Кларк, Джеремайя
1674 - 1707
Назад
Clarke, Jeremiah
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джеремайя Кларк был английским композитором и органистом. Он был ведущим композитором поколения, непосредственно следующего за Пёрселлом. Хотя в основном его помнят как автора церковной музыки, он сочинял и в нескольких других жанрах; он написал так называемый "Трубный добровольный", его самое известное произведение.
Ничего не известно о происхождении Кларка. Э.Х. Феллоуз заметил надпись "Джер: Кларк", грубо вырезанную в северной арке часовни Святого Георгия в Виндзоре, и обратил внимание на тот факт, что различные лица по имени Кларк были членами хора там в XVII и XVIII веках. Однако дата этой надписи, которую Феллоуз считал 1683 годом, не совсем ясна, и любые выводы из нее являются спекулятивными и проблематичными. Самый ранний известный факт карьеры Кларка заключается в том, что он был хористом Королевской капеллы во время коронации Якова Второго в 1685 году. К апрелю 1692 года его голос сломался, так как в том месяцу в записях Лорда-камергера он упоминается как "бывший ребенок" Королевской капеллы.
Первым назначением Кларка была должность органиста Винчестерского колледжа. Записка рукой Уильяма Крофта ссылается на его пьесу "Идите, идите танцевать и петь" как на сочиненную, пока он был там органистом, и это идентифицирует его как "мистера Кларка", вносимого в коллегиальные "Длинные свитки" ежегодно с 1692 по 1695 год. Он покинул Винчестер к тому времени, когда следующий "Длинный свиток" был составлен в 1696 году, и следующее, что мы о нем знаем, это то, что 6 июня 1699 года он был официально назначен викарием-хоралом собора Святого Павла в Лондоне. Его предшественник, Айзек Блэквелл, также функционировал как органист, и, очевидно, в этом качестве Кларку были вручены ключи от органных хоров по крайней мере за три месяца до его официального назначения. В ноябре 1703 года было решено назначить его также алмонером и Мастером хористов вместо Блоу, хотя он не был официально утвержден в этой должности до января 1704 года. Очевидно, нет никакой правды в утверждении, что он стал органистом собора Святого Павла в 1695 году, равно как он не стал Мастером хористов в 1693 году, как stated by Хокинс. Тем не менее, не исключено, что он помогал Блоу, своему бывшему учителю, в соборе Святого Павла в последнем качестве после ухода из Винчестерского колледжа.
7 июля 1700 года Кларк и его бывший соученик Крофт были приведены к присяге как Внештатные джентльмены Королевской капеллы с совместным правом наследования места органиста, которое стало вакантным 15 мая 1704 года после смерти Фрэнсиса Пиготта, после чего Кларк и Крофт были приведены к присяге в качестве совместных органистов. Все указания свидетельствуют о том, что Кларк застрелился 1 декабря 1707 года, находясь в состоянии психического расстройства (результат, как говорили, несчастной любовной связи). Он был похоронен в крипте собора Святого Павла шесть дней спустя. На его кончину есть сплетнические отсылки в "Лондонском шпионе" Неда Уорда; в "Лондонском Терре Филлиусе" (1708); и в двух листовках, "Печальный и мрачный отчет о внезапной и безвременной смерти мистера Джеремайи Кларка" и "Полный и правдивый отчет о мистере Джеремайи Клерке", обе опубликованные в течение недели или около того после события.
