт в своей "Немецкой хронике" 1790 года упомянул Клемента как хорошего контрапунктиста, известного своей церковной музыкой, но другие писатели были более пренебрежительны. Гофман (1830), который, должно быть, знал музыку по бреслауским рукописям и случайным исполнениям, создал образ Клемента как композитора, лишенного как вдохновения, так и мастерства, — мнение, вероятно, унаследованное от Иоганна Игнаца Шнабеля, чьим учеником был Гофман. Гуккель заключил, что Клемент проявлял естественное чувство мелодии в своих ранних работах, но ему не хватало основательной подготовки в музыкальной теории и уверенного понимания формальной структуры. Его ранние строфические кантаты "Это ли твоя могила" и "Придите, ожесточенные грешники" привлекательны и показывают влияние итальянского оперного стиля, с которым Клемент, возможно, столкнулся через труппу Антонио Биони, активную в Бреслау между 1725 и 1734 годами. Многочисленные копии XVIII века (некоторые рукой Клемента) оперной музыки с подтекстовкой духовных текстов существуют в библиотеке собора, отражая практику, популярную в Бреслау, которую критиковали в "Всеобщей музыкальной газете" в феврале 1801 года.

Творческая активность Клемента снизилась в течение 1770-х годов, и большинство произведений, которые он использовал для церковных служб, были его собственными более ранними сочинениями. "Письмо из Бреслау" упрекало его в предпочтении собственной музыки и сохранении консервативного репертуара. В 1780-х годах он, вероятно, стал довольно неактивен, и состояние соборной музыки было настолько плохим, что министр граф фон Хойм в письме, адресованном капитулу 30 августа 1792 года, рекомендовал некоего Кирие заменить его. Однако капитул пообещал эту должность сыну Клемента Карлу и в любом случае был озабочен последствиями великого пожара 1791 года. Только в 1804 году, более чем через десять лет после смерти Клемента, они назначили нового капельмейстера, Йозефа Игнаца Шнабеля.

Клемент женился на Марии Агнес Менцель 7 ноября 1731 года, и из церковных документов известно о девяти детях. Два сына, Иоганн Непомук и Карл, были профессиональными музыкантами. Первый работал учителем музыки в Вене. Карл дирижировал публичными концертами в Бреслау и позже был активен под именем Клементи как скрипач в Штутгарте и Касселе, а с 1794 года — как музыкальный директор и актер при придворном театре в Карлсруэ, где умер в должности пенсионированного директора капеллы.

Произведения

Мессы и части месс

  • "Полная любви" ("Amoris plena"), для хора (сопрано, альт, тенор, бас), 2 валторн по желанию, 2 скрипок и бассо континуо (1764)
  • "Вакханалия, названная Февральской" ("Bachanalis, Februarius intitulata"), для хора, 2 валторн по желанию, 2 скрипок и органа (1757)
  • "Скорбей семи" ("Cor dolorum septem"), для хора и органа
  • "Еммануила" ("Emanuelis"), для хора, трубы, 2 скрипок и органа (до 1761)
  • "Праздничная" (i) ("Festivalis"), для хора, трубы и органа (1763)
  • "Праздничная" (ii) ("Festivalis"), для хора, 2 валторн, 2 скрипок, виолы да гамба и органа (1767)
  • "Радостной долины Святого Руффа" ("Gaudiosae vallis S Ruffi"), для хора, 2 труб, 2 скрипок и органа
  • "Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы" ("Immaculatae Conceptionis BMV"), для хора, 2 труб, 2 скрипок и органа
  • "На Тебя, Господи, уповаю" ("In te Domine speravi") (Кирие, Глория), для хора, 2 гобоев, 2 труб, скрипки, альта и органа (ок. 1750)
  • Месса для хора, 2 труб, 2 скрипок и органа (ок. 1731, 2 версии)
  • Месса для хора, 2 труб, 2 фаготов, 2 скрипок, 2 альтов и органа
  • Месса для хора, 2 валторн, 2 скрипок и органа
  • Месса (Кирие, Глория) для хора, 2 скрипок, 2 труб, альта, виолончели и органа (ок. 1730)
  • Месса (Кирие, Глория) для хора (сопрано, сопрано, альт, альт, тенор, бас), 2 флейт, 2 гобоев, 2 труб/валторн, 3 тромбонов по желанию, 2 скрипок, альта и органа (1763)
  • Месса (Кирие, Глория) для хора (сопрано, альт, тенор, бас, бас), 2 гобоев, 2 труб, 2 валторн, 2 скрипок, 2 альтов и органа
  • Месса (Кирие, Глория) для хора (?), 2 труб, 2 скрипок и органа (неоконченная)
  • "Полная месса (сокращенная)" ("Missa integra (abbreviata)"), для хора, 2 труб, 2 скрипок, альта и органа (до 1759)
  • "Полная месса" ("Missa integra"), для хора, 2 труб, валторны, 2 скрипок, 2 альтов и органа
  • "Рождества Пресвятой Богородицы" ("Nativitatis B.V. Mariae"), для хора, 2 труб, 2 скрипок и органа (1773)
  • "Мы же" ("Nos autem") (интроит, Кирие, Глория), для хора, 2 скрипок, виолы да гамба и органа (1741)
  • "Провидения Божия" ("Providentiae Dei")
  • "Священная" (Кирие, Глория) ("Sacrum"), для хора, 2 флейт, 2 труб, 2 скрипок и органа (1762)
  • "Святого Франциска" ("S Francisci"), для хора, 2 труб, литавр, 2 скрипок, альта, виолы да гамба и органа (1743, 2 версии)
  • "Святой Марии Анны" (i) ("S Mariae Annae"), для хора, 2 валторн по желанию, 2 скрипок и органа (1761)
  • "Святой Марии Анны" (ii) ("S Mariae Annae"), для хора, 2 флейт, 2 труб, 2 скрипок и органа (1773, 2 копии)

