Клейтон, Томас
1673 - 1725
Назад
Clayton, Thomas
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томас Клейтон был английским композитором и скрипачом. Его отец, Уильям Клейтон, получил одно из девяти новых мест для скрипки, созданных для Королевской личной музыки Карла Второго в 1660 году. Некоторые скрипичные мелодии его авторства сохранились в рукописи. Томас присоединился к своему отцу в королевском музыкальном учреждении в качестве скрипача в 1689 году, получив полное место в 1693 году. Он унаследовал собственность от обоих родителей (его мать умерла в 1700 году) и получил музыкальные книги и инструменты своего отца, а также его доли в театре Друри-Лейн. К осени 1704 года он побывал в Италии для изучения музыки, хотя находился в Англии, чтобы ежегодно подписывать получение причитающейся ему ливрейной выплаты 30 ноября.
28 октября 1704 года газета "Дивертинг Пост" сообщила, что две оперы, одна из которых принадлежала Клейтону, готовятся к открытию нового театра Джона Ванбру на Хеймаркете. Однако опера Клейтона "Арсиноя, царица Кипра" была поставлена труппой Кристофера Рича в Друри-Лейн 16 января 1705 года. Это была первая полностью спетая опера в итальянском стиле, исполненная на английской сцене, и она имела considerable успех в течение двух сезонов. Либретто Станцани изначально было положено на музыку Франческини в 1676 году, и неясно, положил ли Клейтон на музыку английский перевод Питера Моттё или попросил Моттё подобрать английские слова к его музыке на итальянский текст. Позже, в XVIII веке, Берни и Хокинс были единодушны в своем презрении к ее музыке, а анонимный автор "Критического рассуждения об операх в Англии" (1709) написал, что "ее следовало бы назвать Госпиталем старых дряхлых итальянских опер". Этот критик утверждал, что успех "Арсинои" "воодушевил Автора сочинить другую, хуже первой". Это также позволило Клейтону уйти из Королевской личной музыки в марте 1706 года. Его второй оперой была "Розамунда" на оригинальное английское либретто Джозефа Аддисона. Она была впервые исполнена 4 марта 1707 года и потерпела полный провал, получив только три представления. Музыка Клейтона всегда считалась ответственной за это, но либретто Аддисона далеко от совершенства, а его лесть герцогу Мальборо оттолкнула тори. В 1709 году виг лорд Уортон был назначен лордом-лейтенантом Ирландии, а Аддисон стал его главным секретарем, сопровождая его во время визитов в Ирландию в 1709 и 1710 годах. Они взяли с собой Клейтона, и он организовал оперные развлечения в Дублинском замке.
К тому времени опера в Лондоне исполнялась на итальянском языке. Аддисон и Ричард Стил в журналах "Татлер", а позже "Спектейтор", вели арьергардную борьбу против нелепости этого положения, и Стил поддержал Клейтона в серии концертов в Йорк-Билдингс между 1710 и 1712 годами, в которых featured обработки Клейтоном английской поэзии. Его "Пасторальная маска" была исполнена в мае 1710 года, а "Пир Александра", "Страсть Сапфо" и "Если вино и музыка" последовали в 1711 году. В этих концертах Клейтону присоединились Хайм и Дьёпар, которые помогали в постановке "Арсинои". Недовольство трех музыкантов их исключением из текущей оперной сцены показано в их письме в "Спектейтор" в декабре 1711 года.
Очень мало известно о последнем этапе карьеры Клейтона. Концерт в Хикфордс-Рум 13 декабря 1716 года включал его "Оду на день рождения принца" и "Оду на короля", а его "Страсть Сапфо" была исполнена снова в Линкольнс-Инн-Филдс в ноябре 1718 года. Предисловие Клейтона к либретто "Арсинои" начиналось словами: "Задачей этого представления было введение итальянской манеры музыки на английскую сцену" и заканчивалось: "если эта попытка... станет средством внедрения этой манеры музыки в моей родной стране, я буду считать все мои труды и усилия очень хорошо затраченными". Его, безусловно, помнят за это достижение и за то, что он сам был весьма посредственным композитором.
Томас Клейтон известен прежде всего как пионер итальянской оперы в Англии. Его опера "Арсиноя" ознаменовала важную веху, познакомив английскую публику с формой полностью спетой оперы-сериа, хотя его музыкальные способности подвергались резкой критике современниками и последующими историками, такими как Берни, которые считали его музыку слабой и производной. Его провальная "Розамунда", несмотря на либретто известного писателя Аддисона, укрепила его репутацию как композитора, неспособного соответствовать требованиям жанра. Его более поздние концертные произведения, такие как оды и обработки английской поэзии, были частью арьергардной борьбы, которую он и литераторы Аддисон и Стил вели против засилья итальянской оперы, но они также не смогли обеспечить ему прочное признание. Его деятельность в Дублине демонстрирует его связь с вигскими аристократическими кругами. В целом, его историческое значение заключается скорее в его попытках внедрить итальянскую оперу, чем в художественных достоинствах его собственных сочинений, и он остался в памяти как "весьма посредственный композитор", чьи амбиции превзошли его талант.
Оперы
Утраченные произведения
Ноты сочинений Томаса Клейтона на сайте библиотеки IMSLP