Кларк сочинял церковную музыку, оды, песни и театральную музыку для постановок, а также пьесы для клавесина. Среди его антифонов есть несколько, посвященных значительным событиям того времени: например, "Хвали, Иерусалим, Господа" для коронации королевы Анны (1702 год); "Возлюблю тебя, Господи, сила моя" (вторая редакция) в честь прорыва французских линий при Тирлемоне в 1705 году, исполненная в соборе Святого Павла в присутствии королевы; и "Господь — твердыня моя" в честь победы при Рамийи (1706 год). Его оды отмечают не только события при дворе, но и ряд других интересных случаев. "Идите, идите танцевать и петь" была написана в память о Генри Пёрселле и впервые исполнена в театре Друри-Лейн в начале 1696 года. Произведение содержит немало прекрасно выразительной музыки, наиболее примечательной, пожалуй, является та, с которой пастух прерывает начальную сцену деревенского веселья известием о смерти Строфона (то есть Пёрселла); и позже есть также поразительно оригинальная инструментальная часть для труб и литавр, блок-флейт и струнных, озаглавленная "Прощание мистера Пёрселла". Его богато оркестрованная обработка части произведения Ричарда Крэшо "Песнь о славном Вознесении Пресвятой Девы" ("Послушай, ее зовут, час разлуки настал"), вероятно, написанная годом или двумя ранее, имеет откровенно католический текст, который так странно противоречит политическому климату того времени, что трудно представить, где и когда она могла быть исполнена. Эта пьеса и "Идите, идите" обе имеют партии труб, которые требуют нот, обычно считающихся недоступными на натуральных инструментах того периода. "Теперь, Альбион, подними свою поникшую голову", ода "на счастливое избавление Его Величества", очевидно, должна относиться к весне 1696 года, когда якобитский заговор против короля был раскрыт и быстро подавлен. В следующем году Кларк сочинил самую первую обработку оды Драйдена на день Святой Цецилии, "Пир Александра", позже положенную на музыку Генделем, но музыка, увы, не сохранилась. Также датируются 1697 годом "Возвести миру" (в честь Рейсвейкского мира) и "новая пастораль на мир", спетая в Йорк-Билдингс 20 декабря, которая вполне может быть одой "Принесите ваши благодарности". "Не более, великие правители небес", ода для "джентльменов острова Барбадос и исполненная для них в Стейшнерс-Холл", по-видимому, commemorates великую бурю, обрушившуюся на Лондон и южные графства Англии 27 ноября 1703 года и нанесшую большой ущерб.
На титульной странице "Избранного собрания арий для клавесина" Кларк описан как "Композитор музыки, используемой в Королевском театре (Друри-Лейн)", и он был очень активен в этом мире примерно с 1696 года, когда он написал песни для пьес Джорджа Пауэлла ("Корнуолльская комедия") и Моттё ("Любовь — это шутка"). Его самый существенный вклад в этой области — это обработка "Четырех времен года, или Любви в каждом возрасте", заключительной маски ("интерлюдии") в "Островной принцессе" Моттё, очень успешной "оперы", написанной в сотрудничестве с Ричардом Левериджем и Дэниелом Пёрселлом и впервые исполненной в Друри-Лейн в феврале 1699 года.
Согласно Филипу Хейсу, чей отец учился у Уильяма Хайна (ученика Кларка), Кларк "считался самым изящным исполнителем церковной музыки в королевстве" и "его ум был от природы меланхолического склада". Если это так, то это не отражается в его музыке, которая в целом мелодична, приятна и эффективна. У него был дар к мелодичному письму и к чистой и прямой инструментальной музыке, что объясняет его успех в театре и привлекательность его музыки для клавесина. Мелодия его песни "Славное сероглазое утро" использовалась в "Оперы нищего" для "'То женщина соблазняет все человечество'". В лучшем случае его церковная музыка обладает легкой и приятной прелестью, но она не затрагивает более глубоких струн; некоторая ее часть малоинтересна, и традиция полного антифона практически прошла мимо него. Антифон "Доколе, Господи, будешь забывать меня", в основном для солирующего дисканта, с кратким гомофонным хором в конце, показывает его в лучшем виде: он мелодичен, выразителен по отношению к тексту (если и не с какой-либо глубиной), превосходно написан для голосов и демонстрирует качество, которое, если сравнивать его с Блоу и Пёрселлом, можно было бы назвать почти галантным.
Его собственная музыка для клавесина, один небольшой том которой был опубликован в 1711 году под наблюдением его шурина, Чарльза Кинга (который сменил его на посту алмонера и Мастера хористов собора Святого Павла), настолько изящна и привлекательна, что один современный специалист описывает его, по крайней мере в этой области, как "самого серьезного недооцененного мастера своего поколения". "Трубный добровольный", мелодия, которой, судя по всему, Кларку суждено быть вечно помнимым (и которая звучала на бесчисленных свадебных церемониях XX века), своей популярностью обязана аранжировке для трубы, органа и литавр, сделанной сэром Генри Вудом и приписанной им Пёрселлу. Теперь известно, что это была пьеса для клавесина под названием "Марш принца Датского", которую Кларк включил в "Избранное собрание арий". Поскольку она также сохранилась в сюите пьес для духовых инструментов Кларка, вполне возможно, что, в отличие от многих подобных клавесинных пьес, написанных в подражание трубному стилю, она изначально была задумана как произведение для трубы и духового ансамбля.
Службы
Антемы
(указаны только основные рукописные источники; стиховые, если не указано иное)
Прочие духовные сочинения
Оды
Песни, кэтчи и диалоги
Прочая музыка для пьес
Прочие сочинения
Ноты сочинений Джеремайи Кларка на сайте библиотеки IMSLP