Реквиемы

  • "Заупокойная месса под названием рабская" ("Missa de requiem sub titulo servile"), для хора, 2 валторн по желанию, 2 скрипок и органа (1773, 2 копии)
  • Реквием ре минор, для двойного хора, 2 флейт, 4 гобоев, 2 английских рожков, 3 фаготов, 4 валторн, 4 труб, 4 тромбонов, литавр, 4 скрипок, 2 альтов, виолы да гамба, 2 органов (1740)
  • "Повседневный реквием в утешение усопшим" ("Requiem quotidianum in solamen defuntorum"), для хора, виолы да гамба и органа

Части месс

  • "Верую" ("Cr"), для хора, 2 скрипок, 2 труб и органа (1738)

Вечерни

  • "Вечерня Пресвятой Богородицы" ("Vesperae de BMV"), для хора, 2 валторн, 2 скрипок и органа
  • "Вечерня Пресвятой Девы Марии" ("Vesperae de Beata Maria Virgine") (1766)
  • "Воскресная вечерня" (i) ("Vesperae de Dominica") (1759)
  • "Воскресная вечерня" (ii) ("Vesperae de Dominica"), для хора, 2 труб, 2 скрипок, альта и органа
  • "Полная воскресная вечерня" (i) ("Vesperae integrae de Dominica"), для хора, 2 труб, 2 скрипок и органа (1744)
  • "Полная воскресная вечерня" (ii) ("Vesperae integrae de Dominica"), для хора, 2 труб, 2 скрипок и органа (2 версии)

Литании

  • 2 "Литании Имени Иисус" ("Litaniae de nomine Jesu"), для хора, 2 скрипок и органа (1756, неоконченная)
  • "Литания Имени Иисус" ("Litaniae de nomine Jesu"), для хора, 2 валторн, 2 скрипок и органа (неоконченная)
  • "Литания Всех Святых" ("Litaniae de Omnibus Sanctis"), для хора, 2 скрипок и органа (1777)
  • "Литания Святой Анны" ("Litaniae de S Anna"), для хора, 2 скрипок, виолы да гамба и органа (1774)
  • "Литания Святого Августина" (нем.) ("Litaniae de S Augustino"), для хора, 2 труб, 2 скрипок и органа (1733)
  • "Лоретанская литания" (i) ("Litaniae Lauretanae"), для хора, 2 скрипок и органа
  • "Лоретанская литания" (ii) ("Litaniae Lauretanae"), для хора, 2 скрипок и органа (1771)
  • "Литания Святому Августину" (нем.) ("Litaniae pro S Augustino"), для хора, 2 валторн, 2 скрипок и органа (неоконченная)

Прочие духовные сочинения

  • 28 циклов проприев для specific праздников
  • 126 градуалов
  • 22 оффертория
  • 2 антифона
  • 6 циклов респонсориев для Страстной недели
  • 20 гимнов
  • Многочисленные короткие литургические композиции
  • Оратория "Дщери Иерусалимские" ("Ihr Töchter von Jerusalem") (1744)
  • 7 немецких кантат
  • 7 немецких арий

Утраченные сочинения

  • Согласно каталогу 1761 года, утрачено: 20 месс, 6 вечерень, 4 цикла проприев, 12 градуалов, 42 оффертория, 8 гимнов, 3 "Те Деум", 22 других произведения.