Клейтон, Томас
1673 - 1725

Назад

Томас Клейтон (Thomas Clayton) - Английский композитор и скрипач

Крещён 28 октября 1673 года, Лондон - умер 23 сентября 1725 года, Лондон. 

Его отцу, Уильяму Клейтону (ок.1636–1697), было предоставлено одно из девяти мест для скрипачей, созданной в 1660 году частной Королевской музыкальной школы Карла II. Некоторые скрипичные мелодии, написанные им, сохранились в рукописи. Томас присоединился к своему отцу в этой школе в качестве скрипача в 1689 году, получив полноценное место в 1693 году. Он унаследовал имущество от обоих родителей (его мать умерла в 1700 году) и получил музыкальные книги и инструменты своего отца, а также его долю в театре Друри-Лейн. К осени 1704 года он уехал в Италию изучать музыку, хотя каждый год приезжал в Англию, чтобы расписаться за причитающуюся ему 30 ноября плату за проживание. 28 октября 1704 года "Дивертинг пост" сообщила, что к открытию нового театра Джона Ванбру в Хеймаркете готовятся две оперы, одна из них Клейтона. Однако опера Клейтона "Арсиноя, королева Кипра" была поставлена труппой Кристофера Рича на Друри-Лейн 16 января 1705 года. Это была первая полностью спетая опера в итальянском стиле, поставленная на английской сцене, и в течение двух сезонов она имела значительный успех. Либретто Станцани первоначально было поставлено Франческини в 1676 году, и неясно, использовал ли Клейтон английский перевод Питера Мотте или попросил Мотте подогнать английские слова к его итальянскому переводу. Позднее, в том же столетии, Берни и Хокинс были едины в своем презрении к этой музыке, и анонимный автор критического рассуждения об опере в Англии (1709) написал, что "ее следовало бы назвать лечебницей старой, обветшалой итальянской оперы’. Этот критик утверждал, что успех "Арсинои" "побудил автора сочинить еще одну, еще худшую, чем первая". Это также позволило Клейтону уйти из частной музыкальной труппы в марте 1706 года. Его второй оперой была "Розамунда" на оригинальное английское либретто Джозефа Аддисона. Впервые она была поставлена 4 марта 1707 года и потерпела полный провал, получив всего три представления. Музыка Клейтона всегда считалась ответственной за это, но либретто Эддисона далеко от совершенства, а его лесть в адрес герцога Мальборо оттолкнула тори. В 1709 году виг лорд Уортон был назначен лордом-лейтенантом Ирландии, а Эддисон стал его главным секретарем, сопровождая его во время визитов в Ирландию в 1709 и 1710 годах. Они взяли Клейтона с собой, и он организовал оперные представления в Дублинском замке. К тому времени опера в Лондоне уже исполнялась на итальянском языке. Эддисон и Ричард Стил в "Тэтлере", а позже в "Зрителе" выступили в качестве арьергардов против абсурдности этого, и Стил поддержал Клейтона в серии концертов в Йорк-Билдингс в период с 1710 по 1712 год, на которых были представлены сочинения Клейтона по английской поэзии. Его "Пасторальная маска" была представлена в мае 1710 года, а в 1711 году последовали "Праздник Александра", "Страсти Сафо" и "Если вино и музыка". На этих концертах к Клейтону присоединились Хейм и Дьепар, которые помогали в постановке "Арсинои". Негодование трех музыкантов по поводу того, что их исключили из современной оперной сцены, отражено в их письме к изданию Spectator в декабре 1711 года. О заключительном этапе карьеры Клейтона известно очень мало. На концерте в зале Хикфорда 13 декабря 1716 года прозвучали его ода ко дню рождения принца и ода, посвященная королю, а в ноябре 1718 года в Линкольнс-Инн-Филдс вновь прозвучали его "Страсти по Сафо". Предисловие Клейтона к либретто "Арсинои" начиналось словами: "Цель этого представления - представить итальянскую музыкальную манеру на английской сцене", и заканчивалось словами: “Если эта попытка... станет средством распространения этой музыкальной манеры в моей Родной стране, я буду считать, что все мои знания и старания были использованы очень хорошо”. Его, безусловно, помнят за это достижение и за то, что он сам был очень неравнодушным композитором.

Ноты сочинений Томаса Клейтона на сайте библиотеки IMSLP